Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль и регулирование деятельности естественных монополийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Формы государственного участия в управлении естественными монополиями варьируются от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний сохраняющихся в этих отраслях[16]. В нашей стране формы государственного контроля за субъектами естественных монополий отличаются от других стран. Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования. Предметом государственного регулирования являются отношения между субъектом естественной монополии и потребителем по поводу приобретения соответствующего товара. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. В настоящее время, как уже говорилось, в России действуют два таких органа: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации(ФАС России) и Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (ФСТ России). Эти органы осуществляют свою деятельность на основании Постановлений Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»[17] и № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»[18]. В соответствии с Положением ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), ФСТ России - федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Федеральный закон «О естественных монополиях» закрепляет методы регулирования деятельности естественных монополий, определяет способы контроля в сферах естественных монополий, раскрывает полномочия органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий. Законом предусмотрены следующие методы регулирования, которые должны использоваться регулирующими органами в сфере естественных монополий: Ø ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; Ø определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) Ø установление минимального уровня их обеспечения[19]. На практике основным методом государственного регулирования субъектов естественных монополий является государственное регулирование цен (тарифов) и порядка ценообразования на оказываемые ими услуги. Это обстоятельство послужило причиной того, что некоторые авторы считают данный метод обязательным, утверждая, что цены и тарифы на услуги всех субъектов естественных монополий подлежат государственному регулированию[20]. Полномочным органом здесь является Федеральная служба по тарифам РФ и ее территориальные управления. Очевидно, что цены и тарифы на товары (услуги) субъектов естественных монополий, устанавливаемые органом регулирования, должны быть экономически обоснованными. Только в этом случае они могут выполнить поставленную перед ценовым регулированием задачу – гарантировать защиту интересов потребителей от монопольного повышения цен. С этой целью Федеральной службой по тарифам осуществляется ведение Реестра субъектов естественных монополий. Другие методы регулирования, предусмотренные Законом, применяются гораздо реже, чем рассмотренный. Их суть заключается в том, чтобы в случае невозможности удовлетворения в полном объеме суммарных потребностей в товаре, производимом или реализуемом субъектом естественной монополии, определить круг потребителей такого товара, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установить минимальный уровень их обеспечения. Выполнение данного полномочия принадлежит Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации и ее территориальным управлениям. Наряду с указанными методами А.Н. Варламова выделяет еще специальные меры регулирования, которые, по ее мнению, нашли наиболее широкое применение в российском законодательстве: создание правил «недискриминационного доступа», лицензирование, контроль за качеством[21]. Таким образом, видно, что государство подходит к регулированию деятельности субъектов естественных монополий разносторонне, используя несколько методов воздействия на общественные отношения, участниками которых они выступают. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за их действиями. Согласно ст.7 Закона «О естественных монополиях», государственный контроль осуществляется за следующими сделками субъектов естественных монополий: Ø сделка, в результате которой субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; Ø инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; Ø продажа, сдача в аренду или иная сделка, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых осуществляется антимонопольное регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу. Государственный контроль инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий осуществляется дифференцировано в зависимости от вида субъекта естественной монополии, в зависимости от вида инвестиционного проекта и учета затрат на него при определении тарифов услуг субъекта естественной монополии, а также возможного положительного экономического эффекта по снижению тарифов в результате реализации этих инвестиционных проектов. Основной целью государственного контроля в этой сфере является согласование инвестиционных программ (проектов) субъектов естественной монополии со среднесрочными и текущими приоритетами социально-экономического развития на уровне субъекта РФ и местном уровне для установления балансов интересов потребителей и субъектов естественной монополии. Инвестиции субъектов естественной монополии нормативно определяются как средства, направляемые на создание новых активов, расширение, восстановление, реновацию, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественной монополии в определенный период с целью получения технико-экономического эффекта. Государственные полномочия в отношении субъектов естественных монополий можно классифицировать следующим образом: Ø полномочия по регулированию деятельности субъектов естественных монополий; Ø полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях; Ø полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства[22]. Основной функцией ФАС Россиив сфере естественных монополий является осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях. Эта деятельность регулируется Федеральными законами «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях», а так же Положением о Федеральной антимонопольной службе. Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает осуществление государственного контроля ФАС за соблюдением антимонопольного законодательства всеми хозяйствующими субъектами, действующими на российских товарных рынках, следовательно, и субъектами естественных монополий. Такой контроль направлен, прежде всего, на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции – наиболее распространенных и опасных нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того ФАС контролирует осуществление экономических концентраций в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также соблюдение антимонопольных требований к торгам, к отбору финансовых организаций, к предоставлению государственной помощи. Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, наряду с осуществлением функций по определению (установлению) цен (тарифов), данный орган также уполномочен осуществлять контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. К компетенции ФСТ относятся и полномочия по применению мер ответственности за нарушением законодательства РФ по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Исходя из перечня функций органов регулирования естественных монополий, закрепленных в ст. 10 Закона, а также в Положениях о ФАС и ФСТ, можно определить орган-исполнителя каждой из функций и представить в таблице 1: Таблица 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.01 с.) |