Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование рынка труда в РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Основные цели государственного регулирования рынка труда заключается в наиболее быстром вовлечении безработных в процесс трудовой деятельности, предоставлении рабочих мест каждому желающему стимулировании структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников. [2] Формы государственного регулирования рынка труда: 1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства; 2) изъятие части дохода через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда; 3) прямое участие государства в управлении рынком труда.Прямое участие государства в управлении рынком труда и трудовыми отношениями широко распространено в государственном секторе экономики. Законодательно-нормативная база регулирует: 1) правовые отношения в сфере наемного труда; 2) заключение и реализацию коллективных договоров; 3) занятость и трудоустройство; 4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность); 5) механизм разрешения трудовых споров. Государство должно регулировать занятость и безработицу на рынке труда. Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости. Служба занятости осуществляет следующие функции: 1) регистрацию безработных и вакантных мест; 2) трудоустройство безработных и лиц, желающих поменять место работы; 3) изучение спроса и предложения рабочей силы; 4) профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку безработных; 5) выплату пособий. [2] В 2011 г. по вопросам экономической активности, занятости и безработицы ежемесячно опрашивалось более 68 тыс.человек в возрасте 15-72 лет (31,3 тыс. домашних хозяйств), или 0,06% населения данного возраста. Суммарный объем годовой выборки составил 821 тыс.человек (345 тыс. домашних хозяйств), или 0,74% численности населения обследуемого возраста. Обследование населения по проблемам занятости проводится на основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания. Охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность. В ходе обследования изучается экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет. Данные обследования за 2011год по показателям занятости и безработицы имеют высокую степень надежности. Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность безработных" и "уровень безработицы" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 2% до 9% (в целом по России - 0,5%). Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность занятого населения" и "уровень занятости населения" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 0,2% до 1,9% (в целом по России - 0,07%).[1] По данным Росстата численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.В численности экономически активного населения 72,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Рис. 1. Динамика численности экономически активного населения [4]
Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и улучшить в 2011г. и I квартале 2012г. ряд показателей, характеризующих состояние рынка труда, которые были зафиксированы в докризисном 2008 году. В I квартале 2012г. численность безработных была ниже докризисного уровня февраля 2008г. на 0,4 млн.человек (на 8,3%), численность занятого населения превысила уровень февраля 2008г. на 0,6%. В среднем за 2011г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2010г. на 0,9 млн.человек (на 1,3%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,6 млн.человек, или на 10,9%. Вместе с тем, к уровню 2008г. численность занятых в среднем за 2011г. была ниже (на 0,3%), численность безработных - выше (на 4,8%).[ 1] Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).
Рис. 2. Уровень безработицы по методологии МОТ [1]
Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2012г. составил 63,0% и был соответственно на 0,4 и 2,0 процентных пункта выше, чем в I квартале 2011г.и 2010г., и на 0,9 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года. В среднем за 2011г. уровень занятости населения составил 63,8% и был выше, чем в среднем за 2010г. на 1,1 процентного пункта, а также превысил значение докризисного 2008г. на 0,4 процентного пункта.
Рис. 3.Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет [1] Показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин до кризиса в 2008г. отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного пункта уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного пункта. В среднем за 2009г. уровень безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. - на 1,1 процентного пункта, за 2011г. - на 0,8 процентного пункта. В январе 2012г. уровень безработицы среди мужчин составил 6,9% и был на 0,7 процентного пункта выше уровня безработицы среди женщин 6,2%. В среднем за 2009г. доля мужчин и женщин в общей численности безработных составила, соответственно, 54% и 46%, за 2010г. - 55% и 45%, за 2011г. - 54% и 46% и в I квартале 2012г. - 55% и 45%.[ 1, c.21] Молодежь в возрасте до 25 лет составляет в численности занятого населения 10,3%, в численности безработных - 26,6%, лица в возрасте 50 лет и старше - соответственно 25,3% и 18,2%. За период с 2008 по 2011г. среди занятого населения сократилась доля лиц в возрасте 15-24 лет (на 1,9 процентного пункта) и 40-49 лет (на 1,8 процентного пункта), возросла доля лиц в возрасте 30-39 лет (на 0,9 процентного пункта), 50-59 лет (на 1,1 процентного пункта). В составе безработных за этот период сократилась доля лиц в возрасте 15-19 лет (на 3,6 процентного пункта), 40-44 года (на 1,5 процентного пункта), 45-49 лет (на 0,3 процентного пункта); возросла доля лиц в возрасте 20-24 лет (на 0,7 процентного пункта), 25-29 лет (на 2,0 процентных пункта), 30-34 лет (на 1,1 процентного пункта), 50 лет и старше (на 1,7 процентного пункта). Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в среднем за 2011г. 31,0% (в том числе среди юношей - 28,6%, среди девушек - 34,8%), среди молодежи в возрасте 20-24 лет - 13,6% (среди юношей - 13,6%, среди девушек - 13,6%). При этом, среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 33,0% и 28,6%). В возрастной группе 20-24 лет ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 12,3% и 16,9%). Самый высокий уровень занятости населения (67,4% и 66,4%) и самый низкий уровень безработицы (5,3% и 4,2%) по данным обследований населения по проблемам занятости отмечается в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Самый высокий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ (15,0%) и самый низкий уровень занятости (55,1%) - в Северо-Кавказском федеральном округе. В 2011г. снижение уровня безработицы, соответствующей критериям МОТ, по сравнению с 2010г. отмечается в 67 субъектах Российской Федерации. Сравнительно низкий уровень безработицы в 2011г. сложился в Москве - 1,4% (в 2010г. - 1,7%), Санкт-Петербурге - 1,9% (в 2010г. - 2,6%), в Московской области - 3,7% (в 2010г. - 3,3%), а также в Республике Мордовия, Липецкой, Ленинградской, Белгородской, Новгородской, Самарской, Магаданской, Тульской областях, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Самые высокие показатели по уровню безработицы наблюдались в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Калмыкия, Республике Алтай и Республике Дагестан. Высокий уровень занятости в 2011г. сложился в Чукотском автономном округе - 77,2% (в 2010г. - 76,6%), Магаданской области 74,6% (в 2010г. - 72,7%), Ямало-Ненецком автономном округе 73,2% (в 2010г. - 71,4%), Москве - 72,2% (в 2010г. - 70,7%), Санкт-Петербурге - 71,6% (в 2010г. - 70,6%), а также в Московской области, Ленинградской области, Мурманской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра (в среднем по России - 63,8%). Низкие показатели по уровню занятости наблюдались в Республике Ингушетия (34,4%) и Чеченской Республике (41,2%), а также Республике Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан, Республике Адыгея, Забайкальском крае (50-60%) [1]. В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны спроса. Кризис в экономике, закрытие крупных промышленных предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Список использованной литературы
1. Федеральная служба государственной статистики «Статистический бюллетень 2011 года». №3(174). 2. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд. М.: РАГС, 2005. 3. Марыганова Е.A., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. – М.: КНОРУС, 2010. 4. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/209.htm. 5. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3397. 6. http://www.klerk.ru/job/articles/293411/. © Чукаева Э.Р., 2012 УДК 330.33 ББК 65.01
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.213 (0.006 с.) |