Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно.



Простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополии состоит в том, что выручка и прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимилизации своей прибыли. Первую модель дуополии предложил французский экономист Курно в 1838г.

 

Модель Курно анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить собственный размер производства. В модели сделаны дополнительные упрощения: оба дуополиста совершенно одинаковые, предельные издержки обеих фирм постоянны (кривая МС идет строго горизонтально).

Допустим, что фирме 1 известно, что конкурент не собирается ничего выпускать. Фирма 1 практически монополия. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадает с кривой спроса всей отрасли. Кривая предельного дохода MR0. По правилу равенства предельного дохода и предельных издержек MC=MR, фирма 1 установит оптимальный для себя объем производства (50 ед). Фирма 2 намерена выпустить 50 ед продукции. Если фирма 1 установит на свою продукцию цену Р1, то спроса на нее не будет. Эта цена уже установлена фирмой 2. Но если фирма 1 установит цену Р2, то общий спрос рынка составит 75 ед. Поскольку фирма 2 предлагает 50 ед, то на долю фирмы 1 останется 25 ед. Если цена будет опущена до Р3, то потребность рынка в продукции фирмы 1 составит 50 ед. Перебирая разные возможные уровни цен, можно получать разные потребности рынка в продукции фирмы 1, т.е. на продукцию фирмы 1 сформируется новая кривая спроса D1 и новая кривая предельного дохода MR1. Использовав правило MC=MR, можно определить новый оптимальный объем производства.

 

Вопрос № 34: «Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период»

Перед монополией, как и перед совершенно конкурентной фирмой, в краткосрочном периоде может стоять задача минимизации убытков. Подобная ситуация может возникнуть, в частности, при резком снижении спроса на ее продукцию. Даже при оптимальном размере ее выпуска монополист будет получать выручку, превышающую прямые затраты (VC), но недостаточную для покрытия валовых издержек (ТС=FC+VC). Остановив производство, он будет нести постоянные издержки (FC). При отсутствии выручки они составят общие убытки монополиста. Для минимизации убытка ему необходимо продолжать производство, покрывая часть убытка разницей между выручкой и переменными затратами (маржинальной прибылью). Чем больше валовая маржа, тем меньше будет общий убыток. Принцип, в соответствии с которым фирма выберет объем выпуска продукции, прежний – равенство предельной выручки и предельных затрат (МR=МС).

При объеме выпуска Q’ соблюдается равенство МR=МС, что означает выбор оптимального размера производства и минимизацию неизбежного убытка. При нем величина валовой выручки TR составит Р’*Q’ (площадь прямоугольника со сторонами Р’ и Q’ на нижнем графике и высоту, равную TR’, на верхнем).

Величина средних издержек при выпуске Q’ будет равна АТС’. Соответственно, общие затраты, АТС’*Q’ (площадь прямоугольника со сторонами АТС’ и Q’ на нижнем графике и высота, равная ТС’, на верхнем), будут больше выручки TR’. Тем не менее, эта выручка в превысит переменные издержки (VC) и обеспечит максимальную маржиналь-ную прибыль (TR’-VC’).

Разница между значениями ТС’ и TR’ составит минимальную величину убытка монополиста в краткосрочном периоде при всех возможных объемах производства.

Убыток монополиста минимизируется, когда угол наклона кривой валовой выручки () равен углу наклона валовых и переменных издержек (), что подтверждает равенство значений МR и МС.

В долгосрочном периоде фирма монополист, ранее минимизировавшая убыток, покинет отрасль как экономически неэффективную. Это сравнительно редкий случай. Как правило, монополия, получающая экономическую прибыль в краткосрочном периоде, сохраняет ее и в долгосрочном, оптимизируя выпуск исходя из равенства предельной выручки и долгосрочных предельных издержек.

Модель максимизации прибыли монополиста в долгосрочном периоде похожа на модель его поведения в краткосрочном периоде. Отличие состоит только в том, что все ресурсы и издержки являются переменными, и монополист может оптимизировать применение всех факторов производства, учитывая эффект масштаба. Равенство МR=МС как условие выбора оптимального размера производства приобретает вид МR=LМС.

При оптимальном размере выпуска валовая выручка TR составит Р’*Q’, а валовые издержки ТС=LАС’*Q’. Разница между значениями TR’ и ТС’ покажет максимально возможную величину прибыли монополиста в долгосрочном периоде.

 

35)…….

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.019 с.)