Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование фирмы

Поиск

 

Государственное регулирование деятельности фирмы представляет собой форму целенаправленного воздействия на фирмы с целью реализации государственных интересов.

Методы государственного воздействия на фирмы можно подразделить на прямые методы и косвенные.

К прямым методам относят методы непосредственного вмешательства государства в деятельность фирмы. Оно осуществляется путем финансирования новых отраслей, системы государственных заказом и контрактов, финансирования подготовки кадров, предоставления субсидий, дотаций и субвенций, через механизм ценообразования.

На современном этапе важную роль играют государственные заказы. Это обязательные для выполнения задания по поставкам продукции или услуг для государственных нужд. Через государственные заказы удовлетворяются важнейшие потребности общества, проводится определенная государственная политика.

В настоящее время все большее распространение получает такая форма государственного заказа, как контракты. Это соглашение между государством и фирмой на основе взаимных обязательств по поставкам и приобретению товара либо определенного объема работ.

В необходимых случаях государство может оказывать фирме и финансовую помощь в форме субсидий, дотаций, субвенций и т.д.

Субсидии – это безвозмездное финансовое пособие для технического перевооружения, реорганизации и т.д.

Дотации представляют собой финансовое пособие для покрытия убытков в случаях, когда цены на продукцию ниже издержек на производство и реализацию. В некоторых отраслях от дотаций зависит само их существование. Во многих странах, например, дотируется производство сельскохозяйственной продукции. Для Беларуси и России данное обстоятельство особенно актуально, поскольку большая часть сельскохозяйственных угодий наших стран расположена в зоне рискованного земледелия. И вообще, продукция нашего сельского хозяйства по природно-климатическим условиям и без поддержки государства просто не сможет конкурировать со странами Запада и Восточной Европы. Дело в том, что биологическая продуктивность почв (теоретически достижимое количество биомассы с га) у нас в 2 раза меньше, чем в Западной Европе, и в 5 раз меньше, чем в США. Другой фактор – продолжительность вегетационного периода. В Центральной Европе и в Англии, например, работы на земле начинаются в марте, а заканчиваются к началу декабря, следовательно, продолжаются 9 месяцев. В Беларуси же они продолжаются с апреля до октября. Почему бы тогда не отказаться от производства мяса, молока, зерна и др. видов продукции сельского хозяйства и не покупать её в странах ЕС? Во-первых, сельскохозяйственная продукция обеспечивает нашу экономическую безопасность и независимость. Во-вторых, она удовлетворяет первичные потребности людей, И, в-третьих, где мы возьмем деньги на покупку продовольствия в таких объемах? Прежде, чем что-то купить, надо что-то продать.

И, наконец, субвенции – это особый вид денежного пособия местным органам государственной власти или отдельным фирмам для финансирования определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения его целевого использования.

В связи со сказанным возникает вопрос, а стоило ли оказывать помощь таким белорусским предприятиям, например, как МТЗ, МАЗ, «Горизонт» и др.? Давайте порассуждаем вместе. Без помощи государства некоторые из них наверняка бы стали банкротами, так как не выдержали бы конкуренции со стороны известных иностранных фирм. Предположим, что в Беларуси обанкротился МТЗ? Тогда, во-первых, было бы потеряно 20 тыс. рабочих мест на этом предприятии, а на смежных предприятиях – около 140 тыс. Цифры, как видим, внушительные! Во-вторых, для того, чтобы трактора были конкурентоспособны, для МТЗ надо готовить высококвалифицированные кадры и разрабатывать новейшие технологии. Это значит, что такие предприятия, как МТЗ, являются локомотивами науки и образования. В-третьих, канет в лету и торговая марка этого предприятия. Другое дело, что государственная поддержка должна быть взвешенной.

Вмешательство государства в механизм ценообразования, как правило, носит социальную направленность. Государство может, например, устанавливать предельный уровень цен на предметы первой необходимости (соль, хлеб, лекарства), чтобы не допустить падения уровня жизни людей в условиях монополизма и дефицита продукции. Оно регулирует тарифы на услуги жилищно-коммунальные, общественного транспорта и т.д. Довольно часто государство устанавливает фиксированные цены на природные ресурсы, так как с них начинается вся цепочка цен на готовую продукцию.

В странах с социально ориентированной экономикой роль государства в ценообразовании часто состоит не столько в назначении конкретной цены, сколько в разработке мер воздействия на принятие решений по ценам. Эти меры включают систему правовых актов и законов, с помощью которых регулируются цены на рынке.

К методам косвенного воздействия государства на фирмы, в первую очередь, относят налоговую и амортизационную политики. Подробный разговор о налогах ведется в таком разделе экономической теории, как «Макроэкономика». Здесь же укажем на то, что, изменяя налоговые ставки, государство может активно воздействовать на спрос и предложение, сбережения и инвестиции. Высокие ставки налогов приводят к уменьшению капитальных вложений в производство, льготные же – позволяют предприятиям возмещать издержки и при низких рыночных ценах. Поэтому, если спрос и предложение надо сдерживать, тогда государство увеличивает налоговые ставки, а в случае их расширения — проводит льготную налоговую политику.

Одним из косвенных методов государственного регулирования деятельности фирмы является метод ускоренной амортизации. Дело в том, что высокие нормы амортизации позволяют предприятию повышать уровень накопления, способствуют интенсивному росту основного капитала в наукоемких отраслях, прогрессивным структурным сдвигам в экономике. Система ускоренной амортизации (до пяти лет) приводит к сокращению сроков службы оборудования, позволяет списывать уже в первые годы эксплуатации в качестве издержек большую часть стоимости оборудования и тем самым занижать облагаемую налогом прибыль. Таким образом, ускоренная амортизация является механизмом, обеспечивающим инвестиции в производство.

Итак, нами была выяснена экономическая роль государства в деятельности фирм. К ней и ее социальной роли мы ещё вернёмся, когда будем рассматривать вопросы функционирования национальной экономики. Теперь же пришла пора подвести некоторые итоги.

 

ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ

¨ Управление фирмой нацелено на такое использование ограниченных ресурсов, при котором в наибольшей степени удовлетворяются потребности потребителей в продукции фирмы с максимальной для неё выгодой.

Функционирование фирмы возможно в трёх типах экономических систем: централизованной, децентрализованной и смешанной. На современном этапе развития общества доминирует смешанная экономическая система, или социально ориентированная рыночная экономика.

¨ В рыночной подсистеме современной экономики управление фирмой принимает форму менеджмента. Это совокупность принципов, методов и других средств наиболее эффективного использования ресурсов с целью увеличения прибыли.

Сущность менеджмента проявляется в таких его функциях, как целеполагание, планирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль и анализ деятельности фирмы.

Для выживания в условиях конкуренции фирма должна иметь стратегию. Она представляет собой единство долгосрочных целей фирмы и средств их достижения. Стратегическая цель фирмы состоит в том, чтобы добиться долгосрочных преимуществ, обеспечивающих высокую рентабельность.

Выделяются три вида стратегии: портфельная, деловая и функциональная.

Важную роль в менеджменте играет мотивация труда. Её механизм представляет собой формы, методы и средства привлечения людей к труду.

Теории мотивации труда подразделяются на теории содержательные и процессуальные. К числу наиболее известных содержательных теорий относятся теории Маслоу, МакКлеланда и Герцберга. Среди процессуальных выделяются теории ожиданий, справедливости и Портера-Лоуренса.

¨ В условиях рыночной экономики фирма может добиться успеха только тогда, если в её системе управления большое внимание уделяется маркетингу. Маркетинг — это система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на рынок.

В основе маркетинга лежит концепция жизненного цикла продукта (ЖЦП) фирмы. ЖЦП фирмы включает пять фаз: разработку продукта, внедрения его на рынок, роста, зрелости и спада.

¨ В условиях смешанной экономики активную экономическую роль играет государство. Она проявляется, прежде всего, в регулировании деятельности фирмы — целенаправленном воздействии на фирму с целью реализации государственных интересов.

Выделяются две группы методов государственного воздействия на фирмы: прямые и косвенные.

К методам прямого государственного воздействия на фирмы относятся: государственные заказы, контракты, финансирование подготовки кадров, предоставление субсидий, дотаций, субвенций, регулирование цен на социально значимые товары.

К методам косвенного воздействия государства на фирмы, главным образом, относятся налоговая и амортизационная политики. Они призваны стимулировать рост спроса, предложения и инвестиционной активности фирм.

Государственное регулирование деятельности фирм, в конечном счете, должно способствовать повышению уровня и качества жизни населения страны на основе устойчивого экономического роста.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

 

Управление. Менеджмент. Стратегия фирмы. Портфельная, деловая и функциональная стратегии. Мотивация труда. Маркетинг. Жизненный цикл продукта фирмы. Государственное регулирование фирмы. Прямые и косвенные методы государственного регулирования фирмы.

 

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

Ответим на вопросы

1. Что, по-вашему, общего в работе менеджера фирмы, учителя и водителя автомобиля?

2. Какие макроэкономические системы вы знаете, и чем они отличаются?

3. Из каких элементов состоит система менеджмента?

4. Чем, по-вашему, управляет менеджер фирмы?

5. Какие виды потребностей вы знаете, и как бы вы их расположили по значимости?

6. Какую роль играет маркетинг в системе управления фирмой?

7. Приведите пример жизненного цикла продукта фирмы и укажите, на какой фазе он находится?

8. Чем, по-вашему, регулирование отличается от управления?

9. В чем заключается необходимость государственного регулирования деятельности фирм?

10. Чем отличаются прямые и косвенные методы государственного регулирования фирмы?

Выполним задания

 

1. Самостоятельность фирмы наибольшая в экономической системе:

а) рыночной;

б) нерыночной;

в) смешанной;

г) тип экономической системы не имеет значения.

2. Опишите организационную структуру школы и знакомого вам предприятия.

3. Точка безубыточности – это:

а) цена, при которой фирма получает прибыль;

б) объем продаж, при котором фирма не несёт убытки;

в) уровень затрат, необходимый для производства продукции.

4. Предположим, что имеется шесть совершенно одинаковых по площади, плодородию земли и технической оснащенности фермерских хозяйств. Во всех хозяйствах производится кукуруза. Количество работников в хозяйствах меняется с одного до шести. Объем производства кукурузы (в т) в зависимости от количества работников меняется следующим образом: 50, 160, 300, 400, 450, 360.

Определите оптимальное количество работников.

5. Какие виды потребностей по пирамиде Маслоу характеризуют следующие понятия: 1. Музей; 2. Почётная грамота; 3.Дискотека;.4. Больница; 5. Квартира;.6. Дружба.

6. Спрос на товар как категория маркетинга — это:

а) нужда в конкретном виде продукции;

б) потребность в товаре;

в) потребность в товаре, которая может быть оплачена потребителем;

г) все ответы верные.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностй вузов. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — Глава 15.

2. Грейсон Дж., О¢Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. — М.: Экономика, 1991. — Главы 21 — 23.

3. Лемешевский И.М. Микроэкономика (экономическая теория Ч. 2.) Учебное пособие для вузов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003.— Глава 14.

4. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. — Мн.: Новое знание, 2003. — Глава 11.

5. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: Деловым людям о предпринимательстве. — Мн.: Полымя, 1992.— Главы «Менеджмент» и «Маркетинг».

 

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

 

ГЛАВА 1

 

1. 1) приготовление пищи дома; 4) покупка обуви.

2. 1 – дефицитный; 2 – сбалансированный; 3 – избыточный.

3. а).

4. в) 25%.

5. г) 0,25.

 

ГЛАВА 2

 

1. Вначале находим единичную полезность каждого яблока Ui (8, 6, 4, 2, 0,- 2). Далее приходим к выводу, что предельной полезностью обладает четвертое яблоко (2). Следовательно, затраты рационального потребителя на покупку четырех яблок составят 400 руб. (2 б · 50 руб. · 4 ябл.). Ответ: 400 руб.

2. Составляем уравнение:

1000 руб. = 150 руб.·QП + 200 руб.·QК. Откуда следует ответ: QП = 4 и QК = 2.

3. б) 6,15 млн. руб. (6 млн. руб. + 0,75 · 0,2 млн. руб.).

4. Составляем систему двух уравнений с двумя неизвестными:

Р = 10 ден. ед.— 2 ден. ед.(Q — 1) и Р·Q = 18 д. ед. Её решение показывает, что потребитель купит три апельсина по шесть ден. ед. каждый.

5. За пять банок покупатель готов был заплатить 15 тыс. руб. (4000 руб. + 3500 руб. + 3000 руб. +2500 руб. + 2000 руб.). На самом деле он купил пять банок кофе за 10 тыс. руб., следовательно, его выигрыш составил 5 тыс. руб. Ответ: 5 тыс. руб.

 

ГЛАВА 3

Смысловые задания

1. Полное–2; коммандитное–1; акционерно-коммандитное– 3.

Решим задачи

1. 1). В первую очередь находим величину годовой амортизации основного капитала: 1,5 млрд. руб. + 1 млрд. руб. + 0,5 млрд. руб. + 1 млрд. руб. = 4 млрд. руб.;

2). Потом вычисляем величину основного капитала: 30 млрд. руб. + 10 млрд. руб. + 2 млрд. руб. + 8 млрд. руб. = 50 млрд. руб.;

3). И, наконец, годовая норма амортизации основного капитала фирмы будет равна 8% = (4 млрд. руб. / 50 млрд. руб.)100%. Ответ: 8%.

2.Автомобиль был куплен за 7000$ = 1000$ · 8 лет – 1500$ + 500$. Ответ: 7000$.

3. б) 160 млн. руб.

4. Сначала находим величины ТР (60, 140, 240, 320, 350, 360). Затем, по полученным данным, вычисляем величины АР (60, 70, 80, 80, 70, 60). Откуда ясно, что предельным является четвертый работник.

5. Число холодильников находим по формуле 0,4·4000,5 ·1000,5 =

0,4 = 0,4·200 = 80 ед. Ответ: 80 ед.

6. Определяем затраты капитала (12. 18, 24, 48, 72; в тыс. руб.), затем – труда (48, 32, 24, 12, 8; в тыс. руб.). На основе этих данных находим суммарные затраты капитала и труда (60, 50, 48, 60, 80; в тыс. руб.). В результате приходим к выводу, что оптимальной является третья комбинация капитала и труда. Ответ: Третья комбинация.

 

ГЛАВА 4

1. б).

2. в) 300%.

3. б).

4. а).

5. По данным таблицы находим величины АТС (400, 300, 250, 200, 250, 300). На их основе можно сделать вывод о том, оптимальное количество продукции равно 4 ед. Ответ: 4 ед.

6. а).

7. Составляем следующее уравнение:

400 млн. руб. = Q·10 тыс. руб. – Q·6 тыс. руб. – 200 млн. руб.

Откуда Q = 600 млн. руб. / 4 тыс. руб. = 150 тыс. экземпляров. Ответ: 150 тыс. экземпляров

8. Находим годовые издержки фирмы:

20 млн. руб.АО + 40 млн. руб.Коб + 20 млн. руб.Зпл = 80 млн. руб.

Величина прибыли равна 100 млн. руб.ТR — 80 млн. руб.Сб = 20 млн. руб. Рентабельность продукции рассчитываем как отношение величин

прибыли и издержек, т.е. (20 млн. руб.: 80 млн. руб.)100% = 25%. Ответ: 25%.

 

ГЛАВА 5

 

1. а).

2. Совершенная конкуренция и олигополия.

3. По данным таблицы находим ТС (150, 200, 240, 240, 400, 540, 700; в тыс. руб.).

Далее – ТR (120, 240, 360, 480, 600, 720, 840; в тыс. руб.). Затем вычисляем величины совокупной прибыли (- 30, 40, 120, 240, 200, 180, 140;

тыс. руб.). Таким образом, фирма получает максимум прибыли, выпуская 4 ед. продукции. Ответ: 4 ед.

4. б).

5. Возьмем производную АТС по Q. В результате получим следующее уравнение: — 8 + 2Q = 0. Откуда оптимальный выпуск продукции будет равен 4 ед., т.е. правильный ответ вариант а).

6. б).

7. б).

8. б).

 

ГЛАВА 6

 

1. б).

2. в).

3. б) 50%.

4. в).

5. б).

6. в).

7. Находим величину курса акции по итогам года:

1000 руб. – 1000 руб.·0,2 = 800 руб. Затем по формуле курса акции рассчитываем величину дивиденда с одной акции:

800 руб. · 0,15 = 120 руб. Общая сумма дивидендов будет равна

60 тыс. руб. Ответ: 60 тыс. руб.

8. Находим величину годовой арендной платы

20 млн. руб.Рента + 20 млн. руб. АО + 40 млн. руб. Процент =

80 млн. руб. Затем определяем цену земельного участка: 80 млн. руб.: 0,2 =

400 млн. руб. Ответ: 400 млн. руб.

 

ГЛАВА 7.

 

1. а).

2. б).

3. б).

4. Сначала находим величины индивидуального вклада (РИ) каждого из работников в общий продукт фирмы (50, 110, 140, 100, 50, -90).

Затем рассчитываем среднюю производительность труда (АР) работников (50, 80, 100, 100, 90, 60). В точке пересечения кривых РИ и АР при РИ = АР количество работников будет оптимальным. Оно равно 4. Ответ: 4.

5. Биологические – 5; в безопасности – 4; социальные – 3, 6; в уважении – 2; самореализация – 1.

6. в).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.015 с.)