Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование рынка труда в РФ

Поиск

 

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Основные цели государственного регулирования рынка труда заключается в наиболее быстром вовлечении безработных в процесс трудовой деятельности, предоставлении рабочих мест каждому желающему стимулировании структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников. [2]

Формы государственного регулирования рынка труда:

1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2) изъятие части дохода через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;

3) прямое участие государства в управлении рынком труда.Прямое участие государства в управлении рынком труда и трудовыми отношениями широко распространено в государственном секторе экономики.

Законодательно-нормативная база регулирует:

1) правовые отношения в сфере наемного труда;

2) заключение и реализацию коллективных договоров;

3) занятость и трудоустройство;

4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);

5) механизм разрешения трудовых споров.

Государство должно регулировать занятость и безработицу на рынке труда. Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости. Служба занятости осуществляет следующие функции:

1) регистрацию безработных и вакантных мест;

2) трудоустройство безработных и лиц, желающих поменять место работы;

3) изучение спроса и предложения рабочей силы;

4) профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку безработных;

5) выплату пособий. [2]

В 2011 г. по вопросам экономической активности, занятости и безработицы ежемесячно опрашивалось более 68 тыс.человек в возрасте 15-72 лет (31,3 тыс. домашних хозяйств), или 0,06% населения данного возраста. Суммарный объем годовой выборки составил 821 тыс.человек (345 тыс. домашних хозяйств), или 0,74% численности населения обследуемого возраста. Обследование населения по проблемам занятости проводится на основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания. Охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность. В ходе обследования изучается экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет.

Данные обследования за 2011год по показателям занятости и безработицы имеют высокую степень надежности. Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность безработных" и "уровень безработицы" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 2% до 9% (в целом по России - 0,5%). Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность занятого населения" и "уровень занятости населения" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 0,2% до 1,9% (в целом по России - 0,07%).[1]

По данным Росстата численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.В численности экономически активного населения 72,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

 

 

Рис. 1. Динамика численности экономически активного населения [4]

 

Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и улучшить в 2011г. и I квартале 2012г. ряд показателей, характеризующих состояние рынка труда, которые были зафиксированы в докризисном 2008 году. В I квартале 2012г. численность безработных была ниже докризисного уровня февраля 2008г. на 0,4 млн.человек (на 8,3%), численность занятого населения превысила уровень февраля 2008г. на 0,6%. В среднем за 2011г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2010г. на 0,9 млн.человек (на 1,3%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,6 млн.человек, или на 10,9%. Вместе с тем, к уровню 2008г. численность занятых в среднем за 2011г. была ниже (на 0,3%), численность безработных - выше (на 4,8%).[ 1]

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).

 

 

Рис. 2. Уровень безработицы по методологии МОТ [1]

 

Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2012г. составил 63,0% и был соответственно на 0,4 и 2,0 процентных пункта выше, чем в I квартале 2011г.и 2010г., и на 0,9 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года. В среднем за 2011г. уровень занятости населения составил 63,8% и был выше, чем в среднем за 2010г. на 1,1 процентного пункта, а также превысил значение докризисного 2008г. на 0,4 процентного пункта.

 

 

Рис. 3.Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет [1]

Показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин до кризиса в 2008г. отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного пункта уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного пункта. В среднем за 2009г. уровень безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. - на 1,1 процентного пункта, за 2011г. - на 0,8 процентного пункта. В январе 2012г. уровень безработицы среди мужчин составил 6,9% и был на 0,7 процентного пункта выше уровня безработицы среди женщин 6,2%. В среднем за 2009г. доля мужчин и женщин в общей численности безработных составила, соответственно, 54% и 46%, за 2010г. - 55% и 45%, за 2011г. - 54% и 46% и в I квартале 2012г. - 55% и 45%.[ 1, c.21]

Молодежь в возрасте до 25 лет составляет в численности занятого населения 10,3%, в численности безработных - 26,6%, лица в возрасте 50 лет и старше - соответственно 25,3% и 18,2%. За период с 2008 по 2011г. среди занятого населения сократилась доля лиц в возрасте 15-24 лет (на 1,9 процентного пункта) и 40-49 лет (на 1,8 процентного пункта), возросла доля лиц в возрасте 30-39 лет (на 0,9 процентного пункта), 50-59 лет (на 1,1 процентного пункта). В составе безработных за этот период сократилась доля лиц в возрасте 15-19 лет (на 3,6 процентного пункта), 40-44 года (на 1,5 процентного пункта), 45-49 лет (на 0,3 процентного пункта); возросла доля лиц в возрасте 20-24 лет (на 0,7 процентного пункта), 25-29 лет (на 2,0 процентных пункта), 30-34 лет (на 1,1 процентного пункта), 50 лет и старше (на 1,7 процентного пункта).

Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в среднем за 2011г. 31,0% (в том числе среди юношей - 28,6%, среди девушек - 34,8%), среди молодежи в возрасте 20-24 лет - 13,6% (среди юношей - 13,6%, среди девушек - 13,6%). При этом, среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 33,0% и 28,6%). В возрастной группе 20-24 лет ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 12,3% и 16,9%).

Самый высокий уровень занятости населения (67,4% и 66,4%) и самый низкий уровень безработицы (5,3% и 4,2%) по данным обследований населения по проблемам занятости отмечается в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Самый высокий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ (15,0%) и самый низкий уровень занятости (55,1%) - в Северо-Кавказском федеральном округе. В 2011г. снижение уровня безработицы, соответствующей критериям МОТ, по сравнению с 2010г. отмечается в 67 субъектах Российской Федерации.

Сравнительно низкий уровень безработицы в 2011г. сложился в Москве - 1,4% (в 2010г. - 1,7%), Санкт-Петербурге - 1,9% (в 2010г. - 2,6%), в Московской области - 3,7% (в 2010г. - 3,3%), а также в Республике Мордовия, Липецкой, Ленинградской, Белгородской, Новгородской, Самарской, Магаданской, Тульской областях, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Самые высокие показатели по уровню безработицы наблюдались в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Калмыкия, Республике Алтай и Республике Дагестан. Высокий уровень занятости в 2011г. сложился в Чукотском автономном округе - 77,2% (в 2010г. - 76,6%), Магаданской области 74,6% (в 2010г. - 72,7%), Ямало-Ненецком автономном округе 73,2% (в 2010г. - 71,4%), Москве - 72,2% (в 2010г. - 70,7%), Санкт-Петербурге - 71,6% (в 2010г. - 70,6%), а также в Московской области, Ленинградской области, Мурманской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра (в среднем по России - 63,8%). Низкие показатели по уровню занятости наблюдались в Республике Ингушетия (34,4%) и Чеченской Республике (41,2%), а также Республике Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан, Республике Адыгея, Забайкальском крае (50-60%) [1].

В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны спроса. Кризис в экономике, закрытие крупных промышленных предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральная служба государственной статистики «Статистический бюллетень 2011 года». №3(174).

2. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд. М.: РАГС, 2005.

3. Марыганова Е.A., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. – М.: КНОРУС, 2010.

4. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/209.htm.

5. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3397.

6. http://www.klerk.ru/job/articles/293411/.

© Чукаева Э.Р., 2012

УДК 330.33

ББК 65.01



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.007 с.)