Но есть возможность купить мопед 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но есть возможность купить мопед



 

На выбор потребителя оказывают влияние не только его желания, но и величина дохода цен на товары. У потребителя может быть желание иметь «Мерседес», но есть возможность купить мопед, то есть потребитель по рукам и ногам связан бюджетными ограничениями.

Прежде всего, вспомним первую главу, где было сказано о том, что семейный бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов. Тот доход, которым располагает потребитель, так и назовем: располагаемый доход (РД). Об этом, кстати, тоже было сказано. Располагаемый доход, в свою очередь, состоит из двух слагаемых: потребительских расходов покупателя на приобретение товаров (С) и сбережений (S). Сами же потребительские расходы зависят от величины цены товара (Р) и от количества приобретаемого товара (Q) и равны, следовательно, Р·Q. В окончательном виде формулу располагаемого дохода по использованию можно записать в следующем виде:

РД = Р·Q + S. (2.6)

Далее предположим, что у некоего гражданина сбережения равны нулю, а доходов, допустим, в талерах, хватает только на хлеб и молоко. Затем, на основе данных таблицы 2.6, построим линию бюджетных ограничений потребителя.

 

Таблица 2.6. Комбинации потребительских расходов на неделю

на 20 талеров на хлеб (Сх = Рх·Qх) и на молоко (См = Рм·Qм)

 

№ комбинации Хлеб Молоко РД; в неделю
Qх, кг Рх, 1 кг Qx·Px Qx, л Рм, 1 л Qм·Рм
I              
II              
III              
IV              
V              
VI              

 

Теперь по данным таблицы 2.6 построим линию бюджетных ограничений. При этом будем исходить из предположения о том, что весь недельный располагаемый доход (20 талеров) расходуется только на хлеб и молоко (рис. 2.5).

 

Сх, в талерах, Qx, кг

20 ¨10

18 9

16 8 ¨

14 7

12 6 ¨

10 5

8 4 ¨

6 3

4 2 ¨

2 1

0 1 2 3 4 5 Qм, л

4 8 12 16 20 См, в талерах

Рис.2.5. Бюджетная линия потребителя

 

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированных величинах дохода и цен.

В общем виде линия бюджетных ограничений может быть описана следующим уравнением:

РД = Qx·Px + Qм·Pм. (2.7)

Уравнение 2.8 отражает бюджетные ограничения потребителя, его возможности по приобретению наборов товаров двух наименований. Преобразуем это уравнение, поделив обе его части на Рх. В результате получим следующее уравнение бюджетной линии:

Qx = aQм + в, (2.8)

где а = Рм / Рх; в = РД / Рх.

Коэффициент а определяет наклон бюджетной линии, в нашем случае а = 4 талера / 2 талера = 2. Это означает предположение о том, что, приобретая 1 л молока, потребитель отказывается от двух кг хлеба.

Теперь пришла пора ответить на вопрос, какая из доступных комбинаций молока и хлеба является наиболее для него полезной. С этой целью, по данным таблицы 2.7, совместим на графике бюджетную линию хлеба и молока с картой безразличия (рис. 2.6).

Таблица 2.7. Комбинации хлеба и молока, образующие

кривые безразличия по уровням полезности в баллах

 

Набор Qx1 1 U1 2 2 U2 3 3 U3
I         1,5        
II                  
III                  
IV                  

 

Далее, по данным таблицы, используя уравнение бюджетной линии 2.8, построим отрезок бюджетной линии и три кривых безразличия, отличающиеся по уровням полезности: U1 = 8 баллов, U2 = 12, U3 = 20 (рис. 2.6).

Qx, кг

10 ¨

9

8 ¨ ¨

6 ¨

5 ¨ U3 = 20 баллов

4 ¨ ¨ ¨

3 ¨ U2 =12 баллов

2 ¨ U1 = 8 баллов

0

1 2 3 4 5 Qм, л

Рис. 2.6. Равновесие и неравновесие потребителя

Каков же выбор потребителя? Выбор, очевидно, любой комбинации на кривой безразличия U1 свидетельствует о нерациональности поведения потребителя, поскольку это наименьшие по полезности наборы благ (8 баллов). Комбинации на кривой безразличия U3 просто недоступны потребителю по финансовым соображениям. Остается кривая безразличия U2 . Точку оптимума, в нашем случае, легко найти из следующей системы уравнений:

Qx = — а*Qм + в

Qx*Qм = U2 . (2.9)

Подставив в 2.9 соответствующие данные из таблиц 2.6 и 2.7, получим систему уравнений вида

Qx = — 2Qм + 10

QxQx = 12. (2.10)

Решение системы уравнений дает нам две точки равновесия Е1(6;2) и Е1¢(4;3). Точку оптимума можно определить и с помощью формулы

RSxм = Рм / Рх, (2.11)

где RSxм = — DQx / DQм = — (6 — 8) / (4 — 3) = 2; Рм / Рх = 4 талера / 2 талера = 2.

Таким образом, в нашем примере не одна, а две точки равновесия. Бывает и такое.

Положение равновесия, очевидно, меняется в зависимости от динамики цен и доходов потребителя. Уменьшение, например, цены на молоко вдвое (с 4-х талеров до 2-х за 1 л) означает, что, и количество приобретаемого молока может увеличиться в два раза при прежних бюджетных ограничениях (недельном доходе потребителя в 20 талеров). Это значит, что изменится и уравнение бюджетной линии, а ее точка пересечения с осью абсцисс сместится вправо и положения М1 в положение М2 (рис. 2.7).

Qx

10

9

6 Е1

5 Е2

4 Е1¢ U2 = 25 баллов

2 U1 = 12 баллов

0 М1 М2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Qм

Рис. 2.7. Смещение вправо нижней точки

бюджетной линии из положения М1 в положение М2

К чему такое смещение приведет? Во-первых, изменится уравнение бюджетной линии. Оно примет вид Qх = — 1Qм + 10. А во-вторых, сместится вправо в положение Е2 (рис. 2.7) и точка равновесия потребителя. Координаты точки Е2 легко найти, решив систему уравнений Qx = — 1Qм + 10

QxQм = 25.

Выражаем Qм через 25 / Qx и в результате преобразований получаем следующее уравнение: Qx2 — 10Qx + 25 = 0. Откуда находим, что Qм = 5 и Qx = 5. В результате чего получаем точку равновесия Е2 с координатами 5 и 5.

Теперь выясним, как на выбор потребителя влияет изменение его дохода. С увеличением величины дохода потребителя при неизменных ценах на блага А и В вправо будет сдвигаться и бюджетная линия и положение равновесия потребителя (рис. 2.8).

10

9 РД

8

6

5 Е2

4 U2

3 Е1

2 U1

0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 QВ

Рис. 2.8. Кривые «доход — потребление» благ А и В

Из сказанного можно сделать вывод о том, что при любом доходе рациональный потребитель стремится выбирать самый полезный набор благ, поэтому каждой бюджетной линии соответствует и своя точка равновесия. Если теперь точки равновесия потребителя при различных уровнях дохода соединим, то получим линию «доход — потребление» Е1Е2 (рис. 2.8).

Располагаемый доход (РД) потребитель иcпользует для потребительских расходов (С), а если он составляет достаточную величину, то часть его идет на сбережение (S).

Согласно закону Энгеля (см. главу 1), с ростом доходов семьи доля расходов на питание уменьшается, но возрастает доля расходов на удовлетворение культурных и других потребностей.

Линия потребительских расходов может быть описана следующим уравнением:

С = Са + Нп·РД, (2.12)

где С — потребительские расходы в определенном году; Нп — норма потребления или доля РД, которая идет на потребительские расходы.

Особо остановимся на автономном потреблении (Са), которое осуществляется за счет накопленного личного имущества, непосредственно не связанного с величиной текущих расходов потребителя. Непонятно? Тогда поясним сказанное конкретным примером. Допустим, что ваше личное богатство оценивается в 6 млн. руб. и каждый год Вы расходуете по 1,2 млн. руб. (продаете имущество) на потребительские расходы. За пять лет в таком случае от вашего богатства, если оно не будет пополняться, останутся “рожки да ножки”.

Динамику располагаемого дохода, потребительских расходов и сбережений, можно проиллюстрировать с помощью рис. 2.9.

 

С, тыс. руб.

800 А В

S

600

С = Са + Нп·РД

400 · Е

С

200

Са М

О 200 400 600 800 РД, тыс. руб.

Рис. 2.9. Линия потребительских расходов

 

Отрезок ОВ, как видно из рисунка, представляет собой геометрическое место точек равенства доходов и потребительских расходов населения. В нашем примере потребитель, когда величина его располагаемого дохода превышает 400 тыс. руб., часть дохода оставляет на сбережения. Сам смысл уравнения 2.12 покажем на следующем примере. Предположим, что величина автономного потребления составляет 200 тыс. руб. в месяц, а норма потребления равна 0,8. Тогда при РД = 800 тыс. руб. величина потребительских расходов составит 200 тыс. руб. + 0,8·800 тыс. руб. = 840 тыс. руб. Что же касается величины сбережений, то в нашем примере они будут равны 160 тыс. руб.

 

ЭФФЕКТЫ ЗАМЕНЫ И ДОХОДА

Уважаемый читатель помнит о том, что одним из важнейших элементов механизма рыночной экономики является закон спроса. Согласно этому закону между величиной цены на приобретаемый товар и величиной спроса существует обратная связь. В элементарном случае эта связь может быть описана следующим уравнением:

РQ = Pmax — DP (Q — 1), (2.13)

где РQ — цена, по которой покупатель готов приобрести определенное количество товара (Q); Q — количество приобретаемого товара или величина спроса; Рmax — максимальная цена, по которой покупатель приобретает только единицу товара; DР — такое изменение цены, при котором наступает изменение величины спроса.

Далее приведем конкретный пример и допустим, что уравнение линии спроса на апельсины имеет вид РQ = 4000 руб. — 500 руб. (Q — 1). Это значит, что семья, предположим, в месяц по цене 3000 руб. за 1 кг купит 3 кг апельсин. Проиллюстрируем наш пример рис. 2.10.

Р, руб.


5000 D

4000

2000

0

1 2 3 4 5 6

Апельсины, кг

Рис. 2.10. Линия спроса на апельсины

 

Но к чему все это, спросите вы? Дело в том, что действие закона спроса можно объяснить на основе эффектов замены и дохода, которые возникают в связи с изменением цен.

Эффект заменывозникает в тех случаях, когда снижение цены на отдельный товар увеличивает спрос на него за счет отказа от покупки других товаров, ставших для покупателя более дорогими. Эффект замены — это та часть прироста величины спроса на подешевевшее благо, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ.

Не совсем ясно? Тогда приведем пример. Положим, что цена 1 кг апельсин уменьшилась с 4000 руб. за 1 кг до 3000. Это значит, что если по цене 4000 руб. семья в месяц покупала всего лишь 1 кг, то по цене 3000 руб. она готова приобрести 3 кг апельсин. Поэтому покупатель стремиться заменить, например, мандарины апельсинами. Уменьшение цены на апельсины в нашем пример дало эффект замены, равный 2 кг апельсин, так как покупатель расходует на дополнительную покупку апельсин только часть высвободившихся денег.

Эффект дохода — результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество покупаемых благ. Этот эффект определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в результате увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на товар. Он отражает влияние снижения цены какого-либо блага на общий спрос покупателя. Покажем сказанное на примере. Вначале, положим, покупатель на 1 кг апельсин расходовал 4000 руб. Таковы были его потребительские расходы. Когда же цена 1 кг апельсин снизилась до 3000 руб. за кг, то он может уже 1 кг приобрести за 3000 руб. и, следовательно, эффект дохода составит 1000 руб.

Эффект замены при снижении цены товара всегда будет выражаться в росте объема спроса на этот товар. Аналогично воздействует на изменение спроса и эффект дохода: с ростом реального дохода в результате снижения цены увеличивается величина потребительского спроса. Это дает основание сделать вывод о том, что величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены. Значит, линия спроса имеет отрицательный наклон. Этот вывод объясняет большинство ситуаций, возникающих на рынке. Однако спрос на «товары низкой категории», в отличие от «нормальных» товаров не всегда соответствует данному правилу. Повышение цены на товар «низкой категории» (к ним относят некоторые товары первой необходимости) может вызвать реакцию малообеспеченного потребителя, которая противоречит закону спроса. Так, рост цен на молоко и на хлеб побуждает малообеспеченных пенсионеров отказываться от приобретения других товаров и увеличивать расходы на покупку этих продуктов питания. Такая тенденция объясняется тем, что при повышении цены на какие-либо товары первой необходимости бывает трудно найти товар-заменитель с таким же полезным эффектом на одну затрачиваемую на него денежную единицу. В таком случае с ростом цен растет и спрос, то есть линия спроса имеет положительный наклон. Условия, при которых возникают подобные ситуации, впервые были проанализированы английским ученым Р. Гиффеном (1837—1910), когда он изучал динамику спроса на картофель в период голода. Поэтому товары с линиями спроса, имеющим положительный наклон, часто называют «товарами Гиффена».

Теоретически такое положение можно объяснить тем, что в некоторых ситуациях эффекты замены и дохода действуют в противоположных направлениях. В абсолютном большинстве случаев повышение цены на товар приводит к уменьшению величины спроса, так как реальный доход потребителя сокращается (эффект дохода). Когда же цена товара первой необходимости, хотя и возрастет, но, тем не менее, остается ниже цен «нормальных» товаров, тогда малообеспеченные потребители будут заменять другие блага товарами «низкой категории». В этом случае будет иметь место эффект замены. Если же эффект замены превысит отрицательный эффект дохода, то спрос индивида вопреки закону спроса не сократится, а, напротив, возрастет.

Эффекты дохода и замены отдельно друг от друга наблюдаются крайне редко. Сумма же двух эффектов дает общий эффект и общее изменение величины спроса.

Рассмотрим модель разложения общего изменения объема спроса на два эффекта, разработанную английским экономистом Д. Хиксом (1904—1989). Допустим, что наш потребитель имеет бюджетное ограничение, показанное на рис. 2.11 отрезком 6—6, и весь свой доход расходует на два товара: апельсины и яблоки. На рисунке видно, что, находясь в равновесии в точке Е1, потребитель приобретает в день, предположим, 4 апельсина и 2 яблока. Если цена на яблоки понизится, допустим вдвое, то бюджетная линия сместится в положение 6—12, а равновесие потребителя переместится в точку Е2. В этом случае потребитель покупает 2 апельсина и 8 яблок.

 

Апельсины

 
 


8 Эффект замены (2)

7

6 Эффект дохода (4)

5

4 ¨ Е1

3 Е2

2 ¨ Е3

1

0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Яблоки

Рис. 2.11. Эффекты замены и дохода

 

Для выделения эффектов замены и дохода по отдельности выделим точку равновесия Е3(2;4). И, наконец, на рисунке отчетливо показаны квадрат эффекта замены и прямоугольник эффекта дохода. Эффект замены в нашем случае равен 2, а эффект дохода — 4.

Для нормальных товаров эффекты замены и дохода действуют в одном направлении, чем и объясняется отрицательный наклон линии спроса. В случае же товаров Гиффена, о которых речь уже шла, эффекты могут иметь противоположную направленность. Общие же эффекты зависят от того, какой эффект окажется весомее. В целом расходы на низший товар при снижении цены будут понижаться. В случае товара Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замены, то есть потребитель товар потребляет больше при возрастании цены, что является исключением из закона спроса.

Следующий вопрос, который при этом возникает, как определить благосостояние и выигрыш потребителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.06 с.)