Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия монополизации экономики

Поиск

Ущерб, приносимый монополией

Сравним совершенную конкуренцию и монополию с точки зре­ния воздействия на объем продаж и уровень цен. Представим, что в отрасли функционирует большое число малых фирм, производящих одинаковую продукцию.

 
 

 

 


Рисунок 1 - Объем производства и цена в условиях совершенной конкуренции и монополии

где

D – рыночный спрос;

S – рыночное предложение;

Qc – равновесный объем производства;

Рс – равновесная цена;

E – точка равновесия;

MR – предельный доход;

Qm – оптимальный объем производства;

Рт – рыночная цена;

На рисунке 1 изображены кривые рыноч­ного спроса D и рыночного предложения S. Равновесный объем (Qc) рынка и равновесная цена с) для условий совершенной конкуренции определяются исходя из положения точки равновесия Е, находящейся на пересечение кривых спроса и предложения. Фирма принимает ры­ночную цену и устанавливает оптимальный объем выпуска на основе правила Р=МС.

Теперь предположим, что одна крупная фирма поглощает все фирмы отрасли и превращается в монополию. При этом уровень из­держек остается прежним. Учитывая положение кривой предельного дохода (MR), монополист устанавливает оптимальный объем производ­ства (Qm) и рыночную цену т). Так как кривая MR расположена ниже кривой спроса монополиста, то Qm< Qc, a Pm>Pc.

Следовательно, монополизация отрасли приводит к сокращению объема производства и увеличению цены, при этом монополия наносит обществу существенный экономический ущерб.

Но монополия не всегда приводит к отрицательным последстви­ям. Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба производ­ства может сделать более низкие издержки на единицу продукции дос­тупными для монополиста, но недоступными для конкурентов. Аргу­ментация состоит в том, что при чистой конкуренции каждая фирма имеет только небольшую долю рынка. Эта небольшая доля оттесняет каждую фирму выше кривой средних издержек в долгосрочном перио­де так, что издержки на единицу продукции высоки. Экономия, обу­словленная ростом масштаба производства, не достигается, и следова­тельно, средние издержки высоки. В таких случаях фирма должна быть большой по отношению к рынку, то есть она должна быть монополи­стом, чтобы эффективно производить.

Х - неэффективностъ более свойственна для монополистов, чем для конкурентных фирм.

Х – неэффективность

Одной из особенностей рыночного поведения монополистов является х – неэффективность. Этот общепринятый в мире термин ведет свое происхождение не из экономической науки, а из рус­ской литературы. Описывая потенциал русской и французской армий в «Войне и мире», Лев Толстой, кроме материальных фак­торов (численности войск, их вооружения и др.), выделил еще и х – фактор — боевой дух войска. Присутствие или отсутствие х – фактора предопределяет эффективность, с которой будут использова­ны материальные факторы силы. В результате чего малое и плохо вооруженное войско может порой наголову разбить превосходящие силы противника.

Американский экономист X. Лейбенстайн этот термин стал использовать применительно к монополии. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать боевой дух «экономического войска» на высоком уровне фирму волей-не­волей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, сни­жать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

В случае с монополией этот естественный ограничитель отпа­дает — конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности исполь­зования ресурсов. Все ненужные расходы — от зарплаты лодыря-рабочего, бездельничающего во время рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров — легко мо­гут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплачивать. В целом х - неэффективностью на­зывается бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. [2, стр. 385 – 386]

Х-неэффективность имеет место тогда, когда фактические из­держки фирмы для любого объема производства больше, чем мини­мально возможные издержки. Рост издержек монополистов может быть вызван следующими причинами:

  • исчезновение стимула к эффективности производства, т.к. от­сутствует конкуренция;
  • необходимость сохранения монопольных привилегий.

Не случайно в ряде отраслей малые фирмы используют больше инноваций, чем крупные. Использование инноваций монополистами приводит к снижению издержек и увеличению прибыли. Влияние мо­нополистов на научно-технический процесс представляется противоре­чивым. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, на­сколько монополия способствует научно-техническому прогрессу. Не­которые полагают, что монополия более прогрессивна, чем чистая кон­куренция, потому что ее способность реализовать экономические при­были обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие доказывают, что отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста осуществить нововведение. [1, стр. 95–96]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.006 с.)