Научный руководитель – Галимова А.Ш., 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный руководитель – Галимова А.Ш.,



Канд. экон. наук, доц. кафедры СТЭП БашГУ, г. Уфа

ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Любое государство стремится поддерживать высокий уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на рынок труда для достижения тех целей, которые поставлены перед государством в целом.

При помощи политики занятости должны обеспечиваться эффективное использование трудового потенциала, а так же реализация планов по трудоустройству различных категорий населения. В данном случае основное значение придается региональной и местной политике по трудоустройству, вознаграждению инновационной деятельности, а так же поддержанию предпринимательского сектора. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Под активной политикой занятости понимают все организационные, правовые, экономические меры, которые способствуют снижению безработицы до естественного (минимального) уровня, а так же направленные на обеспечение полной, свободной и продуктивной занятости. Пассивная политика занятости направлена на сглаживание каких-либо негативных последствий безработицы, например на поддержание доходов населения, уровень жизни которых ниже прожиточного.[4]

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы"[1]. В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", в котором определены государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы. В соответствии с данным законом выделяются пять основных направления государственной политики занятости.

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы.[2]

Больших усилий и вложений требует реализация программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных. Необходимы соответствующие изменения образования с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на изменяющийся спрос на профессии. Необходимо также менять систему переподготовки взрослых людей, для их адаптации к новым условиям труда и повышения их квалификации, которая отвечает времени.

Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Но данная программа в условиях нестабильности и отсутствия инвесторов осуществляется довольно медленно.

Важное место в системе регулирования занятости населения занимает служба занятости (биржа труда), которая является основным звеном рыночного хозяйственного механизма. Основная деятельность государственной службы занятости это: информирование о положении на рынке труда; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; содействие гражданам в поиске работы; выплата пособий безработным гражданам; содействие работодателям в заполнении вакантных рабочих мест и т.д.

Большая часть экономистов полагает, что проблема безработицы и других несоответствии на рынке труда может быть облегчена при помощи комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров. Огромное значение в активизации трудовой деятельности населения имеет трудовая мотивация, которая тесно связана с денежными вознаграждениями (оплатой труда), а так же увеличения доли участия рабочих в управленческой деятельности.

Политика занятости в настоящее время относится к основным направлениям деятельности органов местного самоуправления, причем большая эта роль на уровне регионов. Так, например, для отдельного региона в соответствии с особенностями рынка и рынка труда разработаны различные подходы к мерам регулирования занятости:

1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:

совершенствование профессиональной переподготовки незанятых работников; создание новых рабочих мест; поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости; поощрение миграции населения; увеличение источников средств финансирования региональных программ занятости;

2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов: оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов; поддержка традиционных видов занятости коренного населения; расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров; образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;

3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов: углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников; содействие развитию самозанятости населения; активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов; создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

В Республике Башкортостан Постановлением Правительства №294 от 31 августа 2012 года утверждена долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Республики Башкортостан» на 2013-2018 годы, разработчиком которой выступило Управление государственной службы занятости населения РБ. Целью программы является содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Общий объем ее финансирования составляет 11095792,4 тысяч рублей, из них средства бюджета Республики Башкортостан – 3203838,8 тыс. рублей (28,9% от общей суммы), остальная сумма финансирования предусмотрена из средств федерального бюджета.

Ведомственная целевая программа направлена на: увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, которые обратились центры занятости населении за помощью в поиске работы; помощь в трудоустройстве молодых специалистов; снижение уровня регистрируемой безработицы; уменьшение численности зарегистрированных безработных; снижение средней продолжительности периода безработицы; снижение коэффициента напряженности на рынке труда.

Данная программа имеет три подпрограммы:

1. «Содействие трудоустройству граждан и социальная поддержка безработных» на 2013-2018 годы. Данная подпрограмма подразумевает под собой сокращение численности безработных, прошедших профессиональное обучение; психологическую поддержку безработных граждан и их адаптацию в новых условиях и др.

2. «Содействие занятости молодежи» на 2013-2018 годы. В рамках данной подпрограммы планируется проведение ярмарок вакансий, которые уже зарекомендовали себя на рынке труда. А так же сокращение числа граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые ищут работу.

3. «Обеспечение реализации долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Башкортостан» на 2013-2018 годы. Главными результатами подпрограммы должны стать сокращение коэффициента напряженности на рынке труда, снижение уровня регистрируемой безработицы и др. [3]

Прогнозируется, что в условиях постепенного восстановления экономики положительные изменения в сфере занятости будут происходить более медленными темпами, чем в 2010-2012 годах.

В результате реализации долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Башкортостан» на 2013-2018 годы и соответствующих инвестиционных проектов уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2018 год не превысит 1,33%.

Делая выводы, важно отметить, что требуется постоянный контроль и анализ реальной безработицы. Необходима психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Важно юридическое просвещение, в том числе правовая помощь тем, кто оказался без работы, так как большая часть населения не обладает правовой грамотностью в случае массовых увольнений. Также за счет таких нестандартных видов занятости, как частичная, временная, надомная работа, создание собственных предприятий, лицами которые потеряли работу, можно немного смягчить проблему безработицы.

Все эти программы должны включаться в государственную политику занятости населения и осуществляться наравне с остальными программами.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

2. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Республики Башкортостан №294 от 31 августа 2012 «Содействие занятости населения Республики Башкортостан» на 2013-2018 годы // www.bashkortostan.ru/republican_programs/10834.html.

4. Низова Л.М. Экономические теории занятости и их использование в современных условиях // Журнал экономической теории. - 2009. №4. - С. 204-216.

© Рафикова Р.Р., 2012

УДК336

ББК65.261

Рихтер Н.А.,

студент БашГУ, г. Уфа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.008 с.)