Тема № 10: Административно-правовое регулирование в экономической сфере.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 10: Административно-правовое регулирование в экономической сфере.



1. Организационно-правовая основа управления промышленностью, строительством, ЖКХ, агропромышленным комплексом.

2. Управление торговлей, финансами и кредитом.

3. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с формулирования понятия «экономическая деятельность» и характеристики ее структурных элементов (товарного производственного рынка, финансового рынка и рынка ценных бумаг). Дайте общий анализ административному законодательству в области экономики и раскройте роль государства в регулировании экономической сферы.

Как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыноч­ной экономики, промышленность включает в себя множество отраслей (угольную, нефтяную, машиностроительную, металлургическую, военно-промышленную, топливно-энергическую, пищевую промышленность и т. д.), которые, в свою очередь, в эконо­мическом и организационном плане объединяются в промышлен­ные комплексы. Общеэкономическое управление и регулирование промышленным комплексом осуществляют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Перечислите их основные полномочия.

Строительный комплекс объединяет условно 2 группы организаций: 1) строительные предприятия и фирмы, различающиеся между собой по своим наименованиям (строительные управ­ления, строительно-монтажные управления, строительные от­ряды и т. д.), по видам собственности (государственные и муниципальные строительные организации, кооперативные и частные строительные фирмы) и по своим организационно-пра­вовым формам (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия и др.); 2) проектно-строительные и проектно-технологические организации, институты, специализирующихся обычно на проектировании определенных объектов промышленного, сельского, водохозяйственного, транспортного, жилищного и прочего строительства. Управление и регулирование строительным комплексом и ЖКХ осуществляют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Перечислите основные их полномочия.

Агропромышленный комплекс (АПК) в настоящее время включает 2 группы отраслей: 1) сельскохозяйственные отрасли (земледелие, растениевод­ство, плодовоовощное производство и животноводство); 2) специальные отрасли сельского хо­зяйства — охотничье дело, рыбное хозяйство, заготовка, хранение и промыш­ленная переработка сельскохозяйственной продукции (пищевая, мясомолочная промышленность, отчасти легкая промышленность), а также промышленные отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, энергетическими источниками, удобрениями, оказывающие хозяйственные услуги (ремонт, продажа, прокат и т.д.). В составе АПК функционируют: колхозы и совхозы; крестьянские (фермерские) хозяйства, арендные, акционерные и совместные сель­скохозяйственные предприятия; кол­лективное огородничество и садоводство, подсобные сельские хозяйства; акционерные общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и сель­скохозяйственные кооперативы. Общеэкономическое управление и регулирование АПК осуществляют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Перечислите основные их полномочия.

Ответ на второй вопрос следует начать с того, что торговля как отрасль в период СССР объединяла государственные торговые предприятия. Другие предприятия – кооперативные и рынки – в государственную отрасль не входили. Во главе отрасли стояло Министерство торговли СССР, имевшее в своей системе соответствующие органы вплоть до районного звена. В современных условиях положение отрасли существенно изменилось: бывшие государственные торговые предприятия стали частными, сильно возросли объем и ассортимент рыночной торговли. Теперь торговля основывается уже не на одной, главной форме собственности – государственной, а на многих формах собственности, вследствие чего и произошли изменения в организации государственного управления торговлей. Общеэкономическое управление и регулирование торговлей осуществляют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Раскройте основные их полномочия. Правовую основу торговли образуют Законы РФ «О защите прав потребителей», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и др. Отраслевым органом управления выступает Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России), которое осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также Министерство промышленности и торговли РФ. Дайте краткую характеристику целям, задачам и функциям данных органов.

Систему органов государственного контроля в экономической сфере образуют: 1) Федеральная таможенная служба, осуществляющая функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями; 2) Федеральная антимонопольная служба, контролирующая соблюдение антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд; 3) Федеральная служба по тарифам, уполномоченная осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий; 4) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, выполняющая функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; 5) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Органы стандартизации, санитарно-эпидемиологического надзора, по охране окружающей среды и природных ресурсов могут давать предписания о прекращении продажи товаров либо ее приостановлении при нарушении требований к безопасности товаров.

В этом вопросе необходимо отметить, что неотъемлемой частью управления экономикой является деятельность государственных органов в области бюджета, финансов, кредита и налогов. Финансовая политика Правительства РФ направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояния людей, предотвращение гиперинфляции. Для этого предусматривается прямое государственное регулирование, включающее: поэтапное сокращение дефицита федерального бюджета; ужесточение контроля за его исполнением и величиной государственного долга; сокращение объемов субсидий и дотаций; перерегистрацию и пересмотр налоговых льгот; программу мер по совершенствованию системы платежных и расчетных отношений между предприятиями и др. В этом же вопросе следует уделить внимание организации и деятельности кредитных учреждений, регламентированных Законами РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» и «О Центральном Банке РФ».

Основной объем управленческих функций в области финансов приходится на долю Министерства финансов РФ. Существенная роль также принадлежит Центральному Банку РФ. Кратко дайте анализ целям, задачам, функциям и полномочиям перечисленных органов.

Постоянно действующим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ. Назовите основные ее полномочия. Кроме того, в осуществлении финансового контроля в разнообразных организационно-правовых формах активно участвуют все финансовые, кредитные и налоговые органы. В частности: 1) Федеральная налоговая служба; 2) Федеральная служба страхового надзора; 3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 4) Федеральное казначейство; Перечислите основные задачи, функции и полномочия указанных ведомств. В рамках финансового контроля может проводиться аудит. Дайте определение аудиторской деятельности (аудиту) и раскройте ее содержание.

При ответе на третий вопрос необходимо подчеркнуть, что от успешной работы транспортных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. Транспорт как единая технико-экономическая отрасль объединяет шесть его видов: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной, городской пассажирский (электрический, метрополитен). Совокупность всех этих объектов управления получила официальное название транспортно-дорожного комплекса. Транспортно-дорожный комплекс включает в себя: 1) юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, ра­боты, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружении, проведением научных ис­следований и подготовкой кадров; 2) предприятия и организации, изготавливающие транспортные средства и технологическое оборудование; 3) управления железнодорожных дорог; 4) отделения дорог; 5) железнодорожные станции; 6) депо; 7) автотранспортные предприятия; 8) аэропорты.

Общеэкономическое управление и регулирование транспортно-дорожным комплексом осуществляют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Раскройте их основные полномочия. Отраслевым органом управления выступает Министерство транспорта РФ, в системе которого действуют: 1) Федеральное агент­ство воздушного транспорта, 2) Федеральное дорожное агентство, 3) Федеральное агентство железнодорожного транспорта, 4) Федераль­ное агентство морского и речного транспорта, 5) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Назовите цели, задачи, функции и основные полномочия данных органов.

Связь с точки зрения организации управления является довольно устойчивой структурой, не меняющейся в течение продолжительного времени и как отрасль государственного управления имеет разветвленную систему предприятий и учреждений: в субъектах РФ – управления федеральной почтовой связи; в субъектах РФ – управления по надзору за связью и информатизацией; отделения почтовой связи; почта, почтовые обменные пункты, узлы почтовой связи; телеграф; телефонные станции; почтамты, прижелезнодорожные почтамты; отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах и др. Охарактеризуйте административно-правовой статус СМИ, издательств, полиграфических предприятий и предприятий книжной оптовой торговли. Перечислите основные нормативные правовые акты в области связи и информации. Отраслевым органом управления выступает Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, в системе которого имеются: 1) Федеральное агентство связи, 2) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 3) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Назовите цели, задачи и функции данных органов.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Особенности административно-правового статуса промышленных предприятий.

2. Государственные жилищные инспекции РФ: понятие, цели, задачи и функции.

3. Административно-правовой статус предприятий и учреждений в сельском хозяйстве.

4. Полномочия органов местного самоуправления по управлению охраной природных ресурсов и в сельском хозяйстве.

5. Административно-правовой статус сотрудников налоговых органов.

6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере торговли, финансов, налогов и сборов.

7. Особенности административно-правового статуса предприятий связи и информации.

8. Полномочия органов местного самоуправления на транспорте и в области дорожного движения, связи и информации.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ

3. Гражданский кодекс (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ

4. Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ

5. Федеральный закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ

6. Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ

7. Закон РФ «О зерне» от 14 мая 1993 г. № 4973-1

8. Закон РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1

9. Федеральный закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ

10. Федеральный закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ

11. Федеральный закон РФ «О племенном животноводстве» от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ

12. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ

13. Федеральный закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ

14. Федеральный закон РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ

15. Федеральный закон РФ «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ

16. Федеральный закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ

17. Федеральный закон РФ «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ

18. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ

19. Федеральный закон РФ «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ

20. Федеральный закон РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ

21. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ

22. Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» от 2 декабря 1990 г. № 395-1

23. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1

24. Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. № 2383-1

25. Федеральный закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ

26. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ

27. Федеральный закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ

28. Федеральный закон РФ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ

29. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ

30. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1

31. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ

32. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ

33. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ

34. Федеральный закон РФ «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ

35. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ

36. Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ

37. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» от 3 декабря 2008 г. № 1715

38. Постановление Правительства РФ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 1 февраля 2006 г. № 54 (вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»)

39. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора : утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278

40. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу : утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307

41. Положение о Федеральной службе по тарифам : утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332

42. Положение о Федеральной антимонопольной службе : утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331

43. Положение о Федеральной службе страхового надзора : утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330

44. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329

45. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека : утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322

46. Положение «Об Управлении экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 17 июля 2008 г. № 431-пП

47. Положение «О Министерстве финансов Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 27 октября 2008 г. № 714-пП

48. Положение «Об Управлении инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 9 февраля 2009 г. № 95-пП

49. Положение «Об Управлении государственной жилищной инспекции Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 13 мая 2003 г. № 200-пП

50. Положение «О Департаменте градостроительства Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 9 апреля 2007 г. № 288-пП

51. Положение «Об Управлении промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 28 декабря 2007 г. № 911-пП

52. Положение «Об Управлении по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 8 июня 2009 г. № 466-пП

53. Положение «Об Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 6 марта 2006 г. № 94-пП

54. Положение «Об Управлении лесами Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2006 г. № 835-пП

55. Положение «О Министерстве сельского хозяйства Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 10 февраля 2009 г. № 99-пП

56. Положение «Об Управлении информатизации Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 16 марта 2006 г. № 122-пП

57. Положение «О Департаменте информационной политики и средств массовой информации Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 24 марта 2006 г. № 150-пП

58. Положение «Об Управлении промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 28 декабря 2007 г. № 911-пП



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.015 с.)