Сравнительная характеристика полномочий, закрепленных за фас и фст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика полномочий, закрепленных за фас и фст



Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации Федеральная служба по тарифам Российской Федерации
  формирование и ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль
определение методов регулирования, предусмотренных ст. 6 Закона, применительно к конкретному субъекту естественной монополии (метод определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, метод установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии) определение методов регулирования, предусмотренных ст. 6 Закона, применительно к конкретному субъекту естественной монополии (метод ценового регулирования)
осуществление в пределах своей компетенции функции контроля за соблюдением требований данного Закона (контроль за соблюдение коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; контроль за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях; контроль за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий; контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний; контроль за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии; контроль за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке) осуществление в пределах своей компетенции функции контроля за соблюдением требований данного Закона (применяет меры ответственности за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); урегулирует в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях цен (тарифов), по обращениям субъектов естественных монополий, их потребителей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, участвующих в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, если федеральными законами не установлено иное.  
внесение в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях внесение в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях
принятие решений по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии принятие решений по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии

 

Из перечисленных выше функций, видно, что исполнителем первой функции – формирование и ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль – является ФСТ России, все оставшиеся закреплены за обеими органами регулирования.

Законом органы регулирования естественных монополий наделяются полномочиями, которые позволяют им осуществлять свои организационные, контрольные и репрессивные функции. Они вправе принимать решения об использовании методов регулирования, контролировать их реализацию и применять меры юридической ответственности к нарушителям Закона «О естественных монополиях»[23].

Таким образом, можно отметить, что в силу экономических особенностей, в связи с отсутствием или нецелесообразностью конкуренции, а также вследствие большой социально-экономической значимости для развития государства сфера деятельности субъектов естественной монополии подвергается в соответствии с действующим законодательством практически пошажному государственному контролю.

Контроль за деятельностью естественных монополий, безусловно, необходим. Но государственный контроль не должен ограничиваться только оценкой действий, совершаемых субъектами естественных монополий. Он должен проводиться и с учетом экономических интересов самих субъектов естественных монополий.

Иногда о естественных монополиях говорят как о «лакомой кормушке» для отдельного слоя элиты, но не все так просто. Проведенный анализ законодательства в отношении деятельности субъектов естественных монополий показал, что данные субъекты далеко не свободны экономически. В первую очередь, эти ограничения проявляются в том, что они не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары; обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства; обязаны представлять антимонопольному органу текущие отчеты о своей деятельности и проекты планов капитальных вложений и ряд других барьеров, ограничивающих деятельность субъектов естественных монополий. Таким образом, к субъектам естественных монополий предъявляются подчас даже более жесткие требования, чем к иным хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке

Данные ограничения введены, прежде всего, для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественной монополии путем сдерживания роста цен. С другой стороны, приведенные положения, ограничивая возможности получения дохода от основного вида деятельности субъектов естественной монополии, могут не давать им возможности изыскивать дополнительные средства для инвестиций в основное производство.

Главным недостатком, является чрезмерное количество органов, контролирующих деятельность субъектов естественных монополий. Эффективнее (и об этом подробно говорится в гл. 5 настоящего учебного пособия) было бы объединить, как контрольную, так и регулирующую функции в руках Федеральной антимонопольной службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.004 с.)