ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИИ



На современном этапе развития проблема государственного долга является одной из основных для России. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Долг, это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Главными причинами возникновения государственного долга являются:

- постоянный дефицит государственного бюджета;

- фискальная политика, направленная на уменьшение налогового гнёта без соответственного сокращения государственных расходов;

- влияние политических бизнес-циклов (увеличение затрат накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);

- милитаризация, введение войн и т.д.

Государственный долг может быть как внутренним (задолженность по выпущенным и непогашенным государственным ссудам) так и внешним (финансовые обязательства страны иностранным кредиторам). Он образуется в результате привлечения государством заемных денежных средств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ) .

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.[2]

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:

- внутренний, который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

- внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг также может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ) .[4]

Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Показатели государственного долга являются своеобразным индикатором "здоровья" экономики. Финансовая политика многих государств различна: если США и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать множество долговых ценных бумаг для привлечения инвестиций в экономику, то правительство Российской Федерации предпочитает минимизировать долг.

Но, изучив состояние госдолга РФ на сегодняшний день, мы заметили, что с начала года внешний долг России увеличился на $7,8 млрд , и власти не намерены на этом останавливаться. За три года долг может увеличиться более чем вдвое – на $42,3 млрд. Государство фактически вернется к тому уровню задолженности, который в последний раз был в России в 2006 году. По данным Минфина, дефицит федерального бюджета в 2013 году составит 521 млрд рублей, а внешний госдолг может увеличиться к началу 2014 года до $62,2 млрд. Госдолг будет расти впервые за 12 лет.

Наращивание объема государственных заимствований несет угрозу для долговой устойчивости России. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты (СП) РФ по итогам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ изменения в 2009-2010гг. долговой устойчивости РФ".

Эксперты СП отмечают, что за последние 2,5 года общий объем государственного долга Российской Федерации увеличился на 71,6% - до 4,6 трлн руб. При этом проект федерального бюджета на 2012-2014гг. предусматривает последующее удвоение объема государственного долга.

Государственный внутренний долг на 1 июля 2011г. составил более 3,5 трлн руб., увеличившись с начала 2009г. в 2,4 раза. Государственный внешний долг РФ на 1 июля 2011г. достиг 1 трлн руб., при этом доля внешнего долга сократилась за два года на 15 процентных пунктов - до 29,3% от общего объема государственного долга РФ.[5]

Чтобы понять, из-за чего происходит такой рост госбюджета РФ, мы решили отдельно проверить каждую причину увеличения государственного долга.

Итак, во-первых, увеличение государственных расходов в военное время, приразличного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов, то есть, когда становиться невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах. Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), мировые военные расходы выросли всего на 0,3% в 2011 году после непрерывного 13-летнего роста. Последствия глобального экономического кризиса привели к сокращению военных расходов, отмечается в докладе института.Объем расходов на вооружение в России вырос на 9,3% в 2012 году по сравнению с предыдущим годом. В общей сложности военные расходы РФ достигли 71,9 млрд. долл., которые сделали страну третьей по их величине в мире. Как констатируют аналитики института, несмотря на серьезную рецессию в 2009 году, Москва увеличила свои военные расходы на 16% в 2008 году, а в 2011 году рост расходов и вовсе составил 9,3% - 71,9 млрд долл. Это позволило России занять третье место в рейтинге, опередив Великобританию и Францию. Лидерами по военным расходам по-прежнему остаются США (711 млрд долл.) и Китай (143 млрд долл.), передает информационное агентство РБК. В тоже время шестерка лидеров по расходам на вооружение - Бразилия, Франция, Германия, Индия, США и Великобритания сократили военные бюджеты за прошедший год, пытаясь уменьшить бюджетные дефициты. Россия и Китай вытеснили из списка лидеров Британию и Францию.[3]

Во-вторых, циклические спады в экономике. В 2008 году в России была рецессия. Она связана с падением мировых цен на нефть, низким уровнем объемов производства в несырьевых секторах экономики, противоречивой политикой государства. Продолжение кризиса в России в 2010 и 2011 годах связывают с так называемым «сырьевым проклятием», ростом государственного сектора экономики, ростом налогов, отсутствием реформ правоохранительной системы, приводящее к неравенству участников рынка, монополизации экономики.

В-третьих, сокращение налогов в целях стимулирования экономики. В настоящее время этого не наблюдается.

В-четвертых, усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

В-пятых, повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

По официальным данным, затраты государства на медицину с каждым годом растут - в 2008 году программа госгарантий стоила 1,18 триллиона рублей, в 2009-м –1,37 триллиона, в 2010-м – 1,45 триллиона, в 2011 году – 1,62 триллиона рублей

- увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования - 1,05 трлн руб. (2009). Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП, в 2006 году - 3,9 % ВВП. Частные расходы на образование в 2006 году составляли 0,7 % ВВП. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году — 4,8 % ВВП.[1]

 

Список использованной литературы

 

1. Сайт министерства финансов РФ: www.mifin.ru.

2. http://economics.wideworld.ru/macroeconomics_1/22/.

3. http://www.rbcdaily.ru/2012/04/17/society/562949983594113.

4. Юридическая библиотека: http://ukodeks.ru/?p=2895.

5. http://www.dp.ru/a/2012/09/18/Rossija_opjat_vlezet_v_dol/.

© Фаррахова Л.А., 2012

 

УДК 331

ББК 65

Фаткуллина Г.Р.,

студентка БашГУ, г. Уфа



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.013 с.)