Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы



Такое влияние можно характеризовать диаграммой на рис.1.8.

 
 

Рис. 1.8. Основные тенденции развития мирового рынка в XX веке

Мы видим, что основная тенденция развития мирового рынка состоит в непрерывном увеличении его изменчивости и нестабильности. Недаром в качестве некой обобщенной меры состояния рынка на диаграмме приведена шкала нестабильности в баллах, где большее количество баллов соответствует повышению уровня нестабильности. Эта шкала приведена здесь в связи с тем, что и сегодня ряд предприятий и отраслей могут работать в условиях относительной стабильности (газовая, нефтяная, лесная промышленность — индекс 2-2,5), а другие — в обстановке большой нестабильности (радиотехническая, автомобильная — соответствующий индекс 4-5).

Таким образом, можно образно сказать, что одни фирмы работают сегодня в условиях 1930—1940 гг., а другие — 1990 гг. В целом временные привязки диаграммы характерны для экономики США. Для стран Западной Европы соответствующий сдвиг запаздывания равен примерно пяти годам.

Наиболее существенной характеристикой мирового рынка, определяющей характер менеджмента фирм, является темп изменений во внешней среде в сравнении с реакцией фирмы. Если в начале века большинство фирм при наступлении изменений имело время на обдумывание, разработку и реализацию необходимых мероприятий в качестве реакции на изменения, то сейчас основная задача менеджмента состоит в том, чтобы предугадать эти изменения и подготовить загодя реакцию фирмы.

 

1.4. Организационно-правовые формы организации

Организационно-правовые формы организации в соответствии с Гражданским кодексом РФ приведены на рис. 1.9.

Характеристика коммерческих организаций по основным признакам приведены в табл. 1.1.

 

 


Рис. 1.9. Организационно-правовые формы организации


Таблица 1.1

Характеристика коммерческих организаций по основным признакам

№п/п Организация а) учре- дительные документы; б) участники Уставной капитал Риск убытков, ответствен-ность по обязательствам Распреде-ление прибыли Управле-ние (в том числе высший орган) Примеча-ние  
  Полное товарищество (ПТ): а)учредительный договор; б)участники –индивидуальные предпри- ниматели и (или) коммерческие организации Складочный, разделенный на доли (вклады) Солидарная. Субсидиарная ответствен- ность всем своим имуществом Пропорционально доле вклада каждого участника Управле- ниепо общему согласию всех участников (совместное ведение дел или поручение одному или нескольким участникам) Каждый участник имеет 1 голос, если уставом не преду- смотрено иное. Уча стник обязан участвовать в деятельности ПТ.ПТ не имеет права на выпуск акций
Товарищество на вере (коммандитное товари- щество) (ТВ) -//-     -//-  
2.1. Полные товарищества   -//- -//-    
2.2. Вкладчики (комманди-тисты): а)учредительный договор; б)тоже, что и ПТ+вкладчика- ми (комманди-тистами) могут быть граждане и юридические лица   Только своим вкладом Пропорционально доле вклада Не может принимать участие в управлении Не участвует в деятельности ТВ
Общество с ограниченной ответственно- стью (ООО): а)учредительный договор. Устав; б)участники — граждане и юридические лица Складочный, разделенный на доли (вклады) Участники ООО не отвечают по его обязательствам. Риск убытков в пределах вкладов Пропорционально доле вклада Высший орган — общее собрание учредителей. Исполни- тельный орган — коллегиальный или единоличный Участник ООО имеет право продать или уступить свою долю другим участникам ООО или третьим лицам. Участник ООО может работать или не работать в ООО
4. Общество с дополнительной ответствен- ностью (ОДО) а)учредительный договор. Устав; б)участники - граждане и юридические   Участники ОДО солидарно несут Участники ОДО солидарно несут      
5. Акционерное Обществ(АО): закрытое АО (ЗАО); Открытое АО (ОАО): а)устав АО; б)участники — граждане и юридические лица Складочный, разделенный на акции Акционеры не отвечают по его обязательствам. Риск убытков в пределах стоимости акций Пропорционально стоимости акций простых и привилегированных Высший орган — общее собрание акционеров. Совет директоров (наблюдательный совет). Исполни- тельный орган — дирекция или директор ОАО — акционеры могут свободно отчуждать свои акции третьим лицам. ЗАО — акции распреде-ляются только среди его учредите- лей или иного, заранее определенного круга лиц.Число голосов по количеству акций (простых)
6. Дочернее хозяйст венное общество (ДХО) 1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. 2. ДХО не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерними обществами по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротстве) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам
7. Зависимое хозяйственное общество (ЗХО) Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
8. Производ-ственный кооператив (ПК) артель): а) устав, утверждаемый общим собранием его членов; б)добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности Имущество ПК состоит из имущественных паев (взносов) участн-иков с об- разовани-ем неделимо-го фонда Субсидиарная ответствен- ность в размерах и порядке, предусмотренных законом о ПК и уставом В соответ-ствии с трудовым участием Высший орган — общее собрание членов. При числе членов более 50 может быть создан на- блюда- тельный совет. Исполнительный орган — правление и (или) его председа-тель Число членов не менее 5. ПК — совместная деятель- ность на основе личного трудового или иного участия. 1 член ПК имеет 1 голос
9. Государ- ственное (муниципальное) унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения: а) устав, утвержденный учредителем (собств-ком); б)собственник Имущество — государственная или му- ниципаль-ная собственность, закрепленная за предприятием на правах хозяйственного ведения. Уставной фонд полностью оп- лачива- ется соб- ственни- ком Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, как и предприятие не отвечает по обязательствам собственника. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом Собственник имущества имеет права на часть прибыли Управление осущест-вляется руководи- телем, назначен- ным соб- ственни- ком Предприятие не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника
10. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (Федеральное казенное предприятие). а) Устав, утверждённый правительством РФ; б) собственник Имущест-во -федераль-ная соб-ственно-сть, закрепленная за предприятием на правах оператив-ного управле-ния Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества Распределение прибыли определяется собственником имущества   Предприятие не имеет права распоряжаться имуществом без согласия собственника
               

 


Контрольные вопросы для проверки зданий:

2. В чём понятие организации (фирмы) с точки зрения права?

3. Какова роль организации в современном обществе?

4. Назовите особенности современного промышленного производства.

5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации, их взаимосвязь.

6. Каковы основные факторы внешней и макросреды фирмы?

7. Дайте характеристику этапов и тенденций развития мирового рынка.

8. Что легло в основу организационно-правовых форм организации?

9. Каковы основные признаки характеризуют коммерческие организации?

 

Рекомендуемая литература:

1. Пол Кит, Филип Янг. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. (с англ.) – М: Питер, 2008 – 624 с.

2. Сио К.К. Управленческая экономика (учебник) – М: Инфра-М, 2000 – 672 с.

3. Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Микроэкономика – в 2 томах (с англ.) – М: Питер, 2008 – 752 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю – М: Питер, 2009 – 464 стр.

5. Алан Гриффитс, Стюарт Уолл. Экономика для бизнеса и менеджмента (с англ.) – М: Питер, 2007 – 944 с.

 

 

Тема 2. Сущность, цели и задачи менеджмента.

Основные функции и организационные структуры управления

 

Цель: установить сущность, цели и задачи менеджмента, его функции.

 

План.

2.1. Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления.

2.2. Понятия как классификация функций управления.

 

2.1. Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

 
 

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управ правление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному состоянию;

- стремление к благосостоянию;

- стремление к увеличению оборота ("доли рынка");

- стремление к снижению расходов;

- завоевание имиджа.

 
 

Рис. 2.2. Сущность менеджмента Основные виды целей:

Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к управлению включают:

- принципы предпринимательской деятельности;

- основные цели, объекты, сферы деятельности;

- требования к ее организации.

Основные принципы предпринимательской деятельности:

- четкое представление смысла предпринимательской деятельности;

- отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);

- отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);

- восприимчивость к НТП;

- готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

- к способу управления (например, авторитарный или демократичный);

- в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);

- в среде информации (открытость, секретность);

- принципы мотивации;

- организационные структуры;

- принципы контроля.

Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.

К структурной политике относят:

- политику создания фирмы (цели, решения, средства);

- политику места положения фирмы;

- политику ее правовой формы;

- политику отношения собственника к предприятию;

- кооперационную политику с другими фирмами;

- политику концентрации и разукрупнения;

- политику ликвидации фирмы.

Конкретные политики действий включают:

- политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.)

- инвестиционную политику;

- политику запасов;

- политику в области оборудования;

- кадровую политику;

- финансовую политику;

- производственную политику (система и тип производства, размер партии, технологические процессы, оперативное управление);

- политику сбыта (цены, распределение, реклама);

- политику отчетности о деятельности фирмы.

Этика и культура фирмы

С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений — этике предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:

- учет их индивидуальных особенностей;

- предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;

- защита от необоснованного вмешательства; гарантия прав;

- справедливая оплата;

- социальные гарантии;

- учет сфер персональной ответственности;

- участие в управлении и т.д.

По отношению к рыночному партнеру:

- доверительность в совместной работе;

- отказ от обмана;

- гарантированное оптимальное снабжение;

- внимание к потребителям;

- честность в конкуренции и т.д.

По отношению к акционерам:

- соразмерное участие в прибыли;

- честное информирование;

- совместные действия;

- защита интересов собственников и т.д.

Культура предприятия — совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:

- экономический (отношение к прибыли, контролю);

- организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия);

- технический (инновации, степень риска, роль НИОКР);

- рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д.

Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР).

Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.028 с.)