Рентабельность и ее показатели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рентабельность и ее показатели



 

Сама по себе абсолютная величина прибыли еще не дает полного представления об эффективности фирмы. В самом деле, если у двух фирм прибыль равна по величине, означает ли это, что и их экономическая эффективность тоже одинаковая. Нет, конечно, ибо мы не знаем, какие были издержки, сколько было вложено в производство капитала и пр. Поэтому для оценки экономической эффективности фирмы еще используются такие показатели, как рентабельность продукции, производительного капитала и производства.

Под рентабельностью продукции (Рп) будем понимать отношение величины балансовой прибыли (Пр) к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме бухгалтерских издержек (Сб):

Рп = Пр100% / Сб. (4.13)

Рентабельность производительного капитала (Рк) измеряется отношением величины прибыли к стоимости основного (Кос) и оборотного (Коб) капиталов фирмы:

Рк = Пр100% / (Кос + Коб). (4.14)

Имеет также смысл сопоставлять величину прибыли фирмы с ее основным капиталом и суммой оборотных средств (Ос), совокупностью оборотных фондов и фондов обращения предприятия, выраженных в денежной форме. В этом случае мы получим формулу для расчета рентабельности производства:

Рпр = Пр100% / (Кос + Ос). (4.15)

Рентабельность производства показывает отдачу авансированных в производстве средств.

Уровень рентабельности точно характеризует эффективность фирмы в том случае, если цены на ее продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования. Если же фирма является монополией, то она может получить дополнительную прибыль и за счет увеличения цены, а, следовательно, повысить рентабельность продукции.

 

 

ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ

¨ Фирма, используя ресурсы для производства продукции, несет издержки. Существуют различные классификации издержек.

По уровню субъекта хозяйствования выделяются общественные, индивидуальные и отраслевые издержки.

Издержки общества — это совокупная стоимость всех факторов производства, затраченных на производство и реализацию продукции, включая перенесенную и новую стоимость. Новая стоимость состоит из стоимости необходимого и прибавочного продуктов. Необходимый продукт предназначен для воспроизводства рабочей силы наемных работников. Прибавочный продукт является источником воспроизводства рабочей силы предпринимателей и удовлетворения потребностей всего общества в целом. Прибавочный продукт создается, как трудом наемных работников, так и трудом предпринимателей.

Под индивидуальными издержками подразумевают издержки фирмы. Они включают стоимость израсходованных материалов и износа основного капитала, величину заработной платы с отчислениями на социальное страхование.

Отраслевые издержки — это затраты факторов производства на единицу продукции в среднем по отрасли.

По способу расчета выделяют плановые, нормативные и фактические издержки.

По характеру используемого труда различают издержки, создаваемые живым и овеществленным трудом.

По принадлежности используемых ресурсов издержки подразделяются на внешние, связанные с использованием приобретаемых на рынке ресурсов, и внутренние — по использованию собственных ресурсов.

¨ В краткосрочном периоде различают постоянные издержки, независящие от объема выпуска продукции, и переменные, зависящие от количества производимой продукции. Выделяют также средние постоянные, переменные, общие и единичные издержки.

Минимум средних переменных и средних общих издержек достигается тогда, когда эти издержки приблизительно равны единичным издержкам. В этом случае количество производимой на фирме продукции считается оптимальным.

В долгосрочно периоде все факторы производства, как и издержки, считаются переменными.

¨ В современной экономике действует эффект масштаба. Его суть состоит в том, что с увеличением объема продукции средние издержки вначале уменьшаются, достигают точки минимума, а затем начинают повышаться. Оптимальным считается объем производства, обеспечивающий минимум средних общих издержек.

¨ Для оценки экономической эффективности фирмы используются такие показатели, как общий, средний и единичный доходы.

На рынке совершенной конкуренции линии единичного дохода и совершенно эластичного спроса совпадают, а средний и единичный доходы равны цене единицы продукции.

На рынке с переменной ценой единичный доход является положительным, если спрос на продукцию эластичен.

В хозяйственной практике часто используют такие показатели, как валовой и чистый доходы фирмы.

Валовой доход отражает результаты всей хозяйственной деятельности, конечные результаты фирмы.

Под чистым доходом понимается разница между выручкой от реализации продукции и издержками фирмы. Основной формой чистого дохода является прибыль, или реализованная прибавочная стоимость.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой и совокупными издержками. Они включают заработную плату, амортизацию, процент по ссудам, резервы и т.д.

В неоклассической теории выделяют такие формы дохода предпринимателя, как нормальная и экономическая прибыль. Нормальная прибыль входит во внутренние издержки и является вознаграждением за выполнение предпринимательских функций. Экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и экономическим издержками (суммой внешних и внутренних издержек).

Важной формой дохода предприятия является балансовая прибыль. Это разница между валовым доходом и бухгалтерскими издержками и косвенным налогами.

¨ Наряду с абсолютными показателями экономической эффективности фирмы используются и относительные. К ним относятся такие показатели, как рентабельность продукции, производительного капитала и производства.

Рентабельность продукции — это отношение величины балансовой прибыли к величине бухгалтерских издержек.

Рентабельность производительного капитала — это отношение величины балансовой прибыли к стоимости основного и оборотного капиталов.

Рентабельность производства — это отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и оборотных средств фирмы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Издержки. Общественные, индивидуальные и отраслевые издержки. Нормативные и фактические издержки. Бухгалтерские (внешние) и неявные (внутренние) издержки. Экономические издержки. Постоянные, переменные и общие издержки. Эффект масштаба. Положительный и отрицательный эффекты масштаба. Доход фирмы. Общий, средний и единичный доходы фирмы. Валовой и чистый доходы. Балансовая, бухгалтерская и экономическая прибыль. Рентабельность. Рентабельность продукции, производительного капитала и производства.

 

 

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Ответим на вопросы

1. Чем отличаются индивидуальные издержки от издержек общества?

2. Каковы источники прибавочной стоимости?

3. Чем отличается перенесенная стоимость от новой стоимости?

4. Почему бухгалтерские издержки называют еще явными, а внутренние — неявными издержками?

5. Чем отличаются издержки в краткосрочном периоде от издержек в долгосрочном периоде?

6. Что постоянного в постоянных издержках и переменного в переменных?

7. Почему средние постоянные издержки имеют тенденцию к снижению?

8. Чем предельные издержки отличаются от единичных издержек?

9. Чем вы можете объяснить положительный эффект масштаба?

10. Чем экономическая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли?

 

Выполним задания

 

1. Поведение фирмы в условиях рыночной экономики изучает:

а) макроэкономика; б) микроэкономика; в) мировая экономика.

2. Если рабочий день наемного работника равен 8 часов, а на себя он работает 2 часа, то степень эксплуатации равна:

а) 100%; б) 200%; в) 300%; г) 400%.

3. Издержки производства фирмы складываются из:

а) заработной платы, стоимости машин, оборудования, материалов;

б) заработной платы, амортизационных отчислений, стоимости материалов, налогов;

в) процента по кредитам, заработной платы, налога на прибыль, амортизационных отчислений;

г) коммерческих и представительских расходов, стоимости материалов, налога на прибыль, подоходного налога.

4. Затраты фирмы являются постоянными, если они не зависят от:

а) объема выпуска продукции;

б) времени;

в) технологии;

г) величины минимальной заработной платы.

5. По данным таблицы определите оптимальный выпуск продукции:

Количество продукции, шт.            
Общие издержки, в тыс. руб.            

 

6. Экономическая прибыль — это разница между:

а) выручкой и бухгалтерскими издержками;

б) бухгалтерской прибылью и неявными издержками;

в) постоянными и переменными издержками.

7. Предполагаемая цена книги равна 10 тыс. руб., переменные издержки равны 6 тыс. руб., а постоянные — 200 млн. руб.

При каком тираже издательская фирма получит прибыль в 400 млн. руб.?

8. Годовая выручка фирмы составила 100 млн. руб. Среднегодовая стоимость ее основного капитала оценивается в 200 млн. руб., а годовая норма амортизации равна 10%.

Какова будет рентабельность продукции фирмы, если за год она затратила на выпуск продукции оборотного капитала на 40 млн. руб., годовой фонд заработной платы составил 20 млн. руб.?

 

ЛИТЕРАУТРА

1. Базылев Н.И, Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей вузов. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — Глава 12.

2. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб. пособие. — Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. — Тема 12.

3. Лемешевский И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч. 2.) Учебное пособие для вузов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. — Главы 7 и 8.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го зд. Т. 2. — М.: Республика, 1992.— Глава 24.

5. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. — М.: «БИНОМ», 1997. —Глава 7.

 

РАЗДЕЛ III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.014 с.)