Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность монополии и ее роль в экономике

Поиск

С конца XIX в. в промышленно развитых странах произошло значительное укрупнение промышленного производства. Преобладающее положение в экономике заняли акционерные общества. Они обеспечили беспрецедентный рост крупного производства массовых благ. Это послужило объективной причиной перехода от свободной конкуренции к монополии.

Монополии – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и имеющие и использующие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей. [1, стр.89 – 90]

Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбо­ра. Именно поэтому начинается состязание между производителя­ми за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим об­разом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужденпользоваться продук­цией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уни­кальность или незаменимость продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от ус­луг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Куз­басса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имею­щейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрас­ли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конеч­но, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.[2, стр. 374]

Основные признаки монополии

1. Единственный производитель. Монополия - это отрасль, со­стоящая из одной фирмы, монополист - единственный производитель
данного продукта или единственный поставщик ресурсов.

2. Продукту монополии нет близких заменителей. Продукт мо­нополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близ­ких ему заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет
прочих приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. «Диктующий цену».Отдельная фирма, действующая в усло­виях чистой конкуренции, не оказывает влияние на цену продукта: она
«соглашается с ценой». Контрастом выступает монополист, диктующий цену: фирма-монополист осуществляет значительный, а в некото­рых случаях полный контроль над ценой. И причина очевидна: она вы­пускает и, следовательно, контролирует общий объем продаж.

4. Вступлениев отрасль в условиях монополии заблокировано .
В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования (газовые и электрические компании, водо­проводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компания) являются естественными монополиями. Эти компании за­крепляют свое монопольное положение, получив привилегии от госу­дарства. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример - история во­дочной монополии в России).

Таким образом, фирму можно назвать монополистом, если она является единственным производителем экономических благ, не имеющих близких заменителей (субститутов), если она ограждена от не­посредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.[1, стр. 90]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.006 с.)