Модель рынка совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель рынка совершенной конкуренции



 

На рынке совершенной конкуренции множество продавцов и покупателей однородной продукции и никто из них не доминирует. Это означает, что ни один продавец и ни один покупатель не могут повлиять на цену товар. Между ними сохраняется динамическое равновесие (рис. 5.1). Это означает, что при прочих равных условиях рынок задает величину цены, как для покупателей, так для продавцов.

Общий доход фирмы (ТR) в этом случае определяется как произведение величины цены единицы продукции (Р) на соответствующее количество реализованной продукции (Q): TR = P·Q. (5.1)

 

Р, величина цены

 
 

 


Покупатели, линия спроса

Р*

 

Продавцы, линия предложения

 

 

 
 


Количество реализуемой продукции, Q

Рис. 5.1. Линия цены на рынке совершенной конкуренции

 

Каждая реализованная на рынке совершенной конкуренции единица продукции добавляет к выручке доход, равный цене.

Модель рынка свершенной конкуренции предполагает также, что конкуренты имеют одинаковый доступ к информации о ценах на рынке, величине прибыли, технологиях производства продукции. Поэтому фирма имеет возможность на таком рынке быстро реагировать на изменение условий на рынке. Кроме того, как мы уж знаем, на этом рынке не существует ограничений для входа на рынок и выхода из него.

 

Поведение конкурентной фирмы в коротком периоде

 

В краткосрочном периоде фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства. Для определения его оптимального значения используются два подхода:

Ø Сравнение валового (общего) дохода с общими издержками;

Ø Сравнение единичного дохода с единичными издержками.

При первом подходе экономическая прибыль определяется как разница между общим доходом и общими издержками. Оптимальным в этом случае будет объем выпуска, при котором прибыль максимальная.

Суть второго подхода выясним с помощью примера. Пусть фирма может произвести и реализовать за короткий период времени от единицы до восьми штук продукции. И наша задача будет состоять в том, чтобы, располагая информацией о ценах и издержках (таблица 5.2), найти оптимальный вариант выпуска продукции.

 

Таблица 5.2. Динамика выпускаемой продукции (Q, шт), общих издержек (ТС),

единичных издержек (Се), средних общих издержек (АТС), общего дохода (ТR), общей прибыли (ТПр), единичной прибыли (Пре) и доле общей прибыли

в общем доходе; в тыс. руб.

 

Q P TR TC Ce ATC ТПр Пре Апр ТПр / ТR
                  0,03
                  0,25
                  0,41
                  0,5
                  0,53
                  0,5
              - 5   0,41
              - 27   0,25

 

По данным таблицы 5.2 построим кривые единичных и средних общих издержек в зависимости от количества продукции величины цены.

Р, Се, АТС, в тыс. руб.

40 Се

35 А В ¨ Р = 32 тыс. руб.

30 ¨

25 ТПр · АТС

20 · ¨

15 Е· ·

10 ¨ ¨

5 ТС ¨

0

1 2 3 4 5 6 7 8 Q, шт

Рис. 5.2. Кривые единичных и средних общих издержек

 

Из рис. 5.2 и данных таблицы 5.2 видно, что оптимальным является производство пяти единиц продукции, при котором удельный вес прибыли в выручке от реализации продукции (0,53) максимален.

Связь между количеством продукции АТС в нашем примере описывается следующим уравнением: АТС = 40 — 10Q — Q2.

Теперь, если взять производную по Q, то можно найти и оптимальное количество продукции: АТС¢ = - 10 + 2Q = 0. Откуда Q = 5. Что и требовалось доказать.

Рассуждать можно и по-другому. Изобразим на графике кривую АПр (рис.5.3).

Кривая средней прибыли, по сути, отображает действе закона переменного роста средней прибыли, который, в свою очередь, является следствие закона переменной производительности факторов производства и эффекта масштаба. Не забыли про такое?

 

АПр, в тыс. руб.

18 ¨Е

16 ¨ ¨

14 ¨ ¨

8 ¨ ¨АПр

2 ¨

0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Q, шт

Рис. 5.3. Кривая средней прибыли

 

В экономической литературе для определения оптимума объема производства, как правило, предлагается использовать правило Се = АТС = МС, то есть исходить из равенства единичных, средних и предельных издержек. В нашем примере самыми близким значениями Се и АТС являются 11 и 15 тыс. руб. из пятого варианта выпуска продукции, что, кстати, подтверждает правильность предыдущих рассуждений.

Иначе ведет себя фирма в долгосрочном периоде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.011 с.)