РОССИЙСКОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РОССИЙСКОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РОССИЙСКОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов Юридического колледжа

Специальности 030503 «Правоведение»,

Правоохранительная деятельность»)

ПЕНЗА 2012

 

 

Административное право занимает особое место в системе российского права и характеризуется наибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования.

Планы практических занятий и методические рекомендации для подготовки к ним по курсу «Российское административное право», представленные в настоящем учебно-методическом пособии, сопровождаются подробным списком нормативных правовых актов, которые помогут глубже разобраться в структуре изучаемого курса. В методических указаниях для каждой формы обучения предусматривается свой тематический план и перечень вопросов к экзамену.

 

 

Составитель: В. А. Катомина, кандидат юридических наук, доцент

кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского

государственного университета

 

 

Рецензент:

к.ю.н., доцент кафедры

«Государственно-правовые дисциплины»

Пензенского государственного университета А.В. Александрова

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов дневной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Лекц. Практ. Сам.
Государственное управление как вид государственной деятельности. Предмет и метод административного права
Административно-правовые нормы и отношения. Система и источники административного права
Субъекты административного права
Служба и служащие. Государственная служба
Формы реализации компетенции субъектами административного права
Методы реализации компетенции субъектами административного права
Административная ответственность
Производство по делам об административных правонарушениях
Законность и дисциплина в системе правоохранительной деятельности государства
Административно-правовое регулирование в экономической сфере
Административно-правовое регулирование социально-культурной сферой
Государственное управление административно-политической сферой
  Итого: Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Лекц. Практ.
Государственное управление как вид государственной деятельности. Предмет и метод административного права
Административно-правовые нормы и отношения. Система и источники административного права  
Субъекты административного права  
Служба и служащие. Государственная служба  
Формы реализации компетенции субъектами административного права  
Методы реализации компетенции субъектами административного права
Административная ответственность
Производство по делам об административных правонарушениях  
Законность и дисциплина в системе правоохранительной деятельности государства
Административно-правовое регулирование в экономической сфере  
Административно-правовое регулирование социально-культурной сферой  
Государственное управление административно-политической сферой  
  Итого: Контрольная работа Экзамен

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

Тема № 1: Государственное управление как вид государственной деятельности. Предмет и метод административного права.

 

1. Понятие и виды управления в человеческом обществе. Социальное управление.

2. Понятие, особенности и структура государственного управления.

3. Возникновение и развитие административного права России.

4. Предмет административно-правового регулирования.

5. Метод административно-правового регулирования.

Методические указания

Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует общественные отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. управления, осуществляемого от имени общества, государства. Поэтому необходимо сформулировать определение управления и сопоставить его с тесно связанным понятием «организация». Охарактеризуйте виды управления в человеческом обществе: техническое, биологическое и социальное.

Отдельно выделите социальное управление, раскройте его особенности. Проанализируйте виды социального управления: общественное, муниципальное и государственное. Затроньте проблему соотношения и взаимосвязи государственной исполнительной власти и государственного управления. Назовите определяющие элементы сущностной характеристики государственной исполнительной власти: 1) социальное предназначение; 2)система исполнительных органов; 3) результат осуществления управленческой деятельности и основные формы реализации исполнительной власти.

Раскройте признаки исполнительной власти. Охарактеризуйте цели, основные задачи и функции государственного управления. Определите структуру государственного управления: субъекты, объекты, процесс (функции управления, формы и методы их осуществления, стиль управления).

При ответе на вопрос о возникновении и развитии административного права России необходимо проследить путь от зарождения государственного управления и ее регулирования в Древней Руси до понимания предмета административного права советского периода.

Ответ на четвертый вопрос следует начать с формулирования понятия отрасли административного права. Раскройте предмет изучения административного права, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Раскройте функции исполнительной власти, перечислите субъектов исполнительной власти. Проследите взаимодействие исполнительной и законодательной властей. Почему контрольная общегосударственная деятельность включается в предмет изучения административного права? Назовите органы, осуществляющие общегосударственную контрольную деятельность. Дайте определение внутриорганизационной деятельности. Из каких действий складывается внутриорганизационная деятельность? Охарактеризуйте административно-юстиционные отношения.

При ответе на пятый вопрос необходимо помнить, что метод административно-правового регулирования отражает характер связей между участниками правоотношений, т.е. как, каким образом один субъект административного права воздействует на другого. Раскройте основные методы: метод власти и подчинения, рекомендательный, метод согласования, равенства, административного договора, предписания, дозволения и запрета.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах : одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р

Темы докладов и рефератов:

1. Исполнительная власть в РФ: понятие, принципы и современные тенденции развития.

2. История развития советского и российского административного права.

3. Реформа административного права: основные направления и сущность.

4. Предмет административного права: история, современность и тенденции развития.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо отметить, что, как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Выделите особенности административно-правовых норм: по предмету, методу и структуре. Раскройте структуру административно-правовой нормы. Дайте характеристику основным видам административно-правовых норм: 1) материальным и процессуальным; 2) обязывающим, запрещающим, уполномочивающим, поощрительным. Проанализируйте иные основания классификации административно-правовых норм. Определите действие административно-правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Ответ на второй вопрос необходимо начать с определения административно-правового отношения. Затем выделите особенности административных правоотношений, отличающие их от иных правоотношений. Дайте анализ структурных элементов административного правоотношения: субъектов, объектов административно-правовых отношений и содержания (прав и обязанностей участников административно-правовых отношений). Назовите основания возникновения, изменения и прекращения отношений. Охарактеризуйте виды административно-правовых отношений: 1) материальные и процессуальные; 2) вертикальные, горизонтальные и диагональные; 3) внутренние и внешние. Раскройте иные основания классификации административных правоотношений.

Расскажите о способах защиты административно-правовых отношений: административном, судебном, прокурорском и договорно-согласительном. Проанализируйте каждый способ защиты, подчеркнув его достоинства и недостатки.

Ответ на четвертый вопрос следует начать с того, что административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права и институты. Административное право как отрасль права делится на общую и особенную части. Тем не менее, ряд ученых-административистов выделяют и специальную часть административного права. Назовите основные институты общей, особенной и специальной частей административного права.

В пятом вопросе сформулируйте определение источника административного права. Выделите в системе источников административного права несколько уровней: Конституцию; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы, в т.ч. кодексы, Основы законодательства, законы РСФСР, законы субъектов РФ; подзаконные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и ведомств; подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления, локальные акты. Приведите конкретные примеры нормативных правовых актов. Перечислите международные договоры, являющиеся источниками административного права. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами. Поэтому в этом вопросе следует уделить внимание и формам источников административного права: положениям, уставам, кодексам, инструкциям, правилам. В настоящее время существует много проблем, связанных с необходимостью совершенствования систематизации российского административного права. Выделяют три вида систематизации норм административного права: кодификацию, инкорпорацию и хронологическую систематизацию. Определите задачи, состояние кодификации административного права в современных условиях и перспективы его развития.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ

4. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763

5. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с формулирования определения субъекта административного права и его правового статуса, затронув проблему соотношения понятий «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения». Приведите классификацию субъектов административного права.

При ответе на второй вопрос необходимо помнить, что для норм международного и внутреннего права характерно двоякое отношение к человеку: как к личности, от природы наделенной органическими, внутренне присущими ей правами и свободами, и как к гражданину государства, которое, безусловно, признает его права и свободы, должно обеспечивать, гарантировать и защищать их. Охарактеризуйте права и обязанности личности в сфере исполнительной власти, основания ограничения прав личности. Дайте определение административной право- и дееспособности гражданина РФ. Раскройте права и обязанности гражданина РФ в сфере исполнительной власти, подразделив их на: 1) абсолютные и относительные права и обязанности граждан РФ; 2) общие, особенные и специальные. Охарактеризуйте виды административно-правовых статусов граждан РФ: 1) социальный и особый; 2) общий, особенный и специальный. Проанализируйте основные средства защиты прав и интересов граждан РФ от аномалий в деятельности государственных органов: право на жалобу; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц и др.

В третьем вопросе необходимо раскрыть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, которые заключаются в моменте возникновения и прекращения административной право- и дееспособности, ограничении ряда прав и свобод. Особенности административно-правового положения различных групп иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания, страной, из которой они прибыли. Среди находящихся в РФ лиц, не являющихся ее гражданами, следует различать тех, кто прибыл для работы в иностранных и международных организациях и лиц, прибывших с частными целями. Среди последних по времени пребывания на территории РФ выделяют: временно пребывающих, временно проживающих, постоянно проживающих на территории РФ и проезжающих транзитом. В чем заключаются особенности их административно-правового статуса?

В четвертом вопросе дайте определение понятий «предприятие» и «учреждение», подчеркнув различия между ними. Административно-правовой статус предприятия (учреждения) включает совершение определенных действий только в административном порядке по созданию и управлению его деятельностью, а именно: создание, государственную регистрацию, получение разрешения (лицензии) на занятие хозяйственной деятельностью, формирование органа внутреннего управления предприятием (учреждением), реорганизацию и ликвидацию предприятия (учреждения) как по инициативе учредителя (уполномоченного органа) так и по решению суда.

Ответ на пятый вопрос начните с того, что Президент РФ по своему организационно-правовому статусу и полномочиям не может быть отнесен полностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти. Вместе с тем он активно влияет на исполнительно-распорядительную деятельность напрямую и косвенно. Поэтому есть определенные основания отнести Президента РФ к числу должностных лиц исполнительной власти. Перечислите полномочия Президента в области государственного управления, по обеспечению порядка и безопасности.

В шестом вопросе сформулируйте определение «орган исполнительной власти». Перечислите его специфические признаки, охарактеризуйте принципы организации и функционирования органов исполнительной власти. Назовите основания классификации органов исполнительной власти: 1) по территориальному масштабу деятельности; 2) по объему и характеру компетенции; 3) по порядку разрешения подведомственных вопросов; 4) по организационно-правовым формам. Каков порядок образования Правительства РФ, его состав, основные полномочия, формы деятельности Правительства РФ. Перечислите основные координационные и консультативные органы, действующие при Правительстве РФ. Раскройте порядок планирования, подготовки и проведения заседаний Правительства РФ. Какой круг вопросов рассматривается исключительно на заседаниях Правительства РФ? Для обеспечения деятельности Правительства РФ и осуществления контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства. Охарактеризуйте его организационную структуру и функции. Для решения оперативных вопросов по предложению председателя Правительства РФ образуется Президиум Правительства РФ. Раскройте его порядок деятельности.

В этом же вопросе охарактеризуйте общее предназначение и суть деятельности федеральных министерств, ведомств (федеральных служб и федеральных агентств), приведя основания их классификации. В чем ведении (подчинении) могут находиться федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство? Отдельно уделите внимание территориальным органам управления. В чем заключаются их особенности?

При ответе на вопрос об органах исполнительной власти субъектов РФ необходимо помнить, что в субъекте РФ система органов исполнительной власти констатируется в уставах и других законах субъекта РФ. Охарактеризуйте структурные звенья системы исполнительной власти: губернатора (президента, главу), правительство (администрацию), республиканские, областные, краевые исполнительные органы государственной власти.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

2. Основания ограничения в праве на выезд из Российской Федерации граждан РФ. Порядок оформления и выдачи гражданам документов на выезд и въезд в страну.

3. Особенности административно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца.

4. Полномочия собственника и трудового коллектива по управлению предприятием.

5. Особенности проведения процедуры несостоятельности (банкротства) государственных предприятий.

6. Основные принципы организации и деятельности исполнительной власти.

7. Правительство РФ: правовое положение, современные проблемы организации и функционирования, ответственность.

8. Федеральные министерства и ведомства РФ: вопросы правового установления, организации и деятельности.

9. Структура и компетенция органов исполнительной власти Пензенской области.

 

Нормативные акты:

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

2. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

3. Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФЗК.

4. Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

5. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1

6. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4531-1

7. Федеральный закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1

8. Федеральный закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ

9. Федеральный закон РФ «О беженцах» от 28 июня 1997 г. № 95 – ФЗ

10. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ

11. Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ

12. Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» от 4 июня 2004 г. № 54-ФЗ

13. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ

14. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ

15. Федеральный закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ

16. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ

17. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

18. Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314

19. Положение о Совете Безопасности РФ : утв. Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726

20. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724

21. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища : утв. Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746

22. Положение о Федеральной антимонопольной службе : утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331

23. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

24. Регламент Правительства Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260

25. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260

26. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 26 мая 1997 г. № 310.

27. Устав Пензенской области от 10 сентября 1996 г.

28. Закон Пензенской области «О системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области» от 20 сентября 2005 г. № 842-ЗПО

29. Постановление Губернатора Пензенской области «О структуре исполнительных органов государственной власти Пензенской области» от 26 октября 2005 г. № 345

30. Положение «О Представительстве Правительства Пензенской области при Правительстве РФ» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 12 марта 2007 г. № 144-пП

 

Методические указания

Дайте определение службы и перечислите ее виды. Раскройте систему государственной службы: гражданскую, военную и правоохранительную службы. Назовите основные нормативные правовые акты по государственной службе. В чем заключаются особенности милитаризованной службы? Разграничьте понятия «служащий» и «рабочий». Приведите основания классификации служащих. Перечислите и раскройте принципы государственной службы: законности, федерализма, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к государственной службе, гласности, профессионализма и компетентности и др.

Во втором вопросе раскройте понятие должностного лица. Разграничьте дефиниции «должность», «специальность» и «квалификация». Дайте анализ понятиям «государственная должность» и «должность государственной службы». Какие должности можно назвать государственными (политическими)? Назовите категории и группы должностей государственной службы. Перечислите квалификационные требования, предъявляемые к должностям государственной службы. В соответствии с Федеральным законом РФ «О системе государственной службы в Российской Федерации» государственным служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Проанализируйте классные чины государственной гражданской службы. Каков порядок их присвоения?

Отвечая на третий вопрос, необходимо иметь в виду, что административно-правовой статус государственного служащего включает в себя основные права, обязанности, гарантии и запреты (ограничения прав и свобод для государственных служащих). Раскройте их содержание.

Проблема поступления на государственную службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания, правовые условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности, обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную службу, определенные возрастные ограничения поступления на государственную службу и порядок поступления на службу. В настоящее время применяются четыре способа замещения должностей в государственных органах: зачисление, назначение, конкурс и выборы. Дайте им анализ. Для гражданина впервые принятого на службу может быть установлено испытание. Назовите сроки и порядок прохождения испытания. Перечислите способы продвижения по службе.

Весьма важным элементом прохождения службы является аттестация государственных служащих. Поэтому при ответе на данный вопрос необходимо раскрыть следующие аспекты: периодичность проведения аттестации, перечислить круг лиц, не подлежащих аттестации, раскрыть порядок формирования и состав аттестационной комиссии, перечислить решения, выносимые аттестационной комиссией, решения руководителя, принимаемые по результатам аттестации. При решении вопроса о присвоении классного чина государственной службы государственные служащие сдают квалификационный экзамен. Раскройте порядок организации и проведения квалификационного экзамена.

Государственный служащий имеет право на поощрение. Назовите основания поощрения государственного служащего и основные меры поощрения. Государственные служащие несут все виды юридической ответственности, но нормами административного права регулируется только два вида: дисциплинарная и административная. Что является основанием привлечения к дисциплинарной ответственности? Какие основные виды дисциплинарных взысканий применяются к государственным служащим? Каков порядок наложения дисциплинарного взыскания? До применения дисциплинарного взыскания может проводиться служебная проверка. Раскройте порядок проведения служебной проверки.

При ответе на последний вопрос необходимо помнить, что законодательство предусматривает два рода оснований прекращения служебных отношений: одни исходят от самого служащего, порождаются его волей и желанием, а другие – от представителя нанимателя работодателя. Перечислите основные из них.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Организационно-правовые вопросы продвижения по службе.

2. Государственный служащий: проблема льгот и привилегий.

3. Особенности прохождения службы в таможенных органах РФ.

4. Особенности службы судебных приставов.

5. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.

6. Дисциплинарная ответственность студентов.

7. Особенности государственной службы российского казачества.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ

3. Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г. № 114-ФЗ

4. Федеральный закон РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ

5. Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 28 июля 2004 г. № 80-ФЗ

6. Федеральный закон РФ «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ

7. Федеральный закон РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ

8. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ

9. Федеральный закон РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30ноября 2011 г. № 342-ФЗ

10. Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32

11. Указ Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» от 16 августа 1995 г. № 854

12. Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885

13. Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. № 113

14. Указ Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 112

15. Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 110

16. Указ Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 111

17. Указ Президента РФ «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г. № 1574

18. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г. № 815

19. Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» от 10 марта 2009 г. № 261

20. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» от 18 мая 2009 г. № 557

21. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» от 31 декабря 2004 г. № 900

22. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 6 мая 2008 г. № 362

23. Закон Пензенской области «О государственной службе Пензенской области» от 20 июля 1998 г. № 92-ЗПО

24. Закон Пензенской области «О государственной гражданской службе Пензенской области» от 9 марта 2005 г. № 751-ЗПО

25. Закон Пензенской области «О Реестре должностей государственной гражданской службы Пензенской области» от 9 марта 2005 г. № 753-ЗПО

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что исполнительно-распорядительная деятельность может выражаться в различных действиях органов исполнительной власти. Это осуществление ими управленческих функций, реализация прав и обязанностей в пределах своей компетенции, называемое формой управления. Приведите основания классификации форм управленческой деятельности: 1) по характеру и содержанию; 2) по правовым последствиям; 3) по способу выражения. Перечислите виды правовых форм деятельности.

Одной из разновидностей правовой формы управленческой деятельности выступают акты государственного управления. Дайте определение, назовите особенности и раскройте значение актов государственного управления. Приведите классификацию актов государственного управления: 1) по правовым свойствам, 2) по субъектам, принявшим административные акты, 3) по форме, 4) по сроку действия, 5) по правовой природе (нормативные, правоприменительные (индивидуальные) акты государственного управления и акты государственного управления общего характера). Дайте анализ иным основаниям классификации актов государственного управления.

Охарактеризуйте требования, предъявляемые к актам государственного управления: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. Назовите последствия их несоблюдения. Раскройте основания и порядок приостановления и отмены актов государственного управления.

Одним из конституционных прав граждан является право обращаться в государственные и иные организации. Определите формы обращения граждан: заявление (ходатайство), предложение (петицию) и жалобу. Дайте анализ административной и судебной жалобы. В чем заключаются особенности административной специальной жалобы? Назовите основные требования, предъявляемые к письменному обращению. Раскройте порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб. Перечислите гарантии при рассмотрении обращений граждан.

Административный договор признается многими учеными-административистами формой управленческой деятельности. Сформулируйте определение и выделите особенности административно-правового договора. Отграничьте его от правовых актов управления и от гражданско-правовых договоров. Назовите основные виды административных договоров.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Административный договор: понятие, сущность, перспективы развития.

2. Особенности порядка подготовки и принятия правовых актов управления федеральных органов исполнительной власти.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

3. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ

4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ

5. КоАП РФ от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ

6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

8. Гражданский процессуальный кодекс РФ (глава 25) от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

9. Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ

10. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763

11. Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15 марта 2000 г. № 511

12.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009

Методические указания

Составной частью и важнейшим элементом управленческого процесса выступает метод деятельности субъектов административного права, который показывает, как реализуются полномочия управляющего субъекта, каким образом он влияет и воздействует на подчиненных лиц и управляемые объекты для достижения своих целей. Переч





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.250.158 (0.015 с.)