Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.

Поиск

Картелеподобная структура рынка — компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Данная политика позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антимонопольного законодательства, а также позволяет уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т е оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегачает достижение олигополистического равновесия.

Лидерство в ценах. Наиболее часто употребляемым приемом в ценах. Оно состоит в том, что крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем пр-ва) для всей отрасли. Но делает это с тким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то не просто не преследуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

Ценообразование по схеме «издержки плюс». Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный», процент прибыли по отношению к издержкам. За долгие годы противоборства на рынке олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, ему становится легко предсказывать и их цены. Появляется четкий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только % прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия. Оставаясь же в рамках общепринятого уровня прибыльности, фирма сводит возможность неожиданной реакции конкурентов до минимума.

 

32. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.

 

1) Неприятие риска

В силу отрицательной предельной полезности дохода абсолютное большинство людей становится противниками риска. Нормальным с точки зрения отношения к риску считается отрезок CD, на котором человек получает доходы, а не несет убытки. Здесь проявляется эффект замещения и поведение субъекта подчиняется закону убывающей предельной полезности дохода. В частности, в точке М субъект получает 3 ед. дохода, если его удастся каким-то образом увеличить на 1 единицу, то прирост полезности составит 0,5. Вместе с тем, если субъект понесет 1 единицу убытка, то предельная полезность составит (-1), т.е. отрицательный эффект потери в два раза превысит положительный.

В первую очередь это люди, чей доход зациклен лишь на получении стабильного размера заработной платы.

 

2) Предпочтение риска

Ожидаемая полезность будущих доходов для людей, предпочитающих риск выше, чем отрицательный эффект, связанный с возможными потерями. Это азартные игроки, которых не пугают убытки. Их прежде всего прельщает быстрое обогащение. Функция имеет вид: с ростом дохода она все круче уходит вверх, даже небольшой прирост дохода существенно увеличивает ожидаемую предельную полезность, тем самым создавая стимул для риска. Любителями риска могут стать люди, которые находятся в безнадежном положении (в долгах). В таком случае желание поправить свое материальное положение превышает страх понести убытки, так как это не сильно изменит положение вещей (как был в долгах, так и остался). То же самое применимо и к фирмам.

 

3) Нейтральное отношение

Выбор построен исключительно на математических расчетах. Такие люди не проявляют ни осторожности, ни азарта. Кривая ожидаемой полезности – прямая. Увеличение дохода ведет к такому же увеличению ожидаемой полезности. Основным критерием выбора для нейтрального к риску лица будет математическое ожидание выигрыша. Особенности «компьютерно-беспристрастного анализа»:

1. Определение математического ожидания выигрыша = прогноз ожидаемых доходов + учет безвозвратных издержек. При прочих равных условиях предпочтение следует отдать бизнесу с незначительными безвозвратными издержками, которые позволят в случае неудачи выйти из дела с небольшими потерями.

2. Необходимо учитывать наличие риска, как в случае принятия проекта, так и в случае его отклонения. Например, выпуск нового товара споряжен с риском, но и невыпуск тоже с ним сопряжен. Новый товар могут выпустить конкуренты, и тогда вы будете нести убытки от потери клиентов.

На своего рода устоявшийся национальный взгляд россиян за последний век повлияли: страшная и губительная война, волны эмиграции, подавление инициативы и национализация в советский период, далее частые «обманы» государства, влекущие полную потерю накопленного населением денежного имущества, а также печально известные финансовые пирамиды. Все это (в крайне строго обобщенном варианте) привело к «…стремлению к социальной опеке, к зависимости от государства, к ослаблению частной инициативы, а так же к принятию населением лишь достаточно низких уровней риска».

Предпринимательство

Предприниматель – это человек, который:

a) Наделен особыми организаторскими способностями.

b) Умеет предвидеть будущую рыночную конъюнктуру.

c) Способен особым образом соединить факторы производства в целях создания отдельного вида благ.

Из всех людей предпринимательским талантом обладает не более 5-10%.

Отличительные черты:

1. Нацелен к получению прибыли, но готов к несению рисков.

2. Деятельность носит инновационный характер:

a. Создание нового товара.

b. Использования оригинального сырья.

c. Завоевание новых рынков сбыта.

d. Новые способы организации производства.

И. Шумпетер выделял 3 движущих мотива деятельности предпринимателя:

1. Потребность во власти.

2. Воля к победе, стремление к успеху.

3. Радость творчества.

С точки зрения Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей и их деятельность в определенном смысле является проблемой для общества. Предприниматели выполняют функцию создания чего-то нового, непривычного, неиспытанного, а это противоречит общепринятым нормам и правилам. Поэтому возникает значительное противодействие социальной среды любым попыткам предпринимателя привнести какое-либо новшество. Осуществляя борьбу с консервативной средой, проводя реализацию нововведений и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится «созидающим разрушителем» — постоянно ломает устоявшийся ход вещей ради создания нового.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.006 с.)