Канд. экон. наук, доц. кафедры ОЭТ БашГУ, г. Уфа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канд. экон. наук, доц. кафедры ОЭТ БашГУ, г. Уфа



 

АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ ЗА 2012 ГОД

Инфляция как процесс отрицательно влияет на экономику любой страны.Она порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения.

Инфляция в 2012 году по прогнозам Министерства финансов Российской Федерации должна была составлять 5 – 6%, но составила 4%,в том числе на услуги ЖКХ -11,5%[1]. К причинам, порождающим инфляцию в 2012 году, можно отнести: во-первых, повышение тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля 2012 года; во-вторых, неурожай зерновых и зернобобовых культур в РФ из-за засухи (с начала года зерновые подорожали на 40–50% и из-за неурожая цены прибавят еще 20–30%. Рост оптовых цен на зерновые приведет к удорожанию продуктов питания и окажет негативное влияние на отечественное животноводство, особенно птицеводство и свиноводство); в-третьих, ослабление курса рубля (за период май-июнь.Как следствие, удорожания импортируемых товаров в рублевых ценах). Также к причинам инфляции в 2012 году можно отнести рост цен на продовольственные товары на мировом рынке и рост нефтегазовых доходов (рост ликвидности на денежном рынке).

Так же как и другие страны, Россия проводит антиинфляционную политику. В свою очередь, антиинфляционная политика- это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции. Антиинфляционная политика России за 2012 год включает в себя такие меры, как: введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам; повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек); снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%; рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ. Также планируется установить цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей со скидкой 30% от оптовой цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в том субъекте РФ, где работают сельскохозяйственные товаропроизводители. При этом цена не должна быть ниже себестоимости ГСМ. Льгота будет действовать до 30 июня 2012 года.

Снизив уровень инфляции в России до нуля, можно прекратить рост тарифов на услуги государственных монополий и существенно снизить и эти тарифы и ставки по кредитам коммерческих банков. Можно выделить следующие причины снижения инфляции в 2012 году: во-первых, вступление России в ВТО (подписание документов состоялось 16 декабря 2011 года, Государственная дума приняла законопроект "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994г." 10.07.2012. Снижение инфляции планируется за счет более дешевых импортных товаров (в среднем тариф сократится на 3.5% к 2015 г. Сегодня средний тариф составляет 9.5%, в 2013г. он достигнет 7.4%, в 2014г. - 6.9%, в 2015г. - около 6%); привлечение новых технологий, применение которых позволит снизить издержки производства).; во – вторых, изъятие нефтегазовых доходов с денежного рынка[2].

Таким образом, высокий уровень инфляции в России приводит к следующему:

- По уровню инфляции государство устанавливает ежегодный процент роста на услуги государственных монополий (ЖКХ, электричество, газ, транспорт).

- По уровню инфляции Центральный Банк России устанавливает свою ставку рефинансирования, а по ней устанавливаются ставки по кредитам коммерческих банков. И хотелось бы отметить, что в России очень высокие ставки по кредитам, гораздо выше, чем в США и в Европе.

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru).

2. Национальная экономика: Учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общей редакцией К.Н. Юсупова. - 2-е издание – М.: КНОРУС, 2009.

 

© Афзалова Э.У., 2012

УДК 657

ББК 65

Бадрутдинова Р.Х.,

Аспирант БашГУ, г. Уфа

Яруллин Р.Р.,

Д-р экон. наук, проф. кафедры ФН БашГУ, г. Уфа

 

РОЛЬ НЕНАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Социально-экономическое развитие территорий невозможно без достаточных материальных и финансовых ресурсов. Расширение полномочий органов местного самоуправления в результате реформы местного самоуправления не обеспечило муниципальные образования необходимыми источниками финансирования. Дефицитность муниципальных бюджетов достаточно остро актуализирует проблему их пополнения за счет неналоговых доходов.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет: доходов от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и других неналоговых доходов.

Согласно официальным данным, за последние три года наблюдается рост неналоговых поступлений в доходы местных бюджетов РФ. Так, в 2010 году их объем составил 253,1 млрд. рублей, что выше уровня 2009 года на 4,1% или 10 млрд. рублей. Данная ситуация сложилась вследствие увеличения по сравнению с 2009 годом доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - на 5,2%, платежей при пользовании природными ресурсами - на 13,2%, доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства - на 26,2%, доходов от продажи материальных и нематериальных активов - на 14,6% и штрафов, санкций и возмещения ущерба - на 13,8% при одновременном снижении доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – на 58,2%, административных платежей и сборов – на 15,4%. В 2011 году также отмечается рост поступления неналоговых доходов местных бюджетов, которые составили 279,0 млрд. рублей, что выше уровня 2010 года на 13,7% или 33,7 млрд. рублей. Данное увеличение вызвано ростом поступлений по сравнению с 2010 годом штрафов, санкций, возмещения ущерба на 22,6%, доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 21,9%, платежей при пользовании природными ресурсами на 6,3%, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 4,9%, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 4,1 процента. Согласно данным официальной отчетности, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю в доходах муниципальных образований (49,4% в 2010 году и 46,6% в 2011 году).

Таким образом, можно положительно оценить динамику роста неналоговых доходов. Однако доля неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджетов муниципальных образований имеет тенденцию к снижению. Так, если их доля в 2009 году составляла 13,5 % в общем объеме собственных доходов местных бюджетов, то в 2010 - 12,8 %, а в 2011 – 12,4 %. Данная ситуация может быть обусловлена рядом причин. Во-первых, существующая бюджетная политика направлена на развитие частного сектора экономики и сокращение государственного (муниципального) сектора за счет продажи муниципальной собственности. Во-вторых, отсутствие эффективного финансового механизма формирования неналоговых доходов увеличивает зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов. В-третьих, в недостаточной мере использование источников неналоговых доходов снижают их объем и долю в общем объеме доходов бюджетов муниципальных образований.

Если по управлению налоговыми доходами орган местного самоуправления имеет ограниченные возможности, то неналоговые доходы реально поддаются их воздействию. Объем неналоговых доходов полностью зависит от активности и предприимчивости местных органов власти, эффективности использования механизмов земельных и имущественных отношений.

Резервами пополнения неналоговых доходов местных бюджетов являются повышение рациональности использования муниципальной собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа муниципального имущества должна осуществляться только в тех случаях, когда его никак невозможно эффективно использовать, поскольку лишает бюджет муниципальных образований стабильного источника поступлений денежных средств. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Главным направлением в управлении неналоговыми доходами является инвентаризация имущества, в частности идентификация унитарных предприятий, определение их количества, установление их ведомственной принадлежности и функционального предназначения (сохранение в неизменном виде для выполнения государственных функций, преобразование в казенные предприятия, акционерные общества).

Увеличение неналоговых доходов местных бюджетов может быть осуществлено за счет совершенствования управления долей муниципальной собственности в акционерных компаниях, и, соответственно увеличения объема дивидендов по акциям, принадлежащим муниципалитетам.

На сегодняшний день практически не задействованными выступают такие формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вклады в уставные капиталы акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект, лизинг.

Относительно новой формой доходов от использования имущества муниципального образования является плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В крупных городах рекламная деятельность является высокодоходным бизнесом, в связи, с чем органам местного самоуправления городских округов целесообразно взять под полный контроль установку и эксплуатацию средств наружной рекламы. Реальным механизмом увеличения неналоговых доходов и источником покрытия дефицита муниципальных образований является выпуск под гарантию местных бюджетов муниципальных облигаций. С помощью выпуска муниципальных ценных бумаг финансовые ресурсы привлекаются на сравнительно благоприятных условиях, поскольку ставка доходности по ним обычно невысокая, а срок обращения, как правило, длительный.

Важное место в доходах муниципальных образований занимают поступления от предоставления платных услуг населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. При этом местным органам власти следует осуществлять постоянный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности муниципальными бюджетными учреждениями, а также за полнотой отражения доходов от предпринимательской деятельности в бюджетах муниципальных образований.

В целом можно отметить, что имеется большой потенциал для пополнения доходов местных бюджетов за счет качественного управления и эффективного использования муниципальной собственности, совершенствования финансового механизма формирования неналоговых доходов и изыскании новых неналоговых источников поступлений.

Таким образом, несмотря на небольшой удельный вес неналоговых доходов в общем объеме доходов муниципальных образований они являются своеобразным резервом доходной базы муниципальных образований и показателем эффективности управления муниципальными финансами. Именно в наращивании данного вида доходов кроется возможность снижения дефицита местных бюджетов.

 

Список использованной литературы

 

1. ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.

3. Что показал мониторинг местных бюджетов РФ за 2011 год //Финансы. – 2012. - №4. – С. 20-25.

4. Чалая Ю. Ю. Муниципальные особенности мониторинга и оценки качества управления местными финансами // Финансы. – 2012. - №2. – С. 32-37.

5. Куцури Г. Н. Управление неналоговыми доходами муниципального образования [Электронный ресурс]. – УэкС, 2012. - № 2. – Режим доступа: http://www.uecs.ru.

6. Крючкова, Т.В. Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов / Т.В. Крючкова // Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии): материалы международной научно-практической конференции, 14 апреля 2011г. - Ростов-на-Дону. Ростов н/Д.: СКАГС. – 2011.

7. http://www1.minfin.ru/ru/budget/classandaccounting/budget_defgicit/

© Бадрутдинова Р.Х., Яруллин Р.Р., 2012

УДК 332.1

ББК 65.01

Баешева И.Р.,

студент БашГУ, г. Уфа



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.011 с.)