Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антимонопольного законодательства в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением экономических законов и норм права, относящихся к системе антимонопольного законодательства. Начиная с 1990 г. антимонопольное регулирование стало одной из главных тем дискуссий о путях перехода российской экономики к рыночным отношениям. Отсутствие в СССР рыночных регуляторов общественного производства и полная государственная монополия в экономической сфере привели к явной недооценке мер антимонопольного регулирования и значения организации и деятельности органов, осуществляющих такое регулирование. Реализация экономических реформ была невозможна без создания законодательства, регулирующего общественные отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Переход к рыночной экономике в России предполагал также построение эффективной системы органов по осуществлению государственного антимонопольного регулирования. В октябре 1990 г. был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). Именно этот момент необходимо считать временем создания новых звеньев в структуре органов исполнительной власти — антимонопольных органов Российской Федерации [7]. В названии первого федерального антимонопольного органа нашли отражение поставленные перед ним задачи, включающие самую сложную цель — содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства. Осуществлению этой задачи был также призван служить специальный Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, создаваемый согласно ст. 11 Закона при федеральном антимонопольном органе. Процесс создания этого Фонда, пополняемого за счет средств федерального бюджета, чрезмерно затянулся. Даже положение о Фонде как необходимая правовая база для его формирования было утверждено постановлением Правительства РФ только 1 апреля 1993 г. Поддержка новых предпринимательских структур, однако, постоянно находилась в центре внимания антимонопольных органов. Поэтому таким неожиданным и, как показало дальнейшее развитие событий, неоправданным стало создание в 1995 г. в структуре Правительства РФ Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, в связи с чем на основании Указа Президента РФ от 17 марта 1997 г. федеральный антимонопольный орган был переименован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). Просуществовав в ранге государственного комитета в течение восьми лет, федеральный антимонопольный орган получил статус министерства. Повышение статуса, безусловно, соответствовало поставленным перед ним задачам. Образованному в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) передавались функции упраздняемых Государственного антимонопольного комитета РФ, Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральных служб по регулированию естественных монополий в области связи и на транспорте. Таким образом, поддержка предпринимательства как чрезвычайно важное направление деятельности была справедливо возвращена федеральному антимонопольному органу. Однако непоследовательность, проявленная государством в решении вопроса о поддержке малого бизнеса, слабость создаваемых им организационных структур, отсутствие необходимой координации их деятельности повлияли на темпы его роста. По оценкам экспертов, для эффективного функционирования российской экономики требуется не менее 3-5 млн. малых предприятий, производящих около трети валового национального продукта. В действительности же развитие малого бизнеса, появившегося в России в начале1990-х гг. и втрое возросшего к 1993 г., с 1996 г. существенно замедлилось [4, с.51]. На сегодняшний день количество малых предприятий достигло 1,6 млн. Вклад российского малого бизнеса в производство ВВП составляет около 20%. В начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в связи с этим Постановлением Правительства были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы [1]. Таким образом, в настоящее время основным российским антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба. Данная служба выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также в сфере контроля размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд.Исключение составляют полномочия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также полномочия в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну [3]. Полномочия и функции антимонопольных органов определены законодательством РФ. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности. Полномочия федеральной антимонопольной службы позволяют ей воздействовать на широкий круг экономических отношений, где могут проявиться негативные последствия монополизма. При этом происходит дальнейшая дифференциация, детализация полномочий антимонопольного органа. Представленные антимонопольной службе полномочия позволяют ей активно воздействовать на эти экономические отношения в целях антимонопольного регулирования, эффективно реализовывать свои функции. Важно отметить, что сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа: а) в федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ; в) органы местного самоуправления; г) иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации; д) в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций. Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности. При этом сведения, составляющие коммерческую или служебную и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом. За разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, а вред, нанесенный физическому или юридическому лицу в результате данных действий, подлежит возмещению за счет казны РФ [5]. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы, осуществляющие полномочия ФАС на региональном уровне. Территориальные органы не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ и имеют централизованное подчинение Федеральной антимонопольной службе. Независимость антимонопольных органов от системы власти субъектов РФ необходима для эффективного исполнения ими своих полномочий, в частности в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления и их должностными лицами. Место территориальных органов в системе антимонопольных органов (АМО), их функции, полномочия и организация деятельности были определены в Приказе ФАС России № 324 от 15.12.2006, утвердившем Положение о территориальном органе федеральной антимонопольной службы (в редакции Приказов ФАС РФ № 194 от 27.06.2007, № 243 от 01.08.2007) [2]. Исследуя участие государственных органов в реализации антимонопольных отношений, необходимо подчеркнуть, что в качестве субъектов, реализующих антимонопольные отношения, выступают не только собственно государственные антимонопольные органы, но и органы прокуратуры, суда, с которыми взаимодействуют антимонопольные органы в процессе пресечении негативных последствий монополизма. Итак, становление антимонопольных органов РФ началось одновременно с процессами модернизации российской экономики, приватизации государственной собственности. Перед антимонопольными органами была поставлена задача активного содействия формированию рыночных отношений, развитию конкуренции, свободного предпринимательства. По мнению экспертов, в России сформирована целостная система федеральных и региональных антимонопольных органов, что явилось результатом длительного и сложного процесса становления. В настоящее время основным российским антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба, являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следует отметить, что ФАС РФ занимает особое положение среди подобных ей органов исполнительной власти, поскольку, находясь в прямом подчинении Правительства РФ, она не подведомственна ни одному из федеральных министерств. Также, можно заметить, что полномочия российского антимонопольного органа гораздо шире задач, которые стоят перед зарубежными антимонопольными органами. В задачи которого входит не только предотвращение ограничений конкуренции (так называемое жесткое ядро антитраста - борьба с картелями, исключающей практикой крупных компаний, предварительный контроль слияний), но и защита конкуренции от государства (в сфере государственных закупок, государственной помощи и любых решений органов исполнительной власти), обеспечение добросовестной конкуренции и специфическое отраслевое регулирование. В последние годы активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольного законодательства как с точки зрения его воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения его места в системе государственного управления.
Список использованной литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы». 2. Положение о территориальном органе федеральной антимонопольной службы (в ред. Приказов ФАС РФ от 27.06.2007 №194, от 01.08.2007 №243), утв. Приказом ФАС России от 15.12.2006 №324. 3. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331. 4. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. - 2005. №7. 5. Демин М. Б. Становление и функционирование в РФ государственных антимонопольных органов // Проблемы современной экономики. – 2010. - №1 (33). - http://www.m-economy.ru 6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб.пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во «Омега — Л», 2007. 7. Янович И.С. Становление антимонопольных органов в Российской Федерации // Законодательство. — 2011. №6. © Нецкина Ю.Ю., 2012
УДК 330.3 ББК 455 Нигматуллин Э.М., студент ФФиС, БашГУ, г. Уфа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.007 с.) |