Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержи производства в долгосрочном периоде.

Поиск

Эффект масштаба

 

Долгосрочный период времени — это период времен, достаточный для изменения производственных мощностей фирмы, то есть масштаба производства. Так, например, фермер может построить еще одну ферму и увеличить производство молока вдвое. Для этого, разумеется, требуются и время, и деньги.

Особенность долгосрочного периода заключается в том, что в нем все факторы производства переменные, то есть выделять постоянные издержки нет необходимости. Для определения же оптимальных размеров производства в таком случае достаточно оперировать средними общими издержками (АС),

Поясним сказанное конкретным примером. Предположим, что мебельная фабрика ежемесячно выпускает 10 тыс. комплектов офисной мебели. При этом средние издержки (АС1) для данного объема производства — 4 млн. руб. Затем, поскольку мебель пользуется повышенным спросом, фабрика увеличивает объем производства комплектов на 10 тыс. Постепенно, пусть, объем производства доводится с 10 тыс. комплектов до 50 тыс. О том, что в таком случае будет происходить с издержками, нам покажет рис. 4.3.

АС, в млн. руб.

       
 
   
 


5 АС1 АС3 АС

4 В¨ АС2 ¨

3 ¨ М

2 Е

0

10 20 30 40 50 60

Количество комплектов мебели, тыс. шт.

Рис. 4.3. Кривая долгосрочных издержек фирмы (АС)

 

О чем говорит этот рисунок? Минимум долгосрочной кривой АС совпадает по величине со средними общими издержкам фирмы, когда она производит 30 тыс. комплектов мебели, то есть правило оптимизации размеров предприятия имеет следующий вид:

АС = АС2 . (4.7)

На кривой АС ярко выражены два участка: ВЕ и ЕМ. На участке ВЕ мы наблюдаем положительный эффект масштаба, а на участке ЕМ —отрицательный. Чем они объясняются?

Положительный эффект масштаба определяется целым рядом факторов.

Во-первых, он связан со специализацией труда. Крупная фирма, например, может нанять специалистов по менеджменту, маркетингу, организовать отдел рекламы и т.д.

Во-вторых, источником экономии на крупных предприятиях являются новые технологии. Малые фирмы не всегда могут использовать дорогостоящие, но более производительные машины или станки. По мере роста размеров фирмы появляется возможность более эффективно использовать производительный капитал, что снижает общие издержки. Мы с вами уже знаем, что по мере роста объема производства продукции снижаются средние постоянные издержки.

В-третьих, крупные предприятия также обладают большими возможностями для производства побочной продукции. Крупный мясокомбинат, например, может изготавливать и клей, и удобрения, и лекарства, и др. продукты, которые малые фирмы бы не производили.

Отрицательный эффект масштаба является следствием таких факторов, как рост управленческих расходов, увеличение издержек на содержание информационных служб. Кроме того, могут не совпадать интересы собственников фирмы и менеджеров. Возможно противоречие между администрацией и рабочими и т.д.

В некоторых случаях действует постоянный эффект масштаба, тогда у фирмы отсутствуют как экономия, так и ущерб от изменения масштабов производства.

Эффект масштаба играет важную роль в различных отраслях производства. Он определяет конкурентоспособность, как отдельной фирмы, так и отрасли в целом. Если действует положительный эффект масштаба, тогда выгодно организовать крупную фирму. При неизменном эффекте масштаба вместо одного предприятия, использующего определенную технологию, можно открыть несколько.

В отдельных сферах экономики преимущество имеют, напротив, мелкие предприятия. В первую очередь это относится к сфере услуг. Однако в автомобилестроении, сталелитейной промышленности, энергетике, других отраслях малые фирмы просто не смогут обеспечить эффективного объема производства и окажутся нежизнеспособными.

 

ДОХОДЫ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ФИРМ

Доходы фирм и их виды

После того, как продукция произведена, она реализуется покупателям, в результате чего фирма получает соответствующий доход.

В западной экономической литературе различают общий (совокупный), средний и предельный доходы.

Под совокупным доходом подразумевается сумма, поступающая фирме от продажи продукции, или выручка. Она рассчитывается по формуле

TR = P·Q, (4.8)

где ТR — общий доход, Р — цена единицы продукции, Q — количество проданной продукции.

Средний доход (АR) представляет собой доход, который образуется в среднем от продажи единицы продукции. Рассчитывается он следующим образом:

АR = TR / Q. (4.9)

В том случае, если цены стабильны, то средний доход равен цене единицы продукции.

Выделяют западные экономисты и так называемый предельный доход, под которым подразумевают дополнительный доход, который приносит реализация дополнительной единицы продукции. На самом деле речь идет не о предельном доходе, а о единичном доходе:

Re = DTR / DQ, (4.10)

где Re — единичный доход, или доход от реализации единицы продукции; DTR — прирост общего дохода; DQ — прирост выпуска продукции на единицу.

На примере приведенной формулы мы видим, как легко можно внести путаницу в простые понятия. Во многих западных (американских, как правило) учебниках и пособиях по экономике любой доход, который приносит реализация единицы продукции, называется предельным. Тогда получается, что оптимальным является производство реализация уже второй единицы продукции. Зачем тогда вести расчет дальше? Впредь доход от реализации дополнительной единицы продукции будем называть единичным доходом, и обозначать символом Re.

Далее, постараемся определить динамику совокупного, среднего и единичного доходов фирмы на рынках с фиксированными и переменными ценами на единицу продукции.

Цены стабильные, как известно, на рынке совершенной конкуренции, где множество продавцов и покупателей однородной продукции и между ними сохраняется динамическое равновесие. На таких рынках цена на товар задается как продавцу, так и покупателю заранее, и никто из них на нее повлиять не в состоянии.

Допустим далее, что цена единицы продукции на рынке составляет 5 тыс. руб., а количество реализованной продукции меняется от единицы до восьми. В таком случае нетрудно определить и динамику TR (таблица 4.5).

 

Таблица 4.5. Динамика общего дохода фирмы (TR)

от реализации продукции; в тыс. руб.

 

Общий доход (TR)                
Реализованная продукция; в шт.                

 

Из таблицы 4.5 видно, что на рынке совершенной конкуренции общий доход увеличивается на постоянную величину. На рис. 4.4 линии ТR, P, AR b Re выглядят следующим образом:

 

P, TR, AR, Re, в тыс. руб.


40 ТR

10 P = AR = Re

5 D

0

1 2 3 4 5 6 7 8

Количество продукции, в шт

Рис.4.4. Линии общего, среднего и единичного дохода фирмы

 

В условиях совершенной конкуренции, как видно, линия единичного дохода совпадает с линией совершенно эластичного спроса (D). Линия же общего дохода имеет вид прямой восходящей линии, так как этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж.

Далее рассмотрим динамику общего, среднего и единичного дохода в случае, если связь между величиной цены единицы продукции и количеством продаваемой продукции описывается следующим уравнением:

Pd = 5 тыс. руб. — 0,5 тыс. руб. (Qd — 1),

где 5 тыс. руб. — максимально возможная цена, по которой покупатель купит только единицу продукции; 0,5 тыс. руб. — величина изменения цены; Pd — величина цены спроса; Qd — величина спроса.

На основе приведенной формулы рассчитаем TR, Re и АR (в тыс. руб.). Полученные результаты расчета приводятся в таблице 4.6.

 

Таблица 4.6. Общий доход (TR), единичный (Re)

и средний (AR) доходы фирмы; в тыс. руб.

 

Р Q TR Re AR
         
4,5       4,5
         
3,5       3,5
         
2,5       2,5
      - 1  
1,5     - 2 1,5
      - 3  
0,5     - 4 0,5

По данным таблицы видно, что по мере увеличения объема реализуемой продукции общий доход вначале возрастает и достигает максимума (15 тыс. руб.), а затем уменьшается. При этом заметим, что общий доход растет до тех пор, пока единичный доход имеет положительное значение. Но, когда доход с единицы реализуемой продукции становится отрицательным, тогда уменьшается и общий доход. Единичный же доход является положительным в том случае, если спрос на продукцию эластичен (в нашем примере — это уровень цен от 5 до 2,5 тыс. руб.). В диапазоне же цены 2,5 — 1 тыс. руб. — спрос неэластичен, что обуславливает отрицательное значение единичного дохода. Этот участок на кривой спроса для фирмы нежелателен, так как дальнейшее увеличение выпуска продукции больше может сказаться на издержках, нежели на доходе, что уменьшает прибыль.

Взаимосвязь между общим, средним и единичным доходами показана на рис. 4.5. На нем также видно, что величина предельного дохода равна 1 тыс. руб. Предельным, в нашем случае, является доход от реализации пятой единицы продукции. Это означает, что оптимальное количество производимой продукции равно пяти. Цифра пять, как видно, зажигает перед фирмой стоп-сигнал дальнейшему наращиванию объема производства. В самом деле, реализация уже шестой единицы продукции дополнительного дохода фирме не приносит.

 

TR, Re, AR, P, тыс. руб. Е

15 ¨ ¨

14 ¨ ¨

12 ¨ ¨

9 ¨ ¨

5 ¨ ¨ ТR

1 AR

0

- 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Q, шт

- 2

- 3

- 4 Re

Рис. 4.5. Взаимосвязь между общим, единичным и средним доходами

 

В хозяйственной практике используются и такие показатели дохода, как валовой и чистый доходы. Валовой доход отражает не только результаты производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями. Чистый доход это разница между суммой денег, полученной от реализации продукции, или выручкой и издержками предприятия. Основной формой чистого дохода предприятия является прибыль.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой и общими издержками. В последние включаются: заработная плата, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизация, резервы и т.д.

В экономической литературе существуют различные толкования сущности и форм прибыли. К. Маркс, например, определял прибыль как внешнюю форму проявления буржуазных производственных отношений, в основе которых лежит эксплуатация наемных работников.

Некоторые экономисты с этим не согласны, так как отвергают само существование эксплуатации наемных работников. Прибыль же или рассматривается как доход от использования факторов производства (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей).

В действительности истина кроется, как об этом уже было сказано, в двойственной природе капиталиста-предпринимателя. С одной стороны, он является тружеником и вносит свой вклад в создаваемую прибавочную стоимость. Кроме того, он получает плату за риск, новаторство и создаваемые рабочие места. Но с другой стороны, — он эксплуатирует наемных работников, поскольку вынуждает их работать не только на себя, но и на него. В эксплуататора его превращает собственность на средства производства. И не видеть этого, значит выплескивать из ванной экономической теории вместе с грязной водой и ребенка. При этом возникает естественный вопрос, в каком соотношении находятся между собой прибавочная стоимость, создаваемая наемными работниками и предпринимателями, и прибыль? Можно сказать, что прибыль это реализованная прибавочная стоимость, или разница между выручкой (ТR) и издержками (С):

Пр = ТR — C. (4.11)

Прибыль и прибавочная стоимость по величине могут и не совпадать, что зависит от соотношения сил между продавцами и покупателями на рынке. Если спрос на товар превышает его предложение, то и прибыль может быть больше произведенной на предприятии прибавочной стоимости на величину разницы между рыночной ценой товара (Р) и его стоимостью (Т):

Мч = Р — Т, (4.12)

где Мч — часть прибавочной стоимости, созданной на других предприятиях.

В этом случае, следовательно, продавец выступает и в качестве эксплуататора работников других предприятий.

Если на рынки величина спроса меньше величины предложения, тогда прибыль будет меньше созданной на предприятии прибавочной стоимости.

Кроме того, капиталист-предприниматель может и не доплачивать наемным работникам заработную плату, злоупотреблять преимуществом собственника и включая ее в прибыль.

В определении форм прибыли существуют различные подходы. Так, в неоклассической теории выделяют, например, нормальную прибыль. Она является частью дохода предпринимателя и включается во внутренние издержки. Не забыли про них? Предполагается, что он, получая такую прибыль, тем самым вознаграждается за выполнение предпринимательских функций.

На прибыль можно посмотреть также глазами, как бухгалтера, так и экономиста. С точки зрения бухгалтера прибыль представляет собой разницу между выручкой и внешними (явными) издержками. Такие издержки еще называют бухгалтерскими. Иными словами, бухгалтерская прибыль — это сумма денег, остающаяся от выручки после уплаты отдельным лицам или фирмам-поставщикам материалов, капитала и рабочей силы. С точки зрения экономиста в таком понимании прибыли игнорируются неявные издержки, то есть платежи за ресурсы, принадлежащие фирме-производителю. Поэтому выделяют еще экономическую (или чистую) прибыль. Она представляет собой разницу между валовым доходом фирмы и экономическими издержками.

Широко используется и такое понятие, как балансовая прибыль. Это общая (совокупная) прибыль предприятия, характеризующая конечный финансовый результат его деятельность и отражающаяся в бухгалтерском балансе. В балансовую прибыль промышленные предприятия включают:

· прибыль от реализации товарной продукции, работ, услуг промышленного характера;

· прибыль от реализации других материальных ценностей, продукции и услуг непромышленного характера (подсобного хозяйства);

· доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по этим операциям;

· сальдо непланируемых доходов, расходов и потерь.

Балансовая прибыль, таким образом, рассчитывается как разница между совокупным доходом и полной себестоимостью (бухгалтерскими издержками) и косвенными налогам (на добавленную стоимость, акцизным и др.). Выделяют еще налогооблагаемую прибыль. Для этого из балансовой прибыли вычитают налог на недвижимость и величину льготируемой прибыли. Прибыль же чистая, используемая непосредственно на предприятии, будет меньше на величину штрафов, местных налогов и сборов, отчислений в централизованные фонды и др.

Но вот, в конце концов, величина чистой прибыли предприятия определена. Как она используется? Она может пойти на:

· финансирование развития производства и научные исследования;

· выплату премий, пособий и материальной помощи;

· финансирование дошкольных учреждений;

· строительство жилья;

· выплату дивидендов акционерам и т.д.

Величина прибыли, при прочих равных условиях, зависит от количества реализованной продукции, цены единицы продукции и величины издержек.

В свою очередь, объем продаж продукции и величина себестоимости определяются следующими факторами: качеством менеджмента; конкурентоспособностью продукции и уровнем цен на приобретаемые ресурсы; нормой амортизационных отчислений; уровне налоговых ставок и т.д.

В современных условиях прибыль выполнят стимулирующую, распределительную и учетную функции. Суть стимулирующей функции прибыли состоит в том, что она является фактором роста эффективности деятельности фирмы. Распределительная функция проявляется в том, что прибыль — источник накопления, развития производства, финансирования строительства непроизводственного назначения, источник материального поощрения работников предприятия. Учетная же функция заключается в том, что прибыль является критерием эффективности предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.014 с.)