Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к повышению конкурентоспособности российской экономики

Поиск

Целью данной статьи является рассмотрение потенциальных внутренних резервов российской экономики и ее внешнеэкономической стратегии как факторов повышения ее конкурентоспособности. В самом общем смысле под конкурентоспособностью принято понимать обладание каким-либо субъектом хозяйствования свойствами, дающими преимущества в соревновании с соперниками. Конкурентоспособность российской экономики на мировой арене далеко не самая высокая.

В настоящее время Россия лучше многих стран обеспечена запасами энергоносителей и других видов минерального сырья, древесины. По данным разных источников, на нее приходится приблизительно 5,3% мировых запасов нефти, 23,7% природного газа, 18% угля и соответственно 15% и 31% мировой нефте- и газодобычи. По известным причинам пока возможности наращивания и рационализации экспортного потенциала за счет производства наукоемкой высокотехнологичной продукции ограничен. России придется еще не один год опираться на минеральные ресурсы как на важнейший источник валютных поступлений. Тем не менее, ресурсный потенциал нельзя считать вечным конкурентным преимуществом. В этом контексте следует также подчеркнуть, что необходимо сохранять резервы полезных ископаемых для будущих поколений, как это делают США.

На рубеже XIX-XX столетий Гаррингтон Эмерсон, подвергая критике крайнюю нерациональность вывоза первичных видов сырья, топлива и материалов (в том числе круглого леса) в экономике США, писал: «…по официальным цифрам Статистического бюро наш ввоз на целую половину состоит либо из предметов роскоши (как, например, шелк, вина, алмазы), либо из таких товаров, которые не истощают природных богатств производящей страны, либо, наконец, из изделий, вся ценность которых создается лишь высококвалифицированным трудом и точной работой машин и инструментов. Вывоз же наш составляется в первую очередь из простейшего сырья. Такой вывоз истощает наши природные богатства, такой товар производится самым тупым, неквалифицированным трудом, самыми грубыми и примитивными машинами. Наши экспортные материалы – нефть, металлическое сырье, каменный уголь – невозвратимы. Вывезенный лес не вырастишь и за целое столетие» [приводится по: 4, с. 707].

Все это еще раз свидетельствует о необходимости повышения степени переработки и облагораживания экспортируемых видов первичного сырья, топлива и материалов. Руководствуясь мировым опытом, Россия должна поставить во главу угла своей внешнеэкономической стратегии увеличение экспортных мощностей в обрабатывающей промышленности.

Вследствие того, что мы живем в основном за счет экспорта невозобновляемых природных ресурсов, а не за счет труда, уровень производительности труда и технологическая культура производства в нашем государстве «недопустимо низки». Следует отметить, что Россия за годы радикальных реформ потеряла существенную часть своего человеческого и интеллектуального капитала. Однако, трудовой потенциал - все еще ее главное богатство, оцениваемое экспертами в 400-600 млрд. долл., тогда как природный потенциал составляет свыше 100 млрд. долл. [1, с. 302]. Разумеется, эти цифры весьма условны. Однако ясно, что имеющийся в России человеческий капитал способен при разумном его использовании и дополнительном финансировании дать отдачу значительно большую, чем от вывоза топлива и сырья.

Труд является фактором производства, выполняющим особую организующую функцию, обеспечивающую результативность производства и качество жизни общества. Эта особенность труда подчеркнута авторитетным представителем науки управления П. Друкером: «Только человеческие ресурсы способны производить экономические результат … Все другие ресурсы подчиняются законам механики, их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов» [приводится по: 5, с. 703].

Рынок труда, как и рынки других факторов производства (капитала, земли), является неотъемлемой частью экономики любого хозяйствующего субъекта. По мнению некоторых ученых, в России нет единого рынка труда, а есть два разномасштабных рынка, которые, по оценкам специалистов, находятся в соотношении примерно 1:4 [1, с. 303]. Первый рынок, курируемый государством, продолжает уменьшаться в размерах вслед за сокращением занятости в традиционных отраслях хозяйства, технологически отсталых, испытывающих спад производства. Второй, «скрытый» неофициальный рынок труда, занимает большую часть национальных трудовых ресурсов. На нем господствует монополизм, теневая экономика, коррупция. Занятость на неофициальном рынке, в теневой сфере труда все чаще превращается в одно из основных мест работы, обеспечивая в среднем 25-30% семейного дохода [2, с. 207]. Наиболее часто теневые отношения принимают форму бесконтрактного найма или незарегистрированного предпринимательства. Не случайно подобная занятость все чаще становится уделом наиболее уязвимых слоев населения: безработных, неквалифицированных рабочих, беженцев, вынужденных мигрантов, а также пенсионеров и бюджетников. Сложившийся аномальный рынок труда серьезно понижает национальную конкурентоспособность экономики России. При таком характере рынка труда, отражающемся на специфике налогообложения и формировании доходной и расходной частей государственного бюджета и внебюджетных фондов, нельзя рассчитывать на высокий уровень качества жизни населения. В связи с этим, возникает необходимость совершенствования механизма повышения качества жизни населения.

В этом контексте заметим, что качество жизни является одновременно неким индикатором конкурентоспособности страны.

Следует отметить, что на современном этапе при дополнительных усилиях хозяйствующих субъектов и государственной поддержке можно поднять до мирового уровня ряд производств, где имеются уникальные технологии и изобретения, специалисты и высококвалифицированные рабочие, а также производственная база.

В условиях экономической глобализации возможность создания и присвоения интеллектуальной ренты от технических нововведений, которыми не располагают другие, становится решающим фактором конкурентоспособности и извлечения максимальных выгод от участия в международном разделении труда. Поэтому важно, чтобы государственная политика была нацелена на создание и наращивание таких преимуществ в самых перспективных отраслях экономики нашей страны.

Из приведенного выше следует, что внешнеэкономическая стратегия России не должна сводиться к тому, чтобы сделать экспорт главным источником роста экономики. Для такой крупной по территории, населению и промышленному потенциалу страны решающее значение должны иметь развитие внутреннего рынка, постоянное увеличение на нем платежеспособного спроса и предложения товаров и услуг. Опираясь на отечественный рынок и развитие конкуренции на нем, российская промышленность сможет занять достойные позиции в мировой торговле. Поэтому ее конкурентоспособность обусловлена, в первую очередь, успешным реформированием всех звеньев хозяйственного механизма, оптимальным сочетанием регулирующей роли государства с рыночным саморегулированием.

Как справедливо считает Богомолов О.Т., от международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и топлива на готовую продукцию (по большей части на предметы потребления), России предстоит перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий. Российская экономика должна стать привлекательной для прямых иностранных капиталовложений. Только в этом случае наращивание экспорта и импорта становится мощным средством модернизации экономики [1, с. 305].

На государство в этой связи ложится обязанность стимулировать ввоз передовой техники и технологии, организационного опыта, привлекать иностранные инвестиции и защищать собственные производства, позволяющие сокращать нерациональную импортную зависимость. Весь арсенал средств внешнеэкономической политики (пошлины, кредитные, страховые и налоговые льготы, правовое регулирование и административные правила) следует поставить на службу этим целям. Вступление России в ВТО не должно лишить ее самостоятельности в обеспечении национальных интересов.

Согласно точке зрения упомянутого автора, с началом радикальных рыночных реформ пошлины и налоги стали рассматриваться по большей части как источник бюджетных доходов, а не как инструмент воздействия на импорт и экспорт в желательном для экономики направлении. Более того, снижение таможенной защиты под давлением ВТО призвано облегчить иностранным компаниям поставку на наш рынок готовой продукции, а не инвестирование в создание мощностей по производству этой продукции на российской территории. К этому транснациональные компании (ТНК) обычно прибегают как к средству обхода высоких таможенных преград.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо повысить степень переработки и облагораживания экспортируемых видов первичного сырья, топлива и материалов; развивать внутренний рынок, увеличивая на нем платежеспособный спрос и предложение товаров и услуг; повысить качество трудового потенциала и уровень производительности труда, технологическую культуру производства; совершенствовать нормативно-правовой механизм регулирования трудовых отношений.

Список использованной литературы

 

1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. - М.: Изд-во «Экономика», 2007.

2. Куренков Ю.В. и др. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. – М.: Международные отношения, 2003.

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. – М.: Изд-во «Экономика», 2005.

4. Хайруллина В.Г., Хайруллина А.И., Зиннуров Р.Р., Шарафутдинова С.А., Яппарова К.М. Роль экономической теории в управлении общественным сознанием подрастающего поколения // Вестник Башкирского университета. - 2012. №1. - С. 705-708.

5. Хайруллина В.Г Управление профессиональной компетентностью трудовых ресурсов общества // Вестник Башкирского университета. - 2012. №1. - С. 703-704.

 

© Гилязетдинова Е.Р.,2012

УДК 330.1

ББК 6501

Гимашев Д.Д.,

студент БашГУ, г. Уфа

Джамалова Д.Ф.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.009 с.)