Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.



Многочисленность крупных компаний компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика, но ими создается большая часть всей продукции – около 50%. Высокая эффективность крупных предприятий опирается на:

· Экономию на масштабах производства;

· Сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек;

· Снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.

Основной организационной формой крупного бизнеса стало АО. Его деятельность основана на объединении капиталов большого числа участников. Акция – свидетельство вложения капитала в фирму, дает право акционеру на получение прибыли и участие в управлении АО.

+: 1) возможность привлечения значительных финансовых ресурсов 2) ограниченность риска (теряет только вклад).

–: 1) организация и ликвидация АО требует высоких затрат 2) бюрократизация 3) участие акционеров в управлении значительно слабее власти хозяина в малой фирме 4) дважды налоги: с прибыли и с дивидендов.

ЗАО и ОАО – два вида АО. Управляют АО наемные менеджеры. Собрание акционеров (высший орган, контрольный пакет акций, запирающий – право вето). Исполнительный орган (правление, менеджеры). Совет директоров (контроль за деятельностью администрации, назначение исполнительного органа АО, рассмотрение и принятие важнейших стратегических задач; внешние и внутренние члены). Эффективный собственник: наличие реальной власти, высокий уровень компетентности, совпадение личных интересов с интересами фирмы.

Управление акционерными фирмами с помощью контрольных пакетов акций делает эту организационную форму исключительно удобной для создания единых фирм, состоящих из юридически независимых подразделений.

Холдинг представляет собой организацию, контролирующую деятельность ряда фирм благодаря владению пакетами их акций. Фирма, стоящая наверху – материнская, подчиненные ей – дочерние компании. Холдинг децентрализует процесс принятия решений и контроля в фирме, он может контролировать значительное число компаний, относящихся к различным сферам и имеющих разную отраслевую принадлежность.

+: 1) возможность создания интегрированных технологических цепочек от добычи до выпуска готовых изделий и продажи их потребителям; 2) экономия на торговых и маркетинговых услугах; 3) использование преимуществ диверсификации производства; 4) осуществление единой налоговой и кредитно-финансовой политики; 5) возможность маневра инвестиционными ресурсами в рамках холдинга. Холдинговая форма организации способствует снижению трансакционных издержек.

Франчайзинг – одна фирма (франчайзор), за определенную плату предоставляет другой фирме (франчайзи), право использовать свое имя, бренд и т.д. Франчайзи ведет свою деятельность в рамках оговоренных условий (сохранение качества и т.д.). Причина создания – позволяет сокращать трансакционные издержки за счет сочетания самостоятельности фирм-франчайзи и их определенной включенности в общую деятельность франчойзора.

Группа компаний – объединение фирм, находящихся в собственности одного и того же владельца (нескольких владельцев), единство управления которым обеспечивается неформальными методами.

Финансово-промышленные группы – переплетение банковских структур и промышленных фирм. Способны обеспечить: аккумуляцию финансовых ресурсов; благоприятные условия для инвестиционной деятельности; должный контроль за эффективным использованием фин.средств; поддержку широкомасштабных коллективных проектов; межотраслевое перераспределение ресурсов.

 

Вопрос №40. Рутины, их основные типы и черты

Рутины — повторяющиеся, нормальные и предсказуемые процедуры решения бизнес-проблем.

Именно рутины связывают людей в единый коллектив. Любой ра­ботник знает, что он должен делать в той или иной ситуации. A его коллеги в свою очередь понимают, какие задачи ставят перед каж­дым из них его действия. Без людей с необходимыми для конкретной ситуации знания­ми, умениями и практическими навыками рутины неисполнимы.

Основные черты рутин:

 

· широкое распространение рутин:

 

Комплекс проблем, которые поддаются ре­шению с помощью рутин, исключительно широк, что и предопределяет повсеместное распространение рутин в бизнес-практике. Основную часть времени работники любой фирмы тратят на рутинные операции. Рутинным является процесс производства каждого следующего экземпляра выпускаемого товара, рутинна процедура сбора и обработки заказов, столь же рутин­ны закупки сырья, составление финансовых отчетов и инспекционные поездки высшего руководства по филиалам. Рутинное поведение может быть достаточно слож­ным и гибким.

 

· наличие внутренней иерархии рутин:

 

Эффективности рутин способствует и иерархический харак­тер их системы. Столкнувшись со сложным случаем, рядовой испол­нитель может не найти подходящей к нему рутины. Но, попав в ту­пиковую ситуацию, он обычно должен передать дело более опытному сотруднику, т.е. запустить в действие рутину более высокого поряд­ка. Таким образом, эшелонированное построение системы рутин позволяет им быть одновременно эффективными (все простые вопросы быст­ро и дешево решаются на «нижних этажах» системы с привлечени­ем сравнительно неквалифицированных работников) и универсаль­ными (даже сложнейшие задачи могут быть решены специалистами экстра-класса, когда рутина заставит привлечь их к делу).

 

· связь рутин с неявным знанием фирмы:

 

.Наконец, очень важно понимать тесную связь рутин с неявными, т.е. нигде не записанными и часто вообще неосознаваемыми знаниями и умениями фирмы. Так, очень многие рутины передаются от сотрудника к сотруднику, где более опытный работник показывает новичку, как можно наиболее эффективно справиться с определен ной задачей.

Еще один распространенный вариант включения неявных знаний в рутину — краткая постановка задачи. Когда начальник предлагает подчиненному взять некую деталь со склада, он не разъясняет соответствующую процедуру, предполагая, что работник ее знает. Какие-то иные рутины существуют в качестве неписаных обычаев (в нашей фирме не при­нято делать так). Ряд других рутин складывается как результат ба­ланса сил между сотруниками фирмы. Например, приказание вы­сокопоставленному менеджеру отдается не в той форме, в которой отдают распоряжение рядовому сотруднику, и т.д.

Несмотря на неявный характер таких установлений, соответ­ствующие рутины строго соблюдаются. Деятельность фирмы имеет тенденцию обрастать «невидимыми» рутинами, ведущими; скрытое существование, но от этого не менее сильно влияющими на работу фирмы, чем явные (скажем, прописанные в должностных инструкциях) положения.

Типы рутин:

а) рутины, управляюшие текушим бизнесом с использованием существующего производственного потенциала (рутины краткосроч­ного периода);

 

б) рутины, управляюшие инвестиционными процессами и, сле­довательно, изменениями производственного потенциала (рутины долгосрочного периода);

 

в) рутины, управляюшие изменением рутин.

 

Рутины краткосрочного периода, как правило, предельно децентрализованы. Решения по этому кругу вопросов принимаются на местах, функции же руководства сводятся к контролю.

Инвести­ционные рутины определяют будущее фирмы на длительный пери­од. Инвестиционные решения исклю­чительно ответственны, а потому управляющие ими рутины обычно предполагают участие руководства фирмы.

Третий тип рутин (рутины изменения рутин) на первый взгляд вообше носит нерутинный характер. Однако даже радикальные но­вовведения в работе фирмы час­то имеют рутинное происхождение. Рутины изменения рутин по своей природе ориентированы преимущественно на менеджеров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.008 с.)