Ценовой барьер для конкурентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовой барьер для конкурентов



 

Потенциальных конкурентов олигополисты могут отпугивать и ценовым барьером. Кому они нужны, собственно говоря, конкуренты. С этой целью на рынке устанавливается цена, невыгодная для новых производителей, на уровне минимальных долгосрочных средних издержек. При этом фирмы либо идут на сговор, либо следуют примеру других участников рынка. Такая цена, с одной стороны, обеспечивает экономическую прибыль, а с другой — препятствует появлению новых конкурентов.

5.5.4. Модели олигополистического ценообразования

 

Довольно популярным на рынке олигополии является установление цены по правилу «издержки плюс». Использование этого правила объясняется неопределенностью величины спроса на товар и предельными издержками. В связи с этим фирма определяет цену на товар исходя из процентной надбавки к предполагаемым средним переменным издержкам (АVC). Эта надбавка обеспечивает возмещение средних постоянных издержек (АFC) и получение экономической прибыли. Сама же цена определяется по следующей формуле:

Р =AVC + m·AVC, (5.3)

где — m = - 1 / (1 + Ea) — величина надбавки. Ea — коэффициент эластичности спроса по цене. Непонятно? Если, например, Ea = - 6, то m = 0,2, следовательно, и надбавка к цене составит 20%. Чем выше эластичность спроса, очевидно, тем ниже будет и процент надбавки.

На рынке олигополии применятся и модель ценообразования, основанная на сговоре олигополистов. Законодательства многих стран сговор фирм с целью установления определенной цены запрещают, однако в реальной действительности такое все-таки происходит. Фирмы часто руководствуются правилом «не пойман — не вор». Примером тайного сговора является картель — объединение фирм с целью регулирования объемов производства продукции и цен. В том случае, когда существуют барьеры для входа в отрасль, фирмы устанавливают предельный уровень общего выпуска продукции. Затем каждой фирме устанавливается определенная квота выпуска. В таком случае цена, по сути, держится на уровне монопольной, обеспечивая участникам картеля экономическую прибыль. На практике такое соглашение действует недолго, фирмы его нарушают при первом удобном случае, и цена возвращается к конкурентному уровню.

Нередко фирмы используют и метод лидерства в ценах. Ценовую погоду, если так можно выразиться, делает крупнейшая фирма. Она является ценовым лидером, остальные же следуют за ней. Цена устанавливается таким образом, чтобы максимизировать собственную прибыль.

Многие участники олигополистического рынка пассивно следуют за лидером, так как полагают, что крупные фирмы располагают большей информацией о рыночной конъюнктуре. Да и, кроме того, опасаются отрицательной реакции лидера на проведение самостоятельной политики цен со стороны мелких фирм.

В конкурентной борьбе фирмы могут использовать как ценовые, так и неценовые методы. Во многих случаях фирмы предпочитают неценовую конкуренцию, так как ценовая дискриминация может привести к ценовым войнам и тяжелым для всех экономическим последствиям. Ценовая война предполагает уменьшение цен (демпинг) продавцами с целью удушения соперника. В результате таких войн вначале выигрывают потребители-покупатели, но проигрывают продавцы, поскольку не возмещают затраты на производство и реализацию продукции. В конечном счете, отрицательные последствия войны затрагивают потребителей, так как снижаются объемы выпуска продукции.

Как это происходит? Допустим, на рынке несколько продавцов однородного товара, и каждая фирма стремится максимизировать прибыль, ориентируясь на стабильность цен у конкурентов. «Умная» фирма полагает, что, снизив цену, она захватит рынок, резко увеличив объем продаж. Однако тот «умник» в итоге может и проиграть. Война цен продолжается до тех пор ни одна фирма не получает выгоды от понижения цены, а экономические прибыли упадут до нуля. Цена на рынке, в конечном счете, станет равной минимуму средних общих издержек. Эта ситуация получила название Бертрана.

 

Модель равновесия Бертрана

Суть модели равновесия Бертрана состоит в том, что для анализа стратегии поведения фирмы используется теория игр для организаций с противоположными интересами. Допустим, что на рынке функционируют две фирмы, производящие однородный товар. При этом рассмотрим два случая поведения, когда фирма-конкурент при понижении цены другой фирмой свою цену не меняет, и когда она также понижает цену, то есть фирма действует по принципу «делаю, как ты». Итогом таких расчетов является матрица результатов, иллюстрирующая изменение прибыли при реализации каждой возможной стратегии и для каждого возможного ответа соперника.

Допустим, что в отрасли действую две равноправные фирмы А и В, у которых АТС = МС = 5 ден. ед., а функция спроса задается уравнением Р = 10 — 1(Q — 1). В этом случае получим данные по изменению величин цены и спроса, представленные в таблице 5.4.

 

Таблица 5.4. Изменения в количестве реализуемой продукции (Q)

в соответствии с изменением величин цен (Р); в ден. ед.

 

Р, в ден. ед.                    
Q, в шт.                    

 

В соответствии с уравнением спроса и издержками определяем общий доход (ТR), издержки (ТС = АТС·Q), прибыль или убытки для двух фирм (таблица 5.5).

 

Таблица 5.5. Общие доходы (ТR), общие издержки

(TC = ATC·Q) и прибыль (Пр)

 

Q P TR TC Пр
         
         
         
         
         
         
        - 7
        - 16
        - 27
        - 40

 

По данным таблицы 5.5 заполним матрицу результатов, в которой отразим изменение прибыли у каждой фирмы при изменении ценовой стратегии.

Данные таблицы показывают, что фирмы будут максимизировать прибыль, выпуская три единицы продукции при цене 8 ден. ед. Суммарная прибыль будет равна 9 ден. ед., то есть каждая фирма получит по 4,5 ден. ед. прибыли.

Заполним первый квадрант матрицы (I), где рассматривается ситуация понижения цены с 8 до 7 ден. ед. обеими фирмами. В этом варианте поведения, общая прибыль уменьшится с 9 до 8 ден. ед., то есть прибыль каждой фирмы уменьшится с 4,5 до 4 ден. ед., или на 0,5 ден. ед. Занесем этот результат в первый квадрант матрицы.

 

Таблица 5.6. Матрица результатов двух фирм на рынке дуополии

 

Две стратегии поведения фирм Фирма В
Понижение цены Постоянная цена
Фирма А Понижение цены А = - 0,5 I В = - 0,5 А = + 3,5 II В = - 4,5
Постоянная цена А = - 4,5 III В = + 3,5 А = 0 IV В = 0

 

Рассмотрим теперь второй квадрант (II), где фирма А понижает цену с 8 до 7 ден. ед., а фирма В ее не меняет. Это приводит к тому, что фирма А захватывает весь рынок и ее прибыль увеличивается с 4,5 до 8 ден. ед., то есть на 3,5 ден. ед. Фирма же В своих покупателей потеряет и, следовательно, лишится прибыли в 4,5 ден. ед.

В квадранте III ситуация является противоположной, поскольку фирмы меняются местами, поэтому меняются местами и результаты в матрице.

Квадрант IV показывает, что при стабильных ценах фирмы получают прежнюю по величине прибыль.

На основании данных матрицы можно сделать вывод о том, что оптимальной стратегией фирмы будет снижение цены, если ее понижает конкурент, и понижение цены при стабильной цене у конкурента. В целом же обеими фирмами было выгодно поддерживать прежнюю цену. В этом случае ни одна из них не выиграет, но и не проиграет: стратегия «худой мир лучше доброй ссоры», как видим, в данном случае себя полностью оправдывает.

 

ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ

¨ В рыночной экономике различают рынки с совершенной и с несовершенной конкуренцией.

На рынке совершенной конкуренции множество малых фирм предлагают однородную продукцию множеству покупателей. На таких рынках цены стабильны.

Несовершенными считаются рынки монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

¨ Различают поведение фирм в краткосрочном периоде и долгосрочном. В краткосрочном периоде фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства.

Существуют два подхода для определения оптимального объема выпуска продукции фирм. В первом случае экономическая прибыль определяется как разница между общим доходом и издержками, и при оптимальном объеме прибыль максимальна.

Во втором же случае доход от реализации единицы продукции сравнивается с единичными издержками и оптимальным считается объем производства, при котором удельный вес прибыли в выручке от реализации продукции максимален.

Долгосрочное равновесие фирмы при совершенной конкуренции наступает в том случае, когда величины цены единицы продукции, предельный доход и предельные издержки равны минимуму АТС.

¨ К рынкам с несовершенной конкуренцией относят рынки монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Монополией считается рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего аналога.

Фирма-монополист отличается от фирмы конкурентной, главным образом, тем, что может воздействовать на цену реализуемой продукции.

Различают следующие виды монополий:

Ø Закрытую, защищенную от конкуренции с помощью права;

Ø Естественную, при которой долгосрочные АТС достигают минимума, когда фирма обслуживает весь рынок;

Ø Открытую, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;

Ø Простую, при которой фирма реализует свою продукцию всем потребителям по одинаковой цене.

В коротком периоде фирма-монополист может терпеть и убытки. В этой ситуации общий доход фирмы меньше общих издержек, а кривая АТС выше величины цены.

В долгосрочном периоде для максимизации прибыли монополист расширяет производство до тех пор, пока количество продукции обеспечивает равенство предельного дохода и долгосрочных издержек.

На рынке монополистической конкуренции относительно большое количество малых фирм предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

В краткосрочном периоде особенностью поведения фирмы на рынке монополистической конкуренции является то, что ее линия спроса и единичного дохода по сравнению с монополией более эластична.

При монополистической конкуренции цены на дифференцированный продукт выше, чем на рынках свершенной конкуренции, но ниже, чем при монополии.

Под олигополией подразумевают ситуацию, когда на рынке несколько продавцов, а для других вход затруднен.

В условиях олигополии используется несколько моделей ценообразования:

Ø Стабильность цен и ломаная линия спроса;

Ø Установление ценовых барьеров для потенциальных конкурентов;

Ø «Издержки плюс»;

Ø Установление цен, основанных на сговоре между владельцами фирм;

Ø Лидерство в ценах;

Ø «Война цен».

¨ Для анализа равновесного состояния цен на примере дуополии используется модель равновесия Бертрана. Она позволяет сделать вывод о том, что, в конечном счете, оптимальной стратегией фирм на рынке олиголии является стратегия стабильности цен. В этом случае ни одна фирма не выигрывает, но и не проигрывает. В ее основе лежит принцип «худой мир лучше доброй ссоры».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции. Монополия. Закрытая и открытая монополии. Естественная монополия. Простая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. «Издержки плюс». Лидерство в ценах. Модель равновесия Бертрана.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Ответим на вопросы

1. Какими достоинствами обладает совершенная конкуренция для покупателей?

2. Чем плоха недобросовестная конкуренция? Приведите примеры.

3. Почему монополистическая конкуренция называется монополистической?

4. В чем состоит смысл выделения краткосрочного и долгосрочного периодов в поведении фирмы?

5. Что означает оптимизация выпуска продукции фирмы?

6. Почему естественная монополия называется естественной?

7. Почему линия спроса на рынке дуополии является ломаной?

8. Что означает правило «издержки плюс»?

9. В чем состоит суть метода лидерства в ценах?

10. Что представляет модель равновесия Бертрана?

 

Выполним задания

1. На рынке совершенной конкуренции цены:

а) стабильные; б) меняются в соответствии со спросом и предложением.

2. По указанным в таблице признакам выделите два типа конкуренции:

Число фирм в отрасли Тип продукта Условия входа в отрасль Контроль за ценами Распространение Тип конкуренции
Много малых Однородный Свободный Нет Не распространена   ?
Несколько крупных 1. Стандартизированный. 2. Дифференцированный Возможны барьеры при входе Существует, но ограниченный Широко распространена   ?

 

3. По данным таблицы определите оптимум выпуска продукции, если цена единицы продукции на рынке совершенной конкуренции 120 тыс. руб.

Q, шт.              
АТС, тыс. руб.              

 

4. Если на рынке совершенной конкуренции Се = АТС, то выпуск продукции у фирмы: а) меньше оптимального; б) оптимальный; в) больше оптимального.

5. Если на рынке совершенной конкуренции АТС = 40 — 8Q + Q2, то оптимальным является выпуск продукции: а) 4 ед.; б) 8 ед.; в) 12 ед.; г) 16 ед.

6. Если в краткосрочном периоде при оптимальном объеме производства у фирмы-монополиста соблюдается правило МС = МR, то выпуск ее продукции:

а) меньше оптимального; б) оптимальный; в) больше оптимального.

7. В долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции при МR = МС, а Р = минимум АТС, фирма:

а) прибыль не получает; б) получает экономическую прибыль.

8. Если на рынке олигополии цена устанавливается по правилу «издержки плюс», а коэффициент эластичности спроса по цене равен — 5, то надбавка к издержкам будет равна: а) 20%; б) 25%; в) 35%; г) 40%.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей вузов. — Мн.: Книжный Дом, 2004.— Глава 13.

2. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб. пособие. — Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. — Темы 13 и 14.

3. Лемешевский.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч. 2.) Учебное пособие для вузов. — Мн: ООО «ФУАинформ», 2003. — Глава 9.

4. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. — Мн.: Новое знание, 2003. — Глава 7.

5. Янчук В.А. Азбука экономики: Пособие для учителей общеобразовательных школ. — Мн.: Беларусь, 2002. — Глава 4.

 

 

ГЛАВА 6

НА РЫНКЕ РЕСУРСОВ

В ЭТОЙ ГЛАВЕ

Ø Рассматриваются особенности ценообразования на рынках ресурсов.

Ø Особое внимание уделяется рынку рабочей силы, здесь речь идет, главным образом, о сущности, формах и системах заработной платы.

Ø Выясняется специфика рынка капитала, рынка ценных бумаг.

Ø Анализируется проблема ценообразования на рынке природных ресурсов.

Ø Дается представление о рынке интеллектуальных продуктов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.047 с.)