Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.



Ø Электроэнергетика. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения одних и тех же. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей. Меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии:

- вводится новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;

- предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего рынка электрической энергии;

- расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Раньше было (была?) РАО ЕЭС России, но сейчас её раздробили и вот.

Ø Газовая промышленность. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). Осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке.

Ø Железнодорожный транспорт. На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В России убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

Регулирование «обычных» монополий – антимонопольная политика. Такие монополии складываются в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

Главная цель антимонопольной политики – пресечение монополистических злоупотреблений. Основной механизм – противодействие формированию таких монополий, разрушение сложившихся. Санкции: предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм), штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (за попытку сговора с конкурентами), прямая демонополизация, то есть принудительное дробление монополиста на несколько независимых фирм.

Законодательные меры: контроль за слияниями, за соглашениями об использовании продукции, запрет на установление розничных цен, соглашений о ценах, соглашений о разделе рынков, о предоставлении исключительных прав, установление набора товаров и услуг, ограничение контроля над рынком.

Экономические меры: косвенное регулирование - налогообложение продукции и сверхприбылей; прямое регулирование – установление «потолка цен» и предельной нормы прибыли.

Дробление компании приведет к снижению объема продукции до Qc и повышению цены Pc. То есть дробление снизит эффективность фирмы.

При регулировании цен монополии государством выпуск увеличится с Qm до Qreg. Поэтому второй вариант предпочтительнее.

Регулирование естественных монополий. Естественные монополии возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм.

Существует 3 вида регулирования цен в естественных монополиях: с целью увеличения производства, с целью обеспечения самоорганизованности, через двухступенчатый тариф.

Увеличение производства (ориентирование на предельные издержки).

Достоинства: Для того, чтобы стимулировать рост производства цена устанавливается на уровне MC, следовательно, на графиках видно P=MR, следовательно, увеличивается объем, так как во всей отрасли продукция продается по 1 цене.

Недостатки: на первом графике фирма получает прибыль, а на втором необходимы дотации из бюджета.

Регулирование цен ЕМ с целью обеспечения самоокупаемости (ориентация на средние издержки).

Достоинства: Поскольку средние издержки в данном случае равны продажной цене, монополист работает без убытков и прибылей. Также Qreg>Qm, Preg<Pm.

Недостатки: Этот подход вызывает товарный дефицит и поэтому требует дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Например, составление списков потребителей, прекращать снабжать которые монополист не имеет права.

Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий( торги на франшизу и др.).

Компромиссом между методиками( регулирование цен естественной монополии с целью увеличения производства- ориентация на предельные издержки; ориентация на средние издержки) установления максимальных цен является двухступенчатый тариф. Он применим не для всех типов естественных монополий, а только для фирм со снижающейся кривой предельных издержек( типичные инфраструктурные отрасли с большими постоянными издержками и низкими предельными издержками).Пример: бизнес телефонных компаний (затраты на проводку коммуникаций к каждому абоненту и на строительство телефонных станций( пост издержки). Обработка каждого дополнительного звонка(пред издержки) почти ничего не стоят).

ATC-падают по мере роста производства, MC-низкое расположение. Если деятельность не регурлируется, то Mc=Mr -установится заниженный объем производства и завышенную цену(Qm,Pm).Если использовать метод ориентации на предельные издержки, государство установит потолок цены на уровне В(Mc= D). Сформируется новая крив предельного дохода. Фирма столкнется с проблемой убытков( Pa>Preg).Тут возникает идея двухступенчатого тарифа.Первой ступенью может служить входной билет за право пользования телефоном. Это некоторая фиксированная абонентская плата, которую каждый клиент платит вне зависимости от числа разговора. Его величина определяется путем равномерного распределения убытка( PaABPreg) между всеми пользователями. Вторая же ступень тарифа предполагает сбор платы за каждый звонок в соответствии с установленной гос ценой. Последствия:1) обеспечиваетбезубыточность( из общей суммы издержек PaAQreg0 часть покрывается за счет абонентской платы PaABPreg, а другая чась- за счет оплаты звонков PregBQreg0. 2)гарантируется отсутствие дефицита . Руководствуясь правилом MC=MRмонополист сам стремится произвести Qreg продукции. Достоинства ориентации регулируемой цены на оба параметра (пред изд и среднииизд) удается совместить, избежав недостатков каждого подхода.

Институциональное регулирование естественных монополий:

Последние 20-30 лет во многих развитых странах ведется поиск путей воздействия на монополистов, исключающих прямое регулирование цен. Центральная идея этого направления состоит в создании такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма.

Пример: железная дорога(монополия). Управляется дорога неэффективно.Цены велики и постоянно растут, подвижной состав-в плохом состоянии, сервис практически отсутствует. Снизить цены неудается, так как большие издержки. Поскольку цены не покрывают издержки, заплатить по всем своим обязатльствамжел дорога не может. Вот и приходится либо давать разрешение на повышение цен, либо покрывать убытки дороги за счет государства. Издержки жел дороги велики не по объективным причинам, а из-за х-неэффективности.Но как добиться ее устранения? Выход - открытый конкурс (ТЕНДЕР) на право управления дорогой в течении ближайших 5 лет. К конкурсу приглашаются все желающие.Выбор комиссии- кто предложит самую низкую цену билетов. Толковый предприниматель найдет десятки способов экономии на издержках и наращивания доходов.Если он с радостью примет на себя обязательство не повышать цены в течении всего срока договора на управление дорогой (ФРАНШИЗЫ).Страх, что франшиза достанется другому, заставит его предложить и еще более льготные условия. Если ликвидировать излишние издержки, дело и после всех уступок государству обещает быть очень прибыльным. Через 5 лет тендер должен быть повторен. Претендентам на положение монополиста придется ожесточенно конкурировать за франшизу , предполагая государству максимально привлекательные условия, в частности добровольно снижая цены и добровольно отказываться от части монополистических прибылей. Чтобы в дальнейшем (expost) пользоваться преимуществами монопольного положения, фирма предварительно (exante) должна предложить некий продукт, который окажется весьма привлекательным для потребителя. Чтобы стать монополистом, нужно на открытом тендере предложить самую низкую стоимость перевозки пассажиров.

Несмотря на трудности в практический реализации, институциональный путь контроля естественных монополий считается наиболее перспективным.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.005 с.)