Между хаосом рыночной свободы и централизмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Между хаосом рыночной свободы и централизмом



 

В современных условиях лучшим вариантом экономической системы является смешанная экономика, сочетающая преимущества капитализма и социализма. В ее основе лежит многообразие форм собственности и хозяйствования. В такой экономике особую роль играет государство. Какова она, эта роль, в отношении фирм? Если они принадлежат государству, то оно для них является управляющим, хотя и в более «мягкой» форме, нежели это имело место в СССР. Что же касается фирм, основанных на негосударственных формах и видах собственности, то по отношению к ним роль государства двоякая. С одной стороны, фирмы обладают определенной свободой, т.е. сами решают, что производить, каким способом, для кого и т.д. С другой же стороны, их деятельность направляется государством, т.е. регулируется. Это означает, что государство создает административный и правовой коридор для функционирования фирм. О том, как оно это делает, речь еще впереди. Сейчас же мы с вами выясним, что собой представляет система управления фирмой.

 

7.2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА

 

В смешанной экономической системе эффективная деятельность фирмы невозможна без внутрифирменного управления. В рыночной экономике такое управление принимает форму менеджмента. Это совокупность принципов, методов и других средств наиболее эффективного использования ресурсов фирмы с целью увеличения прибыли.

Объектами управления на фирме являются:

Ø материальные факторы производства, например, станки, оборудование, сырье;

Ø материальная продукция, например, телевизоры, обувь;

Ø информация, например, программы, документы и т.п.;

Ø трудовой коллектив, например, рабочие, инженеры, экономисты.

В основе менеджмента лежат следующие принципы:

Ø наличие стратегии фирмы;

Ø сочетание личных интересов работников с целями фирмы. В Японии, например, это проявляется в уникальной системе пожизненного найма, охватывающей около четверти всех работников. Вступив однажды в фирму, человек работает в ней до пенсии;

Ø активный поиск новых идей и формирование системы оценки;

Ø система мотивации, основанная на удовлетворенности трудом, его общественной оценке и продвижении по административной или профессиональной лестнице;

Ø материальное стимулирование в соответствии конечными результатами труда.

Сущность менеджмента раскрывается в его функциях (рис. 7.2).

 

Целеполагание Планирование Организация

 

Координация

¨

Регулирование

 

Контроль Анализ Стимулирование

 

Рис. 7.2. Функции менеджмента

 

Целеполагание представляет собой процесс определения целей фирмы. Но что такое цель? Это желаемый результат. Сами цели можно классифицировать по разным признакам.

Цели подразделяют на главные цели и второстепенные. Вы, например, серьезно занимаетесь предпринимательством и шахматами. В вашей жизни может случиться так, что вопрос станет ребром: предпринимательство или шахматы? И вам придется решить, что в данный момент важнее.

Выделяются также общие и частные цели. К числу общих целей фирмы относятся: выживание на рынке, получение прибыли и перспективы. Частными целями фирмы являются такие цели, как продать как можно больше товара, увеличить оборот фирмы, привлечь к товару как можно больше покупателей и т.д.

По времени, в течение которого предполагается добиться целей, можно выделить долгосрочные цели и краткосрочные. Их, естественно, необходимо сочетать. Вы, например, можете уволить высококвалифицированных работников и добиться за счет этого кратковременного увеличения прибыли. Однако эти работники могут быть полезны в долгосрочной перспективе, и в таком случае фирма может проиграть.

Можно выделить также цели конечные и промежуточные. Умение так «расположить» промежуточные задачи, чтобы они наилучшим образом приводили к решению конечной задачи, — одно из необходимых качеств менеджера.

Для достижения поставленной цели нужно представлять себе, как вы будете это делать, или иметь план действий.

В современной экономике все крупные фирмы планируют свою деятельность. Планирование – это выработка направлений, путей и средств реализации целей фирмы. А надо ли планировать вообще, возникает вопрос, может быть это лишняя морока? Если и вы в этом сомневаетесь, тогда представьте себе строителей, которые решили построить дом без соответствующего проекта, чертежей, документации. Вряд ли бы вы согласились жить в этом доме. А ведь предпринимательство – процесс более сложный, нежели строительство дома. В соответствии с законом «О предприятиях в Республике Беларусь» предприятие (фирма) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Основу планирования составляют договора с потребителями продукции.

При планировании деятельности фирмы используются следующие принципы:

Ø реальности планов, т.е. учета возможностей фирмы;

Ø системности, комплексности — все показатели и направления должны быть взаимоувязаны;

Ø оптимальности — планы должны ориентироваться на максимизацию прибыли;

Ø единство интересов фирмы, трудового коллектива и потребителей продукции фирмы;

Ø сбалансированности — в планах должны быть взаимоувязаны конечные показатели работы фирмы и все виды ресурсов (материальные, финансовые, трудовые и т.д.).

 
 

 

 


¨

 

Производство Закупки Финансы Маркетинг Кадры

 

Рис. 7.3. Организационная структура управления фирмы

 

Мало составить план деятельности фирмы. Не менее важно организовать его выполнение. Организация — это деятельность управляющего персонала, направленная на рациональное использование ресурсов с целью успешного функционирования фирмы, выполнения намеченных планов. Реализация этой функции предусматривает, во-первых, разделение труда между управленческими работниками, а во-вторых, построение организационной структуры системы управления фирмой Она, например, может быть такой, как показно на рис. 7.3.

Один из основоположников научного менеджмента, А. Файоль (1924), сформулировал общие организационные принципы управления фирмой: разделение труда; власть; дисциплина; единство руководства; подчинение частных интересов общим; централизация; иерархия; порядок; постоянство состава персонала; инициатива; справедливость; вознаграждение. Эти принципы важны и сегодня. Некоторые из них, правда, нуждаются в комментариях. Под властью он подразумевал право управляющего отдавать распоряжения. Дисциплина – это соблюдение соглашений, основанных на послушании, усердии и внешних знаках уважения. Дисциплина, понятное дело, не каждому по душе, но без нее не может быть успешной предпринимательской деятельности. Под порядком А. Файоль подразумевал то обстоятельство, что каждый работник занимает свое место в коллективе, хорошо знаком со своими правами и обязанностями и реализует их на практике.

После осуществления функции «организация» могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами системы или механизма достижения целей. В таком случае необходимо уточнить характер действий исполнителей и сделать их более согласованными и эффективными. Такая «тонкая настройка», или управленческая работа, и получила название координации совместной деятельности. В самом деле, чем больше людей совершают совместную работу, тем более скоординированными должны быть их усилия.

Механизм управления фирмой время от времени нуждается в регулировании. Под ним подразумевается выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется эта функция посредством оперативного управления на основе контроля и анализа деятельности фирмы.

Большую роль в управлении играет и функция стимулирования. Она включает в себя разработку и использование материальных и моральных стимулов к эффективному труду работников фирмы

Функция контроля состоит из наблюдения за ходом производства, сравнения реальных показателей с заданной программой и выявления возможных отклонений. Основными принципами контроля являются: своевременность, непрерывность, гласность, всесторонность и эффективность.

Функция учета деятельности фирмы используется для получения точной и достаточно полной информации о состоянии производственной, коммерческой, финансовой деятельности фирмы. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.

И, наконец, первостепенную роль играет такая функция, как анализ деятельности фирмы. Она предполагает комплексное изучение её функционирования. Главное в анализе деятельности фирмы состоит в выявлении реального состояния имущества и финансов, которое отражается в активах и пассивах фирмы. Разница между активами и пассивами и есть результат фирмы. Если она положительная, то фирма работает успешно, в противоположном случае она убыточна или даже банкрот. Поэтому нужны срочные меры по оздоровлению имущественного и финансового положения фирмы.

 

СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ

 

Одна из главных общих целей фирмы, вспомним, заключается в выживании на рынке в условиях конкуренции. Для этого фирма должна верно спрогнозировать свою деятельность на перспективу, то есть иметь свою стратегию. Что это такое?

Стратегия представляет собой единство долгосрочных целей и средств их достижения. Её можно сравнить с поведением яхтсмена, который в одиночку пересекает океан. Двигаться строго по прямой ему не позволит стихия. Фирма тоже его напоминает. Её компасом является план. Он выполняется далеко не всегда, так как обстоятельства могут измениться. Зато есть направление движения, ориентация на достижение определенной цели и приспособление к сложному рельефу рыночной среды.

Стратегическая цель фирмы состоит в том, чтобы добиваться долгосрочных преимуществ, которые обеспечили бы фирме высокую рентабельность.

Выделяют три вида стратегии: портфельную, деловую и функциональную. Начнем с первой. Что может находиться в портфеле фирмы? Ценные бумаги, принадлежащие фирме. Портфельная стратегия состоит в выборе хозяйственных объектов, в которые фирме следует инвестировать средства. Она включает три основных направления. Во-первых, сюда относятся приобретения в новых отраслях, или покупка новых фирм. Во-вторых, укрепление имеющихся подразделений. В-третьих, выход из нежелательной отрасли, или продажа бесперспективных предприятий.

Деловая стратегия представляет собой определение долгосрочных конкурентных преимуществ, обеспечивающих фирме высокую рентабельность. Она включает систему мероприятий, осуществление которых достигается путем координации действий между различными подразделениями фирмы.

Разработка деловой стратегии предполагает: определение корпоративной миссии; конкретизацию видения корпорации и постановку целей; формулирование и реализацию стратегии, направленной на их достижение. В целом деловая стратегия предполагает использование совокупности способов и форм мобилизации факторов повышения доходности с учётом изменений в экономике.

Функциональная стратегия – это определение направлений деятельности той или иной функциональной службы (отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения. Функциональные стратегии нужны для распределения ресурсов отделов и служб фирмы. Основными функциями стратегического управления является перспективное экономическое развитие, производство, менеджмент и маркетинг. Выполнение каждой из названных функций поручается ряду специальных отделов: информации, кадров, электронной обработки данных и т.д.

Выбор стратегии осуществляется с учетом целей фирмы, а также будущих возможностей, заложенных во внешних условиях её функционирования. Выделяют, как правило, три вида стратегических альтернатив. Первой из них может быть ограниченный рост. Такой стратегии, обычно, придерживаются благополучные фирмы. В её основе лежит принцип «от достигнутого».

В качестве второй альтернативы фирма может выбрать умеренный рост. Такая стратегия предусматривает расширение ассортимента продукции (диверсификацию) или слияние корпораций. При этом намечаемые на перспективу показатели изменяются быстрее, нежели в предыдущем периоде.

И, наконец, это может быть стратегия «последнего средства», или сокращение объемов производства и продаж. Готовым надо быть и к такому печальному исходу, Суть такой стратегии состоит в определении целей на уровень ниже достигнутого в прошлом. К ней прибегают чаще всего при спаде деловой активности, ухудшении показателей фирмы.

Выбор стратегии зависит от многих обстоятельств. Среди них доля на рынке и прежние темпы роста, уровень риска и др. На практике довольно часто все три альтернативы сочетаются: объем одних товаров растет, других сокращается, а третьих остается стабильным.

Стратегия может также определяться размерами фирмы, её специализацией и т.д. Так, например, малые универсальные предприятия («коммутанты») должны постоянно вести поиск новых потребителей, потребностей и приспосабливаться к ним.

Специализированные же малые и средние предприятия («патиенты») должны сосредотачивать усилия на производстве продукции, пользующейся ограниченным спросом. Они хорошо приспосабливаются к определенным сегментам рынка.

Стратегией крупных фирм («виолентов») является ориентация на самые типичные и распространенные потребности экономики, т.е. на производстве продукции, пользующейся устойчивым спросом. Характер стратегии «виолентов» объясняется отсутствием гибкости и трудностью приспособления к особым сегментам рынка.

Особо выделим стратегию фирм-пионеров («эксплерентов»). Они являются первопроходцами в новых областях науки и техники. Им присущ непрерывный поиск и открытие принципиально новых товаров и рынков.

Для обеспечения рентабельности производства фирмам необходимо увеличивать инвестиции в новую технику и технологии. Для них актуальной задачей является введение контроля качества продукции на всех стадиях. Многие фирмы создают новый продукт, тесно сотрудничая с потребителями. Имеются в виду, например, создание фирм-потребителей, технические консультации, совместные консультации, научные исследования и т.д.

Одним из средств укрепления позиции фирмы на рынке является качественное обслуживание покупателей, государственное содействие нововведениям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.026 с.)