Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы монополизации экономики↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Курсовая работа на тему: «Монополизм и его последствия для развития российской экономики: теоретические и практические аспекты»
Студентки факультета ИЭФ Группы № 7343 Кочневой Евгении Вадимовны Научный руководитель - Забелина Маргарита Ивановна
Москва 2011 Оглавление Введение.. 3 Теоретические основы монополизации экономики.. 4 Сущность монополии и ее роль в экономике. 4 Основные признаки монополии. 5 Барьеры, защищающие монопольный рынок. 5 Виды монополии.. 8 Естественная монополия. 8 Искусственная монополия. 10 Государственная монополия. 11 Последствия монополизации экономики.. 13 Ущерб, приносимый монополией. 13 Х – неэффективность. 14 Монополизация российской экономики: проблемы и пути решения.. 16 История монополизации экономики России. 16 Проблемы и пути решения. 17 Монополии в экономике современной России.. 21 Электроэнергетика. 21 Газовая промышленность. 22 Алкогольный рынок. 24 Законодательное регулирование монополий.. 27 Заключение.. 32 Список использованных источников и литературы... 34
Введение В независимости от того, является ли предприятие – монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, то есть способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. Предприятия монополисты злоупотребляют своим особым положениям, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены Особое место в монополизации экономики принадлежит вопросу о регулировании ценовой и тарифной политики в естественных монополиях национального значения: РАО “ЕЭС”(Российское акционерное общество "Единая энергетическая система России"), “Газпром” и МПС. Цель данной курсовой работы – на основе анализа монополизации России выделить проблемы и указать пути их решения. Даная цель обуславливает следующие задачи: а) определить сущность монополии в рамках и её последствия; б) определить роль монополии в экономике России; в) рассмотреть монополии России на примере электроэнергетики, газовой отрасли, алкогольного рынка д) рассмотреть законодательные аспекты в отношении монополии Предметом изучения являются проблемы, порождаемые монополизацией в России. В данной курсовой работе используется аналитический метод исследования.
Теоретические основы монополизации экономики Основные признаки монополии 1. Единственный производитель. Монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы, монополист - единственный производитель 2. Продукту монополии нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких ему заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет 3. «Диктующий цену».Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияние на цену продукта: она 4. Вступлениев отрасль в условиях монополии заблокировано . Таким образом, фирму можно назвать монополистом, если она является единственным производителем экономических благ, не имеющих близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.[1, стр. 90] Виды монополии Естественная монополия Естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. [4] Бывают такие монополии двух видов: 1) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста — об этом мы будем говорить ниже); 2) технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирм ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста нескольких меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, разумеется, не заинтересовано. [3, стр. 195 – 196] Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы регулирования естественных монополий, которые для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Так, например, Указами Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия РФ, от 26 февраля 1996 г. № 276 – Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте, постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1343 утверждено Положение о Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий в области связи. К основным функциям органов регулирования естественных монополий относятся: – формирование и ведение специальных реестров субъектов естественных монополий; – определение методов регулирования деятельности конкретных субъектов естественных монополий, как то: 1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; 2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Субъекты естественной монополии не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары; – осуществление контроля за крупными сделками субъектов естественных монополий. При этом в законе предусмотрены две формы контроля: предварительный и последующий. Характер полномочий органов регулирования естественных монополий сходен с характером полномочий антимонопольных органов вообще. Они вправе принимать предусмотренные Законом о естественных монополиях обязательные для субъектов естественных монополий решения и направлять им обязательные для исполнения предписания (ст. 11). Закон определяет также порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, порядок их исполнения и обжалования, ответственность за нарушения Закона о естественных монополиях. [4] Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии: а) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; б) транспортировка газа по трубопроводам; в) услуги по передаче электрической и тепловой энергии; г) железнодорожные перевозки; д) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; е) услуги общедоступной электрической и почтовой связи (ст.4 Закона о естественных монополиях).[5]
Искусственная монополия Искусственная монополия - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям; в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: 1) корнер — способ, придуманный немецкими купцами еще в XVI в. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход. Например, в 1931 г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью; 2) поглощение — метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом; 3) картель — метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям. Такой метод монопольного взвинчивания цен сейчас широко распространен среди российских торговых фирм; 4) отраслевые холдинги — метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен; 5) тресты — метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров. 6) синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. 7) многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. [6]
Государственная монополия Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющая товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Государственные монополии вводятся государством в целях обеспечения публичных интересов. Введение государственной монополии носит исключительный характер и представляет собой по существу установленное законом ограничение принципа свободы экономической деятельности. В настоящее время существует несколько государственных монополий. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"» ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». При этом отмечается, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия в таких случаях осуществляется на основе лицензирования соответствующей деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются МВЭС РФ (Министерство внешних экономических связей РФ) исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспорту или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.[4]
Х – неэффективность Одной из особенностей рыночного поведения монополистов является х – неэффективность. Этот общепринятый в мире термин ведет свое происхождение не из экономической науки, а из русской литературы. Описывая потенциал русской и французской армий в «Войне и мире», Лев Толстой, кроме материальных факторов (численности войск, их вооружения и др.), выделил еще и х – фактор — боевой дух войска. Присутствие или отсутствие х – фактора предопределяет эффективность, с которой будут использованы материальные факторы силы. В результате чего малое и плохо вооруженное войско может порой наголову разбить превосходящие силы противника. Американский экономист X. Лейбенстайн этот термин стал использовать применительно к монополии. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать боевой дух «экономического войска» на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать. В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает — конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы — от зарплаты лодыря-рабочего, бездельничающего во время рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров — легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплачивать. В целом х - неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. [2, стр. 385 – 386] Х-неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Рост издержек монополистов может быть вызван следующими причинами:
Не случайно в ряде отраслей малые фирмы используют больше инноваций, чем крупные. Использование инноваций монополистами приводит к снижению издержек и увеличению прибыли. Влияние монополистов на научно-технический процесс представляется противоречивым. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько монополия способствует научно-техническому прогрессу. Некоторые полагают, что монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность реализовать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие доказывают, что отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста осуществить нововведение. [1, стр. 95–96] Проблемы и пути решения Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов. В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (одни функции возложены на сердце, вторые — на печень, третьи — на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированы: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа в человеческом организме. Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 1980-х годов более 1100предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2—3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!) было подвержено сильной монополизации. Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной. Монополистов советской эпохи, однако, не следует отождествлять с предприятиями-монополистами рыночной экономики. Прежде всего, не имея самостоятельности ни в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (и то и другое определялось планом), они не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления. Другими словами, их деятельность не вызывала последствия монополизации: 1)не было недопроизводства товаров; 2)отсутствовало завышение цен; 3)предприятия не получали монопольных прибылей.
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории. Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей — х - неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма в свою очередь негативно повлияло на общий ход реформ в стране. [2, стр.400-403]
Электроэнергетика В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ. Большая часть проблем этой естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей. Справедливости ради следует отметить, что толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г. Дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам. Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимых электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник сетей - РАО «ЕЭС России» - заинтересован не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников. Главная проблема российской электроэнергетики – неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около1/3 установленных мощностей электростанций(200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии. Газовая промышленность РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли. Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус – «предприятие ОАО». С правой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления. Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту. Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для страны в целом. Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.[11] Алкогольный рынок Первая алкогольная монополия в России была учреждена в 1474 году Иваном Третьим и действовала до 1533 года. Вводить монополию Ивану Великому понадобилось для изыскания дополнительных средств для ведения войн и присоединения новых земель. Следующую монополию ввели при царе Алексее Михайловиче в 1652 году для тех же целей. Третья монополия пришлась на ранние годы правления Петра Первого. Но в итоге царь-реформатор счел, что выгоднее ввести свободу винокурения, обложив его сложной системой налогов. В середине XVIII века винокурение объявляется дворянской монополией – кроме помещиков, производить водку могло только государство. При Николае Первом была введена акцизная система. Она была выгодна для бюджета, но сопровождалась ростом некачественного алкоголя и отравлений. Следующая монополия была введена в 1894 году Николаем Вторым, повелевшим навести порядок с производством и алкоголем в стране. В результате этого за шесть первых лет количество суррогатных отравлений снизилось на четверть, а к 1900 году доходы от продажи водки составили 28% бюджета. Однако стремление государства за счет продажи водки пополнить казну повлекло рост алкоголизма среди населения. С началом Первой Мировой в 1914 году в России был введен «сухой закон». Советская власть в 1919 году приравняла алкоголизм к таким бичам общества того времени, как туберкулез и венерические заболевания, и поставила задачу их искоренения. «Сухой закон» в СССР отменили в 1924 году и ввели монополию на водку. В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли. В 1992 году первый президент современной России Борис Ельцин издал указ об отмене государственной монополии на водку, что привело к массовому потреблению суррогатов. По России прокатилась волна отравлений, смертность от водки резко увеличилась. Многие заводы, производящие лицензированную водку, оказались в состоянии, близком к банкротству. Все это привело к тому, что уже в 1993 году был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, контролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом инспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена. В 2000 г. было создано ФГУП "Росспиртпром" осуществлявшее управление всеми находящимися в госсобственности предприятиями-производителями спиртовой и ликероводочной промышленности. Однако это управление ожидаемых дивидендов бюджету страны так и не принесло. Проверка Счетной палаты в 2007 году показала, что прибыльными являются лишь 18 из 105 управляемых ФГУП предприятий. При этом 20 акционерных обществ и вовсе были признаны убыточными. В феврале 2008 года ФГУП "Росспиртпром" преобразован в ОАО, 100% акций которого принадлежит государству. 30 сентября 2009 г. Сергей Миронов направил Правительству законопроект о введении монополии на производство и оборот этилового спирта. Законопроект был разработан партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и направлен Председателю Правительства Владимиру Путину. Законопроект был подготовлен Мироновым после того, как президент Дмитрий Медведев назвал ситуацию с потреблением алкоголя в стране «катастрофической» и поручил принять меры по противодействию «алкоголизации» населения. По данным президента, каждый россиянин в год выпивает 18 литров чистого спирта. При показателях вдвое больше, согласно мировым нормам, нация вырождается. В марте 2010 г. Правительство России рассмотрело и «зарубило» законопроект о монополии на производство и оборот этилового спирта. «Что такое госмонополия на спирт? Это значит, что нужно выкупить по рыночным ценам все активы по производству спирта, которые находятся в частных руках. Сама по себе госмонополия, как форма собственности ничего не решает, уверен исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции России Михаил Блинов. С 1 марта 2010 года в России действуют новые требования, устанавливающие, что производство этилового спирта, технологией которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки или утилизаци
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.013 с.) |