Д-р экон. наук, проф. кафедры ФН БашГУ, г. Уфа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д-р экон. наук, проф. кафедры ФН БашГУ, г. Уфа



К ВОПРОСУ О НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТИ

В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из основополагающих принципов формирования и исполнения любого бюджета является его сбалансированность; она состоит в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Сбалансированность бюджетов субъектов федерации можно рассматривать, во-первых, как состояние бюджета публично-правового образования, а, во-вторых, как принцип бюджетной системы страны.

Сбалансированность - обязательное требование, предъявляемое при составлении, утверждении и исполнении бюджета любого уровня, которое призвано обеспечить условия для полного выполнения органами госвласти субъектов РФ возложенных на них полномочий, эффективного функ­ционирования экономики и социальной сферы регионов. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных услуг, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождая неплатежи в экономике страны.

В современной России сбалансированность бюджета является одним из основополагающих принципов бюджетной системы. В соответствии со ст. 33 Бюджетного кодекса РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов[1, с. 29].

Любая модель бюджетного федерализма основывается на трех главных составляющих, которые являются основой ее эффективного функционирования:

- четкое разграничение полномочий между уровнями власти по расходам;

- наделение соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий финансовыми ресурсами;

- сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы межбюджетных трансфертов, с тем чтобы обеспечить на территории всей страны равный доступ граждан к государственным услугам[6, с. 28].

Анализ отчетных данных свидетельствует, что число дефицитных субъектов РФ в 2007-2011 гт. существенно возросло: если по итогам исполнения региональныхбюджетов в 2007 г. их было 40, то в 2011 г. - уже 56[2, с.16; 4, с. 42]. Эти региональные бюджеты были сбалансированы за счет привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджетов.

Соответственно в 2007 г. число профицитных субъектов РФ составило 43, а в 2011 г. - 26[2, с.16; 4, с. 42]. Таким образом, в рассматриваемом периоде времени ни один региональный бюджет по результатам его исполнения не был полностью сбалансирован, что практически и невозможно. Если расходы превышают бюджетные поступления, то бюджет в принципе не исполним и заведомо нереален. Поэтому при принятии закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год с первичным дефицитом не­обходимо определить источники его финансирования.

Как показывает практика (например, выборочный дефолт по долговым обязательствам Московской области в декабре 2008 г.), установленные Бюджетным кодексом РФ ограничения размера госдолга субъекта РФ не позволяют избежать риска неплатежеспособности региона и, как следствие, необходимости решения данных проблем федеральным центром за счет предоставления дополнительной финансовой помощи[2, с. 16].

Поэтому целесообразно было бы про­водить оценку качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Для этого можно выделить следующие вцды сбалансированности:

1) общая сбалансированность бюджета (достигаемая с привлечением возвратных финансовых ресурсов);

2) базовая сбалансированность (обеспечиваемая за счет общей суммы доходов бюджета субъекта РФ, включая межбюджетные трансферты);

3) собственная сбалансированность (оценивается только на основе показателя доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений)[2, с. 16].

Для количественной оценки качества могут рассчитываться коэффициенты, характеризующие соотношение источников финансового обеспечения расходов и общей суммы расходов региональных бюджетов, в разрезе выделенных видов сбалансированности. Эти коэффициенты могут также использоваться для сравнения показателей финансового состояния отдельных субъектов РФ с аналогичным показателем других публично-правовых образований, выявления динамики их развития и тенденций изменения финансового состояния.

Чрезмерная концентрация залоговых доходов в федеральном бюджете, а также практика предоставления федеральным законодательством налоговых льгот и изъятий объектов налогообложения по региональным налогам приводит к необходимости все большего перераспределения финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, которые малоэффективны с точки зрения стимулирования органов госвласти субъектов РФ к наращиванию собственного доходного потенциала. Характерная особенность отечественной бюджетной системы заключается в том, что сбалансированность региональных бюджетов достигается преимущественно путем предоставления им межбюджетных трансфертов. При этом сложившиеся к настоящему времени порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов в основном носят характер финансовой помощи и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности органов власти по развитию региональной экономики.

Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ показала, что оно (качество) напрямую зависит от уровня развития региона. Проводимая государственная бюджетная политика в целом позволяют справляться с задачей обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ даже несмотря на то что во время глобального экономического кризиса произошло существенное падение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов.

Вместе с тем имеют место опасения относительно успешного решения аналогичной задачи в будущем в случае повторения ситуации, но в более плохом варианте. Следующее падение экономики может быть более глубоким, при этом ресурсы федерального бюджета на оказание финансовой поддержки регионам ограничены, а Резервный фонд на начало 2012 г. финансового года составил всего 811, 52 млрд. руб.[3]. При этом очевидно, что при принятии срочных решений о масштабном выделений финансовой помощи из федерального бюджета, тем более в форме дотаций, снижается эффективность и результативность использования выделяемых бюджетных средств.

В связи с этим следует отметить, что развитие бюджетного федерализма в России предполагает формирование такой системы бюджетного устройства, которая позволила бы проводить регионам самостоятельную бюджетную политику согласно предусмотренным законодательством полномочиям. Основополагающей предпосылкой успешной реализации данного положения является повышение роли собственных налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в структуре источников финансирования их расходов и, как следствие, повышение качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Достижение долгосрочной сбалансированности бюджетов может быть обеспечено только соответствием налоговых и неналоговых доходов расходным обязательствам, что требует дальнейшего совершенствования разграничения доходов и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.

 

Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2012.

2. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской федерации // Финансы. – 2011. №2. – С.15-19.

3. Совокупный объем средств Резервного фонда / Официальный сайт Министерства финансов Российской федерации. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/reservefund/statistics/volume/index.php, свободный.

4. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. – Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2012.pdf, свободный.

5. Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской федерации // Финансы и кредит. – 2011. №38. – С.10-14.

6. Томилина Н.С. Дисбаланс бюджетной системы: несоответствие расходных обязательств и полномочий // Финансы и кредит. – 2008. №26. – С.28-31.

 

© Кинзябулатова Э.А., Яруллин Р.Р., 2012

 

УДК 330.322

ББК 65.05

Козлова А.С.,

студентка ТПУ, г. Томск



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.008 с.)