Благосостояние и выигрыш потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благосостояние и выигрыш потребителя



Для оценки влияния изменения цены товара на благосостояние потребителя используются как количественный, так и порядковый методы анализа. Первый метод предполагает использование понятия «выигрыш потребителя» или «потребительский излишек». Второй же метод основан на применении понятий «компенсирующее» и «эквивалентное» изменение дохода.

Выигрыш потребителя составляет разница между максимально ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу продукции, и его рыночной ценой. Готовность потребителя уплатить предельную цену за определенное количество товара отражается линией рыночного спрос. Нисходящий ее характер показывает, что по мере снижения цены возрастает готовность покупателя приобрести большее количество товара. Как это понимать?

Предположим, что уравнение линии спроса на бананы имеет следующий вид: РQ = 800 руб. — 100 руб. (Q — 1). В этом уравнении 800 руб. — максимальная цена, по которой потребитель готов купить только 1 банан; 100 руб. — изменение цены, вызывающее изменение величины спроса.

Теперь предположим, что потребитель готов заплатить за 1 банан 800 руб. и хочет приобрести 4 банана, а цена одного банана равна 500 руб. Каков будет выигрыш у нашего потребителя? Ответ на этот вопрос поможет нам дать рис. 2.12.

 

РQ, в руб.

D

800

700

600

500

0

1 2 3 4 5 Qd, шт

Рис. 2.12. Выигрыш потребителя

 

Выделенная площадь ступенчатой трапеции составляет выигрыш потребителя. Выигрыш потребителя можно определить и по-другому. Согласно уравнению спроса, за первый банан наш потребитель готов был заплатить 800 руб., за второй — 700, третий — 600, четвертый — 500, то есть всего на четыре банана он готов был потратить 2600 руб. На рынке же ему удалось приобрести четыре банана за 2000 руб., следовательно, общий выигрыш потребителя составил 600 руб. (2600 руб. — 2000 руб.).

Для оценки влияния изменения цены товара на благосостояние потребителя используется порядковый метод (ординалистский) и такие понятия, как «компенсирующее» и «эквивалентное» изменение дохода.

Компенсирующее изменение дохода равно сумме денег, которую необходимо дать потребителю после повышения цены блага для того, чтобы его благосостояние сохранилось на исходном уровне.

Эквивалентное изменение дохода соответствует максимальной сумме денег, которую готов заплатить потребитель за предотвращение повышения цены блага.

Величина компенсирующего изменения дохода, как правило, не совпадет с величиной эквивалентного изменения дохода, что объясняется влиянием на ценность денег структуры цен.

Итак, у нас с вами уже есть общее представление о том, что собой представляют домашние хозяйства и как они ведут себя в условиях рыночной экономки. Теперь настала пора выяснить правила и законы поведения их «слуг» — предпринимателей и фирм.

ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ

¨ Схема принятия решения о покупке товара потребителем предполагает четыре этапа: осознание проблемы; поиск информации; оценка альтернатив; принятие решения о покупке товара.

¨ Товар обладает тремя свойствами: полезностью, стоимостью и ценой. Полезность товара — это свойство блага удовлетворять потребности человека в процессе потребления. Стоимость товара — совокупность затрат факторов производства на его изготовление и реализацию. Цена товара — это его реализованная на рынке стоимость. В рыночной экономике она определяется, главным образом, соотношением между спросом и предложением.

¨ Целью рационального потребителя является максимизация полезности приобретаемой продукции.

¨ Для измерения полезности товара используются количественный и порядковый методы.

В основе количественного метода измерения полезности лежат три правила:

1. По мере потребления блага потребность индивида постепенно насыщается и достигает максимума;

2. Полезность, которую приносит потребителю потребление каждой последующей единицы однородного блага, имеет тенденцию к уменьшению;

3. Полезность партии однородного товара определяется предельной полезностью или полезностью последней единицы, обладающей положительной полезностью.

Полезность товара характеризуется такими понятиями, как единичная полезность, полезность дополнительной единицы, предельная полезность, общая полезность.

Порядковый метод измерения применяется для сопоставления полезности разнородных товаров. В его основе лежит предположение о том, что разнородные блага по значимости для потребителя можно расположить в определенном порядке.

¨ Согласно правилу оптимизации полезности наборов разнородных благ предельные полезности последних единиц наборов потребляемых благ для рационального покупателя должны быть равны.

При распределении дохода рациональный покупатель стремится к тому, чтобы были равны предельные полезности товаров, входящих в приобретаемый набор.

Если потребитель удовлетворяет потребность с помощью различных благ, то он должен добиваться того, чтобы при любых комбинациях этих благ сумма их полезности не менялась. В этом состоит правило равной полезности различных наборов благ. Линия, отражающая разные наборы благ с одинаковой полезностью, называется кривой безразличия. Множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту кривых безразличия или карту безразличия.

Количество, на которое должно будет увеличено потребление одного из двух благ, чтобы компенсировать потребителю уменьшение другого блага, называется нормой замещения блага.

Различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированных доходе и ценах, образуют бюджетную линию.

Максимум полезности рациональному потребителю приносит такая комбинация из двух различных благ, при которой кривая безразличия касается бюджетной линии.

При любом уровне дохода рациональный потребитель стремится выбирать самый полезный набор благ. Поэтому каждой бюджетной линии соответствует своя точка равновесия.

¨ Действие закона спроса основано на эффектах замены и дохода. Эффект замены возникает тогда, когда снижение цены на отдельный товар увеличивает спрос за счет отказа от покупки других благ, ставших для покупателя более дорогими. Эффект замены — это та часть прироста величины спроса на подешевевшее благо, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ. Под эффектом дохода подразумевают результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и на количество покупаемых благ.

¨ Для оценки влияния изменения цены товара на благосостояние потребителя используются количественный и порядковый методы. Количественный метод применяется для определения выигрыша потребителя.

Выигрыш потребителя составляет разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу продукции, и его рыночной ценой.

Порядковый метод оценки влияния изменения цены блага на благосостояние потребителя основан на использовании таких понятий, как «компенсирующее изменение дохода» и «эквивалентное изменение дохода».

Компенсирующее изменение дохода рассчитывается как сума денег, которую необходимо дать потребителю после повышения цены блага для того, чтобы его благосостояние сохранилось на исходном уровне.

Эквивалентное изменение дохода соответствует той максимальной сумме денег, которую готов заплатить потребитель за предотвращение повышения цены блага.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Товар, Полезность. Стоимость. Цена. Общая полезность. Предельная полезность. Кривая безразличия. Карта безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. Эффект замены. Эффект дохода. Выигрыш потребителя.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Ответим на вопросы

1. Является ли товаром продукция в магазине, которую в данный момент никто не покупает?

2. В каком случае на рынке цена меньше стоимости товара?

3. Какие правила измерения полезности однородных товаров вы знаете?

4. В чем состоит суть порядкового метода измерения полезности?

5. Каково практическое значение схемы К. Менгера?

6. В чем состоит правило максимизации полезности наборов потребляемых благ?

7. Что такое взвешенная полезность блага?

8. В чем состоит правило равной полезности наборов благ?

9. Что такое карта кривых безразличия?

10. Что такое бюджетная линия?

11. Что такое автономное потребление?

12. В чем суть эффекта замены?

13. В чем суть эффекта дохода?

14. В чем заключается выигрыш потребителя? Приведите пример.

 

Выполним задания

 

1. Предположим, что общая полезность яблок меняется следующим образом:

Количество яблок            
TU; в баллах            

 

Каковы будут затраты потребителя на покупку яблок, если полезность одного балла оценивается в 50 руб.:

а) 350 руб.; б) 400 руб.; в) 450 руб.; г) 500 руб.

2. Если у вас собой 1000 руб., а цены на пирожок с капустой и на чашку чая в кафе соответственно равны 150 и 200 руб., то, сколько вы сможете купить пирожков и чашек кофе на всю сумму денег?

3. Если доля сбережения в располагаемом доходе (РД) потребителя составляет 25%, а величины РД и автономного потребления составляют соответственно 200 тыс. руб. и 6 млн. руб., то величина потребительских расходов будет равна:

а) 6,1 млн. руб.; б) 6,15 млн. руб.; в) 6,2 млн. руб.; г) 6,25 млн. руб.

4. Предположим, что линия спроса на мандарины описывается следующим уравнением: Р = 10 ден. ед. — 2 ден. ед.(Q — 1), где Р— цена мандарина, а Q — количество мандарин. Расходы потребителя на покупку мандарин составили 18 ден. ед.

Сколько мандарин купил потребитель?

5. Линия спроса на банки кофе описывается уравнением вида Р = 4000 руб. — 500 руб. (Q — 1), где Р— цена одной банки, а Q — количество банок. Допустим также, что покупатель готов за одну банку заплатить 4000 руб.

Каков будет выигрыш потребителя, если он купил пять банок по 2000 руб. каждую?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей вузов / Н.И.Базылев, М.Н. Базылева. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — Глав 10. Теория потребления.

2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. С.-Пб., «Санкт-Петербургский Оркестр», 1994. — Глава 5. Потребительский выбор.

3. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб. пособие.— Книжный Дом; Мисанта, 2005. — Тема 10. Теория потребления.

4. Лемешевский И. М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч.2.) Учебное пособие для вузов. —Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. — Глава 4. Теория потребительского выбора.

5. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. — Мн.: Новое знание, 2003. — Глава 3. Теория потребления и потребительского выбора.

6. Янчук В.А. Азбука экономики: Пособие для учителей общеобразовательных школ. — Мн.: Беларусь, 2002.

 

 

РАЗДЕЛ II

ФИРМЫ, ИХ ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ

 

В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ

Ø Раскрываются сущность и формы предпринимательской деятельности в рыночной экономике.

Ø Дается представление о различных организационно-правовых формах фирм

Ø Выясняются факторы производства, в том числе речь идет о человеческом факторе.

Ø Описываются и комментируются производственные функции.

Ø Рассматриваются различные классификации издержек фирмы.

Ø Дается представление о доходах и рентабельности.

 

ГЛАВА 3

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ФИРМЫ

В ЭТОЙ ГЛАВЕ ГОВОРИТСЯ О ТОМ

Ø Какую роль играют предприниматели в рыночной экономике.

Ø Что такое фирма, и какие функции она выполнят.

Ø Какие фирмы можно организовать.

Ø Какие факторы производства используют в производстве товаров.

Ø Что собой представляют производственные функции.

Ø В чем сущность закона переменной производительности факторов производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.165 (0.025 с.)