Научный руководитель - Галимова А.Ш., 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный руководитель - Галимова А.Ш.,



Канд. экон. наук, доц. кафедры СТЭП БашГУ, г. Уфа

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионное обеспечение является одной из самых главных гарантий социальной защиты населения. Можно сказать, что для России, с одной стороны пенсионное обеспечение является большим достижением, с другой стороны большой проблемой. Россия тратит на пенсионное обеспечение больше 10% ВВП, что составляет четвертую часть бюджета страны.

В 1990-е годы наступил в период упада экономики, и остро стояла проблема в помощи бедным пенсионерам, нужно было вытаскивать их из нищеты. После начала реформ Е. Гайдара, в 1992 году реальный размер пенсии снизился почти наполовину по сравнению с 1991 годом. Чтобы хоть как то восстановить размер пенсии были предприняты всевозможные методы в частности индексация пенсий, то есть ее увеличение в связи с ростом цен и всевозможные доплаты, но в 1998 году произошел дефолт, который опять вызвал падение покупательной способности населения.

После такого падения реального размера пенсий, на его восстановление было потрачено около 10 лет. В то время как общий уровень доходов населения России восстановился уже к началу 2000 года, то восстановление размера пенсий смогли достичь только к 2010 году, с помощью переоценки денежной стоимости пенсионных прав и получению доплат к минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера.

В дальнейшем пенсии, несомненно, должны расти. Что же касается повышения пенсионного возраста, то повышать его, по моему мнению, не стоит. Нужно учесть интересы тех граждан, которые уже достигли пенсионного возраста, но хотят по-прежнему продолжать работать. Получая хорошую заработную плату, захотели бы отложить на определенный срок оформление пенсии, и зато значительно увеличить будущий размер своей пенсии. Хотелось бы, чтобы государство предусмотрело такую возможность.

Требуется совершенствование пенсионной политики в отношении граждан среднего класса. Нужно предоставить гражданам и другие возможные варианты выбора решения своих, жизненных трудностей. Эти решения должны в большей мере достигаться в сотрудничестве с государством, а не путем перекладывания всей ответственности на «плечи» государства.

Совершенствование системы Пенсионного обеспечения не стоит на месте, она значительно отличается от ранее действовавшей системы. Немалое место стало занимать дополнительное пенсионное обеспечение и значимость негосударственных пенсионных фондов.

Одним из нововведений в пенсионном обеспечение явилось то, что трудовая пенсия по старости складывается из трех составных частей: базовая, страховая и накопительная.

Выплату пенсионерам базовой части трудовой пенсии производит Пенсионный Фонд Российской Федерации. Размер базовой части устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы. С 1 апреля 2012 фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3278 рублей 598 копеек в месяц. [5]

Накопительная часть трудовой пенсии - это часть будущей пенсии, на которую поступают 6% от страховых взносов работодателя, индивидуальна для каждого застрахованного лица. С 1 января 2004 года застрахованное лицо в полном праве отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПРФ и инвестировать эти средства в негосударственный пенсионный фонд с целью получения дохода.

Предполагается развитие накопительной составляющей пенсионной системы. Необходимо признать, что пока это особо не работает. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в результате их привлекательность совсем мала. Вследствие отсутствия достаточной накопительной составляющей, значительный разрыв между заработной платой, которую получают граждане среднего класса и пенсией которую они получат после трудовой деятельности, вряд ли получится уменьшить. Между тем государство обязано каждому гражданину в старости предоставить средства на необходимые нужды, нормальное питание, лекарства.[3]

В 2011 году был совершен переход на новую систему пенсионного обеспечения, которая предусматривает замену Единого Социального Налога (ЕСН) страховыми платежами. На 2012-2013 год, установлен новый тариф страховых взносов во внебюджетный пенсионный фонд РФ, который составляет 22% от базы для начисления страховых взносов. Так же Правительство установило предельную величину годовой заработной платы в 512 тысяч рублей. При превышении этого лимита, доходы будут облагаться дополнительными страховыми взносами в размере 10%.[4]

Правительством РФ в феврале 2011 года была проведена первая индексация пенсии, то есть возмещение потерь в доходах на 9%. С 1 апреля 2012 года индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению была проведена на 14,1%.

На сегодняшний день, в соответствии с законом, суммарные доходы ПФР составляют 5,7 триллионов рублей (в 2011 году – 5,14 трлн. рублей). Суммарные расходы составляют 5,4 триллионов рублей (в 2011 году – 4,82 трлн. рублей). В результате превышение доходов над расходами бюджета составляет 289,6 млрд. рублей.[5]

Отечественная пенсионная система по своему сегодняшнему потенциалу способна решить задачу только начального этапа индустриализации – борьбы с бедностью (базовая и социальная пенсии обеспечивают лишь 60-100% от прожиточного минимума пенсионера). Эта пенсионная система не ориентирована на решение задачи развитого этапа индустриализации – на замещение пенсией дохода застрахованных работников.

Вообще пенсионная система финансово нестабильна, её механизмы не обеспечивают достаточных ресурсов, величина дотаций из федерального бюджета составляет 30% средств бюджета Пенсионного фонда РФ, а через 10 лет потребуется не менее 50 %.

Низкий уровень пенсионного обеспечения во многом обусловлен отсутствием эффективным механизмов государственного и договорного регулирования заработной платы. Это приводит к тому, что удельный вес страхуемой величины заработной платы в ВВП занижен в 2 раза по сравнению со странами Западной Европы. Следствием такого положения дел становится отсутствие самого сильного мотивационного механизма пенсионного страхования – финансового участия самих работников в уплате страховых взносов. Главная задача при проведении модернизации пенсионной системы состоит в создании условий для увязки страховых пенсионных механизмов, системы заработной платы, механизмов занятости населения и демографической политики. Основным элементом пенсионной системы, должен стать институт обязательного пенсионного страхования, который в наибольшей степени будет отвечать интересам работников, работодателей и государства.

Очевидно, в старости надеяться только на свои сбережения невозможно. Государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, чтобы обеспечить человека в старости, но и позаботиться об их стабильной доходности. При необходимости - дополнять их своими средствами.

 

Список использованной литературы

 

1. Волков Я. Результаты оценки неявного пенсионного долга России. // «Вопросы экономики». – 2010. №5. – С.123-127.

2. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения. Система пенсионного обеспечения. – СПб.: Питер, 2003 – С.503-513.

3. Путин В.В. Справедливое устройство общества, экономики // Комсомольская правда. – 2012. №20-р. – С. 2-4.

4. Роик В. Пенсионная система России: без радикальных перемен не обойтись // Человек и труд. – 2011. №3. – С. 18-24.

5. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ http://www.pfrf.ru// Бюджет Пенсионного Фонда РФ на 2012 год.

 

© Майданик Н.А., 2012

 

 

УДК 330

ББК 65

Маковичук К.И.,

студент БашГУ, г. Уфа

Джамалова Д.Ф.,

Ст. преп. кафедры ОЭТ БашГУ, г. Уфа

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА НА МИРОВОМ РЫНКЕ

В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Становление современной «теневой» экономики в России можно отнести на конец 60-х - начало 70-х годов. Главные причины ее развития - опережающий рост доходов против относительно низких темпов товарного наполнения потребительского рынка, государственный волюнтаризм при установлении розничных цен, которые, как правило, не отражали общественно-необходимые затраты труда на производство товаров, система натурального распределения материальных благ. Комплексный подход к теневой экономике подразумевает ее следующее определение: теневая экономика представляет собой объективно существенную и постоянно воспроизводящуюся подсистему рыночного хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты стремятся добиться экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, т.е. по своей личной инициативе или под воздействием внешних обстоятельств прибегают к действиям, противоречащим закону, деловой этике, правилам игры между бизнесом и властью, морально-нравственным нормам общества.

Теневая экономика состоит из следующих видов экономической деятельности:

- скрытая экономическая деятельность - деятельность по производству и обращению товаров и услуг, разрешенная законом, но преднамеренно скрываемая (полностью или частично) с целью утаивания доходов и невыплаты (или уменьшения выплаты) налогов и других обязательных платежей;

- незаконная экономическая деятельность - деятельность по производству, обращению и использованию запрещенных законодательством товаров и услуг;

- неформальная экономическая деятельность - деятельность осуществляется, в основном, на законном основании организациями, принадлежащим отдельным лицам, которые часто не оформляются в установленном порядке и могут производить товары или оказывать услуги для собственного конечного потребления.

Для удобства анализа теневой экономики возможны различные критерии разграничения её элементов, различают:

- белый рынок;

- розовый рынок;

- серый рынок;

- черный рынок. [1]

Фармацевтический рынок традиционно входит в число наиболее рентабельных рынков как в России, так и за рубежом, поэтому проблема оборота на рынке лекарств фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС) приобретает характер национального бедствия. За последние 40 лет поддельные лекарства в мире убили 200 тыс. человек, тогда как по вине террористов за это же время погибло 65 тыс. человек. [2]

По статистике, 67% фальсифицированных лекарств приходится на отечественные препараты, 31% - на зарубежные и 2% - на государства СНГ. Чаще всего подделывают противобактериальные средства - 47%, гормональные средства - 11%, средства, влияющие на тканевый обмен - 7%, противогрибковые - 7%, средства, влияющие на ЖКТ -7%, анальгетики - 7%, прочие — 14%. Наиболее часто выявлялись подделки оригинальных препаратов Германии (10%), Бельгии (10%), Венгрии (7%), Польши (7%), Италии (4,5%), Франции (4,5%).[4]

Так, по сведениям Росздравнадзора, ежегодно количество ФЛС, выявленных на фармрынке Российской Федерации, составляет не более 0,4% от всего количества лекарственных средств. Однако ряд экспертов подвергают эти показатели сомнению. Они считают, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и одновременно потребителями лекарственных фальшивок. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60%. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12% от общего числа препаратов. По информации экспертов, объем рынка фальсификатов в России составляет около 20 млрд. рублей. [4]

 

 

 

Рисунок 1. Условная классификация теневого бизнеса в здравоохранении по степени опасности для общества [3]

 

Проблема ФЛС стоит остро не только в нашей стране. С точки зрения прибыльности лекарственный рынок находится на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, в 2010 году прибыль от реализации фальшивых таблеток в мире составит 75 млрд. долларов. Однако зарубежное законодательство устанавливает жесткую ответственность за производство и оборот ФЛС. В США, например, торговля фальшивыми лекарствами наказывается штрафом до $200 млн. или пожизненным заключением. В Турции - тюремным заключением на срок от 30 до 50 лет, в Индии торговля ФЛС карается пожизненным заключением. Во Франции производство и импорт ФЛС караются лишением свободы на четыре года или штрафом в размере 400 тыс. евро, а организация незаконной сети сбыта - сроком пять лет или штрафом в размере 500 тыс. евро. В Европе штраф за продажу поддельных лекарств превышает 300 тысяч евро, а срок тюремного заключения - 10 лет. [4]

В России же, с 2010 года действует федеральный закон №61 «Об обращении лекарственных средств», призванный решить задачи: оградить людей от фальшивых лекарств, обеспечить доступность ЛС и стимулировать развитие отечественной фармацевтической промышленности. В свою очередь, статья 238 Уголовного кодекса РФ устанавливает мягкую ответственность за производство и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, в контексте оборота фальсифицированных лекарств и БАД. Так, согласно действующей норме, за сбыт фальсифицированных лекарств, повлекших смерть человека, можно "отделаться" штрафом от 100 000 до 500 000 рублей. [4]

Новейшая российская история БАД начинается в середине 1990-х годов, в то время как в США они пришли уже в 1934 году. По статистике, в Японии БАД употребляет 90% населения, в США — более 80% граждан, в Европе - более 65%. В России только 5–8% граждан используют БАД.

Определимся сразу, на теневом рынке БАД в России, существует три основных сегмента:

а) биологически активные добавки к пище (БАД) иностранного производства; б) биологически активные добавки к пище (БАД) отечественного производства; в) подделки биологически активных добавок к пище (БАД).

 

 

 

Ричунок 2. Объем в ценовом эквиваленте фальсифицированных БАД [3]

По оценкам DSMGroup (DRUG-STOREMONITORINGGROUP), в 2008 году общий объем рынка БАДов составил 30,0 млрд. рублей. Но из них на аптечные продажи приходится лишь половина объема - 11,5 млрд. рублей. Остальное - на альтернативные формы торговли: сетевой маркетинг, "лавки жизни" и пр. Фактически, это теневой или полутеневой рынок, плохо контролируемый государством. [4]

В год на российский рынок выходит более 500 новых добавок. В среднем они дороже лекарств и дают производителям сверхприбыли. Простота регистрации и вывода на рынок препаратов "профилактической направленности", популярное в России самолечение - все это играет на руку производителям. Согласно данным розничного аудита БАД в РФ, по итогам 2008 г. объем аптечных продаж биодобавок в России составил 14,7 млрд. рублей (591,7 млн. долл.) в оптовых ценах и 19,4 млрд. рублей (778,8 млн. долл.) - в розничных. Прирост рынка в оптовых рублевых ценах составил 57%, в натуральных показателях - 35%. В 2007 г. аналогичные показатели были равны 19% и 5%. В 2008 году рынок БАД в РФ увеличился на 45%, составив 11,5 млрд. рублей. На конец прошлого года аптечный рынок добавок составил 6,4 млрд. рублей. [4]

Доля российской фармацевтики в натуральном выражении в настоящее время составляет около 70% рынка, из них 67% - доля ФЛС, в то время как в стоимостном выражении 80% рынка занимают западные фармпроизводители, что расценивается некоторыми экспертами, как угроза для национальной безопасности страны. Если не предпринимать мер по развитию отечественной фармотрасли, уничтожению ФЛС и контрафактных ЛС, доля импорта будет расти и в ближайшие 10 лет достигнет 90%. Российский рынок лекарств оценивается сегодня в 12 миллиардов долларов, к 2020 году он должен вырасти, как минимум, втрое. [2]

 

 

Рисунок 3. Динамика роста российского фармацевтического рынка в 2004-2007 гг. и прогнозы роста до 2020 года (млрд. рублей, цены конечного потребления, с учетом НДС) [2]

События последних лет заставляют сделать вывод о том, что подделка лекарств превратилась в крупнейший международный подпольный бизнес, сопоставимый по своим масштабом с обортом наркотиков, с той лишь существенной разницей, что от угрозы пострадать от поддельного лекарства не застрахован никто — независимо от социального статуса и уровня дохода. Если в течение 2-3 лет не удастся создать эффективную систему наблюдения за фармацевтическим рынком, контроля качества лекарственных средств, а самое главное — крупное высокотехнологичное производство лекарственных средств на территории России (с высокой долей отечественных разработок), теневой рынок лекарств неизбежно догонит легальный.[5]

 

Список использованной литературы

 

1. Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов «Теневая экономика в системе рыночного хозяйства»: учебник-М.: Дело,2005. - 240с.

2. http://proreport.ru

3. http://infofoodsupplements.ru

4. http://base.consultant.ru

5. http://referat911.ru

 

© Маковичук К.И., Джамалова Д.Ф., 2012

УДК 33.338

ББК 65.5

Муратов Р.Р.,

студент БашГУ, г. Уфа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.049 с.)