Поведение фирмы в долгосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирмы в долгосрочном периоде



В долгосрочном периоде монополист расширяет свое производство до тех пор, пока количество выпускаемой продукции соответствует правилу равенства предельного дохода и долгосрочных издержек.

Долгосрочная равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на линии спроса (на рис. 5.7 точка М). При этом долгосрочное равновесие устанавливается не обязательно в точке минимума долгосрочных средних общих издержек. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы-монополиста, будет ниже цены, максимизирующей ее краткосрочную прибыль. Дело в том, что монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска продукции. При меньшей цене, с учетом эластичности спроса, величина прибыли будет больше.

Модель монополии, о которой шла речь, построена на предположении о том, что все единицы продукции за конкретный период времени продаются всем покупателям по одинаковой цене. Однако при определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться различные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминаций. Для ее реализации на рынке должны соблюдаться два следующих условия:

Ø Покупатели не перепродают приобретенную продукцию;

Ø У продавцов есть возможность выделять покупателей по эластичности спроса на товар.

Разделив покупателей на группы, фирма-монополист устанавливает боле высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и ниже цены для покупателей с эластичным спросом. Электростанции, например, назначают разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения. Разные цены могут быть установлены на входные билеты в кинотеатры для детей и взрослых. Существуют, например, дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.

Нужны ли обществу монополисты вообще? На этот вопрос с помощью двухзначной логики и не ответишь. Правильный ответ — и да, и нет. С одной стороны, на них распространяется положительный эффект масштаба, о котором уж шла речь. В этом их преимущество перед фирмами-конкурентами. С другой стороны, минимизации издержек они все-таки не достигают из-за отсутствия конкурентов и расходов, связанных с сохранением монополии. С одной стороны, монополия обладает финансовыми средствами для использования в производстве новых технологий. Но, с другой стороны, у фирмы-монополиста нет стимула для внедрения научно-технических достижений, так как в затылок не дышит соперник.

Можно искать достоинства и недостатки у монополистов и далее, не в них суть. Нетрудно сделать общий вывод о том, что естественные монополии при соответствующем государственном регулировании, разумеется, для общества полезны, а монополии-паразиты, искусственно создаваемые во имя получения монопольно высокой прибыли, должны ликвидироваться.

 

ФИРМА НА РЫНКЕ МНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИ

Модель рынка монополистической конкуренции

 

На рынке монополистической конкуренции относительно большое количество малых фирм-производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Основными признаками монополистической конкуренции являются:

1. Относительно небольшая доля рынка у одной фирмы, и ограниченные возможности по контролю за ценами;

2. Сравнительно большое количество фирм и практически невозможен тайный сговор с целью ограничения объема продукции;

3. Фирмы самостоятельны в выборе производственных решений;

4. Продукция различных фирм дифференцируется по:

Ø Качеству продукции (долговечность, дизайн, мощность);

Ø Услугам и условиям, связанным с реализаций продукции (сервис, послепродажное обслуживание, доставка, гарантийные обязательств);

Ø Размещению и доступности продукта, например, супермаркеты с меньшими ценами или небольшие магазины на оживленной улице;

Ø Рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу.

5. Экономическое соперничество не только по цене, но и неценовым факторам;

6. Относительно легкое вступление в отрасль, так как требуемый для этого капитал невелик, а возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства и продвижения изделия, отличающегося от продукции конкурентов.

 

Особенности поведения фирмы в краткосрочном

И долгосрочном периодах

 

В краткосрочном периоде особенностью поведения фирмы является то, что ее линии спроса и единичного дохода по сравнению с монополией более эластичны. Степень эластичности данных линий зависит от численности конкурентов и дифференциации продукта. Чем больше конкурентов и выше дифференциация продукции, тем эластичнее спрос и единичный доход. Можно сказать, что такая фирма уже не совершенный конкурент, хотя с ним у нее еще много общего, но еще и не монополия. Однако объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки, и цена определяются так же, как и при монополии.

В краткосрочно периоде фирма может получать экономическую прибыль или нести убытки.

В долгосрочном периоде существует тенденция к получению экономической прибыли (рис. 5.8).

Р, Се, Rе, АТС

 

Се

 

АТС

Р1 Е

 

 

D

Re

 
 


Q1 Q

Рис. 5.8. Долгосрочное равновесие фирмы при

монополистической конкуренции

 

При долгосрочном равновесии объем производства продукции (Q1) определяется в соответствии с правилом МR = MC, а цена Р1 равна минимальным средним общим издержкам, что равнозначно получению экономической прибыли.

Каким образом происходит выравнивание нормы прибыли в условиях монополистической конкуренции?

Использование методов неценовой конкуренции, например, рекламы, приводят в краткосрочном периоде к получению экономической прибыли или убытков, кому как повезет. Экономическая прибыль привлечет в отрасль конкурентов, в результате чего предложение превысит спрос на товар. Это в долгосрочном периоде приведет к тому, что экономическая прибыль исчезнет, но увеличится общий объем продаж.

В целом можно сделать вывод о том, что при монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцировнный продукт, нежели на рынках совершенной конкуренции, когда продукция стандартизирована. Вместе с тем, отметим, что эти цены меньше, чем при монополии. Объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии.

 

НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.01 с.)