Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На загрязнение окружающей природной средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшей частью природоресурсного потенциала территории является ассимиляционный потенциал (АП), т.е. способность природной территории или акватории, без потери устойчивости разлагать природные и антропогенные вещества и устранять их вредное воздействие. До тех пор, пока эта способность природы сохраняется, дополнительных затрат на восстановление качественных ее параметров не требуется. Традиционно экономическая наука не рассматривала АП ОПС как актив (фактор производства), не созданный человеком, но активно эксплуатируемый в производстве товаров и услуг, в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности человека. При этом ОПС сегодня все активнее вовлекается в производственный процесс не только в качестве поставщика природных ресурсов, но и в качестве природного «средства труда» по приему и утилизации отходов общества, что приводит к потере ею своих первоначальных свойств. Поэтому состояние ОПС становится ограничивающим фактором экономического и социального развития общества. Несмотря на постоянное снижение валовых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, экологическая обстановка в большинстве регионов страны остается напряженной, поскольку повсеместно наблюдается превышение пороговых значений загрязняющих веществ в окружающей природной среде [3]: нарушение естественных экологических балансов обуславливает актуальность охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Регулирование взаимоотношений между обществом и ОПС может быть эффективным при использовании сбалансированного механизма управления. Механизм управления природопользованием представляет собой совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых организуются, регулируются и координируются процессы природопользования в совокупности с производственными и социально-экономическими процессами. Анализ существующего механизма управления природопользованием показал, что действующий в настоящее время механизм управления несовершенен и характеризуется следующими недостатками: - преимущественное использование административно-контрольных инструментов управления на региональном уровне, что требует значительных затрат; - слабое развитие таких инструментов, как экологическое страхование, экологическая сертификация и экологический аудит; - несовершенство системы платежей за загрязнение ОПС – низкий уровень ставок платы, не отражающей реальный экономический ущерб от экологических нарушений; - недостаточный уровень инвестиционных вложений в сферу природопользования, в т.ч. в научные и инновационные программы природоохранного назначения; - существенное уменьшение льгот по налогообложению прибыли предприятий, осуществляющих проекты природоохранного назначения; - низкие темпы образования и развития субъектов экологического предпринимательства. В связи с этим возрастает значимость и актуальность развития рыночных отношений в сфере природопользования. Согласно принципу всеобщности рынка, рыночная экономика подразумевает охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. Реализация рыночного подхода в природопользовании предполагает распространение экономических законов хозяйствования на рынок природных ресурсов, а также на право потребления и загрязнение ОПС, что требует соблюдения ряда рыночных принципов: 1. Принцип государственной собственности на ассимиляционный потенциал (АП) ОПС. Соблюдения это принципа означает, что из всех правомочий хозяйствующим субъектам передается только право пользования ассимиляционным потенциалом территории. 2. Принцип равновесного состояния. На рынке квот на загрязнение, где совокупным потребителем выступает экономика в целом, а совокупным производителем – природа в пределах АП ОПС территории, уровень цен и объем потребляемых экологических и природных ресурсов, сложившейся в результате взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения, будет устраивать как ту, так и другую стороны [2]. 3. Принцип конкуренции. Наиболее экологически эффективно будет хозяйствовать тот производитель, который использует экологически чистые технологии производства продукции. 4. Принцип самоокупаемости. Используя природные и экологические ресурсы, производители должны компенсировать их собственнику (государству) затраты, связанные с финансированием работ по восстановлению качества ОПС и воспроизводству её экосистемных функций. 5. Принцип пропорциональности. Взаимодействие в системе «общественное производство – ОПС» не должно приводить к деградации природы. Следовательно, темпы экономического роста должны согласовываться с темпами воспроизводства качества ОПС. Реализация указанных принципов обеспечивает минимизацию затрат общества на достижение заданного качества окружающей среды за счет снижения интервенции загрязняющих веществ в ОПС отдельными предприятиями в расчете на единицу продукции, с меньшими, по сравнению со средними предельными издержками, затратами. Таким образом, экономической предпосылкой создания рынка квот на загрязнение является различный уровень затрат по снижению интервенции одноименных загрязняющих веществ в ОПС различными предприятиями. Воплощение рыночной концепции в управление природоохранной деятельностью хозяйствующих субъектов началось в конце ХХ века в США[1]. В настоящее время в мире функционирует развитый рынок по продаже объемов сокращенных выбросов, созданы специализированные углеродные биржи, на рынке действуют брокеры и компании, оказывающие юридические услуги, обеспечивающие сопровождение подобных проектов, что позволяет использовать механизм рынка квот для снижения негативного воздействия на ОПС (с учетом объекта воздействия, количества снижаемых загрязняющих веществ, различных уровней управления экономикой) (таблица 1).
Таблица 1 Классификация рынков квот на загрязнение
Все типы рынков квот на загрязнение, как показал анализ, функционируют по общим правилам организации рынка квот на загрязнение, это: 1) Использование подхода «capandtrade»: (c англ. «покрой (в данном случае, обязательства по сокращению эмиссии ЗВ) и торгуй»). Подход, предполагающий распределение уполномоченным органом государственной власти разрешений на выбросы ЗВ предприятиям-загрязнителям, с последующим снижением последними объемов осуществляемых загрязнений для возможности продать сэкономленную часть квоты другим менее экологически эффективным предприятиям; 2) приведение ЗВ в эквивалентные (условные) единицы. На рынке квот такое приведение позволяет обменивать квоты на качественно разнородные загрязняющие вещества; 3) определение метода расчета квот. Сегодня существует два основных метода расчета квоты предприятия на загрязнение: исторический и нормативный. Исторический метод предполагает распределение квот среди участников на основе данных о размерах выбросов или объемах производства в прошлом (базисном периоде). Нормативный метод расчета квоты состоит в установлении технических нормативов выбросов вредных газов на единицу выработанной энергии или произведенной продукции; 4) способ передачи квот уполномоченным государством органом предприятию-загрязнителю: безвозмездная передача, продажа или аукцион; 5) поэтапное снижение негативного воздействия на ОПС; 6) отбор альтернатив снижения эмиссии ЗВ по экономическим критериям; 7) проведение сделок на электронной бирже; 8) выплата штрафа за превышение квоты; 9) наличие вспомогательных механизмов. Например, в рамках реализации Киотского Протокола – это Механизм чистого развития», «Проекты совместного осуществления»). В рамках корпоративных рынков – мотивация на основе учета показателей снижения эмиссии в оценке деятельности менеджмента и персонала бизнес-центров; 10) Обеспечение социальной защищенности населения. Недопущение постоянной скупки квот предприятиями одной территории в случае отсутствия с их стороны реализуемых мер снижения загрязнения. Следует отметить, на рынке квот на загрязнение рыночные отношения возникают не в отношении квот, которые выдаются компетентным органом предприятиям - загрязнителям ОПС, а в отношении излишних или недостающих квот. Таким образом, рынок квот на загрязнение ОПС - это экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами по поводу излишних (недостающих) квот на загрязнение ОПС, образующиеся в результате внедрения - ими проектов (отказа от проектов), направленных на снижение объем осуществляемого ими загрязнения окружающей природной среды. Разработка организационно-экономического механизма функционирования рынка квот на загрязнение требует решения ряда вопросов. Это, прежде всего, определение бюджета квот на загрязнение ОПС территории и механизм его распределения, определение состава участников рынка. При формировании бюджета квот на загрязнение ОПС территории необходимо учитывать не только объемы выбросов ЗВ в атмосферу, сбросов ЗВ в водные объекты, загрязнение отходами производства и потребления земли, но и степень опасности ЗВ для природных экологических систем, выполняющих функцию их приема и ассимиляции. Можно выделить три варианта решения этой проблемы: 1. Установление квоты на каждое загрязняющие вещество, поступающее в ОПС от предприятий-загрязнителей, осуществляющих хозяйственную деятельность на данной территории, с дифференциацией по средам воздействия. В этом случае возможно выполнение главного условия создания и функционирования рынка квот – не превышение ПДК по конкретным загрязняющим веществам, которые поступают в ОПС, а значит и не превышение АПОС территории. Однако может возникнуть ситуация недостатка или излишка квот по отдельным ЗВ, что затруднит функционирование рынка. 2. Установление квоты на основе приведения всех ЗВ к одному эквиваленту с использованием коэффициента токсичности, равного величине обратной ПДК с дифференциацией по средам (чем выше токсичность вещества, тем меньше нормативы допустимых выбросов, сбросов ЗВ и лимиты захоронения отходов). В этом случае рынок квот на загрязнение будет функционировать более результативно (без сбоев), но есть вероятность существенного превышения ПДК по отдельным веществам. 3. Установление квоты путем совмещения первого и второго подходов: - расчет квоты осуществлять дифференцированно по средам воздействия на ОПС (водные объекты, атмосфера, почва); - расчет квоты осуществлять путем приведения к одному эквиваленту (условной тонне) ЗВ, объединенных по степени опасности для ОПС в отдельные группы (по «воде» - 14 групп, по «воздуху» - 18 групп, по «земле» - 5 групп). Данный подход предпочтителен, т.к. позволит участникам рынка более свободно осуществлять сделки на экологическом рынке, не нарушая баланса между объемом поступающих в ОПС отходов и ЗВ и возможностью их ассимиляции экосистемами территории.
где Skj –региональный бюджет квот по j–той группе ЗВ в k-той среде (воздух, вода, почва); mi – объем эмиссии i-го компонента, равный соответственно ПДВ, ПДС, ЛО для выбросов, сбросов и размещения отходов, усл. т.; n –количество наименований ЗВ; Аi- коэффициент относительной токсичности i-го компонента. Действующее природоохранное законодательство РФ разрешает хозяйствующим субъектам осуществлять негативное воздействие на ОПС только на платной основе. Это означает, что первичное распределение квот будет осуществляться путем продажи предприятиям-загрязнителям сертификатов по цене, равной величине базовых ставок платы за загрязнение ОПС в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛО), 25-ти кратное увеличение базовых ставок составит величину штрафных санкций за превышение установленных квот. Процедура определения участников экологического рынка включает три этапа. 1. Разделение предприятий по масштабам эмиссии ЗВ в ОПС. Исходя из того, 99 % всего негативного воздействия на ОПС оказывают всего 3,7% российских предприятий, вносящих плату за негативное воздействие на ОПС, следовательно, участниками рынка квот на загрязнение должны стать именно те предприятия, которые оказывают значительное воздействие на ОПС; 2. Распределение предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на ОПС, по средам воздействия (атмосфера, водные объекты, почва). Так, рынок квот на загрязнение будет состоять из трех обособленных секторов, дифференцированных по среде воздействия, на которых предполагается торговля квотами по группам ЗВ. 3. Распределение предприятий-загрязнителей, сгруппированных по основным средам негативного воздействия, по критерию «объем эмиссии ЗВ с учетом опасности для ОПС». Эта процедура позволит выявить предприятия, «производящие» токсичные ЗВ, наиболее распространенные в регионе, сокращение эмиссии которых и является целью функционирования рынка квот на загрязнение. Таким образом, реализация рыночного механизма в сфере охраны окружающей природной среды позволит мотивировать и консолидировать усилия всех загрязняющих объектов в пользу снижения общего загрязнения.
Список использованной литературы
1. Ануфриев В.П., Чазов А.В. Энергоэффективность и проблема изменения климата: учебный курс для студентов энергетических специальностей технических ВУЗов. – М., 2006. 2. Щукина А.Я. Рыночный механизм охраны природы и его экономическая модель // Экономика природопользования. – 2006. №3. С. 19-36. 3. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Российской Федерации в 2010 году». Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru. 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pointcarbon.com/.
© Вильданова Л.В., 2012 УДК 336.27 ББК 65.5 Власов К.А., студент БашГУ, г. Уфа Джамалова Д.Ф.,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.011 с.) |