Антимонопольное государственное регулирование




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольное государственное регулирование



Антимонопольное регулирование в современной России и его противоречия

Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы.

Как известно, регулирование деятельности монополий осуществляется на базе антимонопольного законодательства.

Первый в России антимонопольный нормативный акт - Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят 22 марта 1991 года. Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.

Июля 2006 года был принят Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ являющийся на сегодняшний день основой всего антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

В ст.2 этого закона устанавливается, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

К основным из таких законов относятся Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» Принятый Государственной Думой 21 февраля 2003 года Одобренный Советом Федерации 12 марта 2003 года, Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Огромное значение для антимонопольного регулирования имеет также и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2007 г.).

Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Положения этого Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;

Соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

Недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Для проведения государственного антимонопольного регулирования в России создан специализированный государственный орган - Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Для определения конкретного круга полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положение о ФАС России.

В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства, осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

При этом ст. 5. Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» конкретизирует основные функции Федеральной антимонопольной службы, относя к ним:

а) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

г) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

д) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает в случаях, указанных законодательстве, хозяйствующим субъектам, государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания в рамках антимонопольного регулирования;

4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, а также должностных лиц органов власти и местного самоуправления;

Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.

От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату.

Принято считать, что оптимальными являются такие размеры, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции.

В соответствии с формами собственности на Украине могут действовать предприятия следующих видов:

1) индивидуальные, основанные на личной собственности и на его труде (без найма);

2) семейные, основанные на собственности и труде граждан одной семьи, проживающих совместно;

3) частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;

4) коллективное, основанное на собственности трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;

5) государственное или коммунальное, основанное на собственности административно-территориальных единиц;

6) государственное предприятие, основанное на республиканской (общегосударственной) собственности;

Каждое предприятие для решения задач, связанных с производством и реализацией товаров и оказанием услуг, должно быть укомплектовано определенным количеством людей, способных выполнять эти работы. Занятые общественным трудом на предприятии работники, инженеры и служащие образуют трудовые коллективы этих предприятий. В политическо-экономическом понимании трудовой коллектив это совокупный работник предприятия и одновременно субъект экономических отношений, который осуществляет общую деятельность в государственных, коллективных, кооперативных, частных предприятиях, направленную на удовлетворение как личных, так и коллективных, общественных потребностей.

Трудовой коллектив является сложной организационной и социально-экономической структурой, в которую входят работники цехов, бригад и других подразделений предприятия. Для координации, согласованности между ними создается соответствующая система управления.

Переход от командно-административной системы управления к экономическим методам на всех уровнях требует широкой демократизации всей системы хозяйственной деятельности, осуществления управления через интересы, всестороннюю активизацию работников членов трудового коллектива. Поэтому большое значение имеет внедрение на предприятии самоуправления.

Идея самоуправления трудовых коллективов связана с необходимостью демократизировать систему управления производственным процессом на предприятии. Пока трудовой коллектив не имеет достаточных полномочий собственника, он лишь выступает в роли хозяина, не будучи им реально. И он не станет им, пока не будут аннулированы все акты, которые закрепляют отчуждение работника от средств производства.

В Украине в процессе разгосударствления экономики самой важной социально-экономической целью является передача значительной части государственной собственности трудовым коллективам. Это основной путь преодоления отчуждения трудящихся от собственности на средства производства и результатов труда, от самого процесса труда, от управления производством, от экономической власти и т.д.

Законами Украины определены три основных вида предприятий: государственное, коллективное и индивидуальное. При этом последняя группа имеет возможность создания индивидуального, семейного и частного предприятия.

Если более широко рассмотреть данный вопрос, то можно выделить следующие виды предприятий:

Арендные и коллективные.

Аренда первичный механизм разгосударствления собственности, средство образования и умножения коллективной собственности.

В соответствии с договором государство может передавать на 10-15 лет в аренду за соответствующую плату во временное пользование и владение трудовому коллективу предприятия, производственные фонды и оборотные средства. В арендном предприятии учредителем его становится трудовой коллектив, который регистрируется как организация арендаторов, то есть как самостоятельное юридическое лицо.

Аренда разновидность хозяйственного расчета, при этом арендатор предприятия имеет право самостоятельно распределять хозяйственный расчетный доход, использовать его на развитие производства, социальные нужды и оплату труда по своему усмотрению (аренда форма хозяйствования, а не вид собственности). Аренда это фиксированная арендодателем величина, установленная плата арендатором на определенный период.

Арендный коллектив стремится улучшать и развивать производство. Он имеет больше самостоятельности по сравнению с арендным предприятием.

На Украине существуют такие виды акционерных товариществ: акционерные товарищества открытого типа, где акции распространяются путем открытой подписки, то есть путем купли-продажи на бирже; акционерные товарищества закрытого типа, акции которых распространяются лишь среди своих учредителей.

Акция главный атрибут акционерного товарищества. Это ценная бумага без установленного срока обращения, подтверждающая долевое участие (паевой взнос) акционера в уставном фонде акционерного общества, подтверждающая членство в нем и право на получение прибыли в виде дивидендов. Акция дает право на участие в дележе имущества при ликвидации товарищества.

Виды акций: именные, на предъявителя, привилегированные, простые. Если акция именная, то в книгу регистрации акций должны быть внесены ведомости о каждой именной акции: собственник, время приобретения, количество таких акций у каждого акционера.

В отличие от простой, привилегированная акция дает ее собственнику преимущественное право на получение дивидендов, а также на приоритетное участие в распределении имущества акционерного общества в случае его ликвидации. Собственники привилегированных акций не принимают участие в управлении акционерным обществом.

Договорные товарищества.

Их создают юридические и физические лица, когда они ищут выгоду в совместной деятельности на рынке, однако не желают терять своей самостоятельности.

Это замкнутые товарищества, которые создаются объединением паевых взносов. Здесь акции не выпускаются, дивиденды не устанавливаются, а прибыль распределяется пропорционально к взносам учредителей, которые отвечают по обязательствам предприятия лишь величиной вложенного капитала. Именно это делает эту форму предприятия привлекательной и удобной.

Из всех перечисленных выше видов предприятия при переходе к рыночной экономике и в самой рыночной экономике главное место уделяется малым предприятиям (при достаточно сильном антимонопольном законодательстве). Это происходит потому, что малые предприятия лучше и быстрее других улавливают изменения на рынке благодаря существующей между ними конкуренции. Это ускоряет научно-технический прогресс.

Мировой опыт развития малых предпринимательских структур указывает на то, что наибольшая их эффективность достигается в условиях существования частной формы собственности. Формирование ее правовой базы в Украине должно предусматривать ряд мер:

- совершенствование законодательных актов, регламентирующих массовую приватизацию;

- установление долговременной перспективы развития частного предпринимательства, утверждения права наследования и продажи собственности;

- предоставление надежных политико-административных гарантий от неправомерных посягательств на собственность со стороны государства, других физических и юридических лиц.

И все же коллективные предприятия и кооперативы остаются весьма незначительной частью экономики развитых стран. Каковы причины этого? Каковы объективные границы развития и субъективные предубеждения против коллективных предприятий? Существует достаточно долгая традиция дискуссий на эту тему с выдвижением аргументов коллективной собственности.

Незначительный удельный вес коллективных предприятий в развитых капиталистических государствах дает повод для утверждений о принципиальной неэффективности коллективной собственности. Однако эти утверждения покоятся в большей степени на теоретических допущениях; (при этом не всегда обоснованных), нежели на анализе реальных фактов.

Наиболее серьезные возражения против коллективной собственности выдвигаются в «теории самоуправляющейся фирмы», основоположник которой Б. Уорд предложил в конце 50-х гг. модель, описывающую поведение такой фирмы. Следует заметить, что это модель с самого начала была построена на сомнительных предпосылках. Ее постулаты были основаны на некоторых чертах экономического поведения югославских предприятий, которые отнюдь не были коллективными и лишь отчасти могли бы быть названы самоуправляющимися. Поведение реальных югославских фирм не во всем согласовывалось с моделью Уорда; что же касается коллективных предприятий на Западе, то к ним эта модель в целом оказывается неприменимой.

Б. Уорд исходит из того, что целью коллективной (самоуправляющейся) фирмы является максимизация дохода на одного занятого. Из этой предпосылки выводится целый ряд следствий. Во-первых, стремление к максимизации дохода на одного занятого вынуждает коллектив препятствовать расширению занятости (ибо в противном случае доход придется распределять среди большего числа людей) или даже сокращать ее. Поэтому коллективные предприятия характеризуются тенденцией к снижению уровня занятости. Во-вторых, ради максимизации дохода полученная фирмой прибыль в большей мере направляется на увеличение оплаты труда, нежели на инвестиции. Поэтому самоуправляющиеся фирмы страдают хроническим недоинвестированием. В-третьих, две указанные выше предпосылки (боязнь расширения занятости и недостаток капиталовложений) мешают самоуправляющимся фирмам расширять производство, даже если рынок дает такую возможность. Поэтому для таких фирм характерна неэластичная или даже с обратной кривизной кривая предложения.

В-четвертых, участие рабочих в управлении производством ведет к возрастанию издержек на управление, снижению производственной дисциплины и, в конечном счете, к снижению производительности.

Наблюдение за реальными результатами функционирования коллективных предприятий, как правило, не обнаруживает ни одного из предсказываемых «теорией самоуправляющейся фирмы» следствий. Более того, по некоторым из рассматриваемых параметров коллективные фирмы демонстрируют лучшие результаты по сравнению с аналогичными капиталистическими фирмами.

Коллективные предприятия не сокращают занятость, а, напротив, характеризуются более высокими темпами роста занятости, чем традиционные капиталистические фирмы. Коллективные предприятия не страдают хроническим недоинвестированием -- уровень инвестиций у них находится примерно на том же уровне, что и у капиталистических фирм. Что касается кривой предложения, то коллективные предприятия демонстрируют способность к очень быстрому наращиванию объема продаж. Уровень производительности факторов производства в коллективных предприятиях выше, чем в капиталистических фирмах. Практически все эксперты отмечают, что одним из источников эффективности коллективных предприятий является снижение издержек управления.

Модель Б. Уорда подвергалась и теоретической критике. Так, известный американский специалист по теории самоуправления Я. Ванек показал, что применение в самоуправляющейся фирме системы участия в прибылях (при сокращении удельного веса зарплаты) ведет к установлению уровня производительности и занятости на более высоком, а цен -- на более низком уровне, чем в аналогичных капиталистических фирмах.

Довольно часто против коллективных предприятий выдвигается возражение, находящееся в определенном противоречии с постулатами теории Б. Уорда -- что коллективным фирмам свойственно стремление к сохранению занятости, к предотвращению любых сокращений персонала, а потому такие фирмы воздерживаются от любых технических нововведений, могущих повлиять на занятость. Однако в действительности не удается обнаружить никаких указаний на то, что коллективные фирмы отстают от капиталистических по уровню применяемых технологий.

В России одним из широко распространенных возражений является указание на то, что коллективная собственность работников препятствует привлечению капиталов в предприятие, поскольку потенциальные сторонние инвесторы не стремятся вкладывать капитал в такое предприятие, где им не может принадлежать никакого контроля над собственностью. Однако такое возражение представляется совершенно неправомерным -- любое акционерное общество закрытого типа ограничивает доступ сторонних инвесторов в число пайщиков предприятия.

Антимонопольное государственное регулирование

Следует иметь в виду, что в роли монополии не обязательно выступает очень крупная фирма. Главное - удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции. Иными словами, более важен относитель­ный, а не абсолютный размер фирмы, хотя, как показывает опыт, абсолютный и относительный размеры фирмы довольно часто «идут рука об руку».

В зависимости от степени монопольной власти, которой располагают хозяйствующие субъекты в своей отрасли, выделяют такие рыночные струк­туры, как: 1) совершенная конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия; 4) чистая монополия. Если в первой из названных структур фирмы вообще не имеют никакой монопольной власти, то в последней одна фирма обладает абсолютной монопольной властью на рынке. Но в реальной жизни эти структуры почти не встречаются, а преобладают промежуточные структуры: монополистическая конкуренция как более конкурентная рыноч­ная структура и олигополия как монополистическая структура (в широком понимании этого термина).

Сравнение опыта функционирования различных рыночных структур сви­детельствует о том, что усиление монопольной власти отдельных фирм в ры­ночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим по­терям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов, по срав­нению с ценами на аналогичную продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти зачастую приводит к соз­нательному ограничению производства отдельных видов товаров и услуг с це­лью поддержания высоких цен. Это означает, что монополия приводит к неэф­фективному распределению ресурсов между различными отраслями, к их не­доиспользованию в монополизированных отраслях. В-третьих, монополия за­частую ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий про­изводства и качества продукции.

Как отмеченные, так и не названные негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику. Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, огра­ничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение не­добросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики вклю­чает в себя два связанных между собой направления (аспекта): 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формиро­вание системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Система антимонопольного регулирования экономики включает сле­дующие элементы:

- понятие монополиста, его качественные и количественные характери­стики;

- виды монополистической деятельности, подлежащей государственно­му регулированию;

- перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запреще­нию;

- определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

- меры ответственности за нарушение антимонопольного законодатель­ства.

Важнейшим элементом в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране является само понятие монополиста как субъ­екта, деятельность которого и подлежит регулированию. В российском ан­тимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Это понятие - центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение - это исключительное положение хозяйст­вующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов на рынке) опре­деленного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В на­стоящее время в России доминирующим признается положение хозяйст­вующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара состав­ляет 65% и более.

Другим важнейшим элементом в системе антимонопольного регули­рования является определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конку­ренции:

- изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита и повыше­ния цен;

- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

- принуждение к заключению «связанных контрактов»;

- нарушение установленного порядка ценообразования;

- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъ­ектам;

-установление монопольно высоких (низких) цен;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупате­лями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.

7) Особенности конкуренции и монополии в России

Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах - внутриотраслевой и межотраслевой.Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/ СПб.: ИД «МиМ», 2003. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен.

Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.

в образовании монопольных рынков решающую роль сыграла централизация капитала изначально в форме горизонтальной интеграции. В результате возникли картели, синдикаты, тресты, контролирующие цены и объем продаж в рамках одной отрасли. В начале XX века в процессах концентрации и централизации преобладающей становится вертикальная интеграция - объединение в рамках одной фирмы последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. В свою очередь вертикальная интеграция является составной частью более общего процесса диверсификации. Первоначально капиталы фирмы охватывают смежные или близкие по технологии отрасли, распространяясь затем далеко за их пределы. Диверсификация может осуществляться в форме концентрации или централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство за счет собственных накоплений, во втором - приобретает существующие там предприятия путем покупки акций. Создавая благоприятные условия для перелива капитала, диверсификация способствует укреплению производственных позиций концернов, повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно использовать ресурсы. Крупные корпорации, сосредотачивают в своих руках значительную часть рыночного предложения и в силу этого оказываются в особых отношениях с рыночной средой.

В течение длительного времени монополия была вместе с конкуренцией единственной формой, привлекавшей внимание экономистов. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон и Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Сегодня понятие монополии мы определяем, исходя из различия между чистой монополией и отдельно взятой.

Чистым монополистом можно было бы считать того, кто имел бы возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня производства. На деле же чистого монополиста не бывает, так как все производители вступают в конкуренцию из-за ограниченности уровня доходов потребителя. В конце концов все товары конкурируют между собой, и единственным способом стать чистым монополистом было бы производство всех благ в обществе. Поэтому монополия в чистом - это теоретическое понятие, имеющее ограниченное значение.

В реальности монополистом может называться та фирма, которая контролирует предложение товара, не имеющего точной замены, и когда перекрестная эластичность спроса между ее товаром и всеми другими товарами очень слаба. В этой ситуации монополист принимает решение, касающееся как цены, так и количества товара, при этом он не может контролировать и то и другое одновременно. Так же как и один продавец может контролировать предложение какого-то товара, так и один покупатель может контролировать спрос на какой-то товар. В этом случае используют термин - монопсония.

Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю 4 фирм приходится 25%, а на 8 - 50% рынка. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.017 с.)