Тема № 6: Методы реализации компетенции субъектами административного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 6: Методы реализации компетенции субъектами административного права.



1. Понятие и виды методов деятельности субъектов административного права.

2. Понятие и особенности административного принуждения.

3. Виды административного принуждения.

 

Методические указания

Составной частью и важнейшим элементом управленческого процесса выступает метод деятельности субъектов административного права, который показывает, как реализуются полномочия управляющего субъекта, каким образом он влияет и воздействует на подчиненных лиц и управляемые объекты для достижения своих целей. Перечислите характерные черты метода управления. Охарактеризуйте основные виды методов управления: 1) всеобщие и частные; 2) правовые и неправовые; 3) коллегиальные и единоначальные; 4) экономические и административные; 5) убеждение, принуждение и стимулирование. Назовите основные формы стимулирования: государственные награды, почетные звания, другие меры морального поощрения. Что можно отнести к мерам материального стимулирования?

Во втором вопросе сформулируйте определение и перечислите характерные особенности административного принуждения. Чем административное принуждение отличается от дисциплинарного принуждения?

Охарактеризуйте виды административного принуждения: меры, применяемые в силу государственной необходимости; контрольно-предупредительные меры; административно-восстановительные меры; меры пресечения; меры административной ответственности (административные наказания). Приведите примеры. В чем заключается специфика мер процессуального обеспечения (мер пресечения процессуального характера)? Перечислите их виды.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения.

2. Меры административного принуждения, применяемые судебными приставами и сотрудниками таможенных органов.

3. Меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ

3. Федеральный закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ

4. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1

5. Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. № 3297-1

6. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

7. Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г. № 114-ФЗ

8. Федеральный закон РФ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ

9. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

10. Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» от 18 декабря 2003 г. № 759

Тема № 7: Административная ответственность.

1. Понятие, признаки, цели и функции административной ответственности.

2. Основания административной ответственности.

3. Юридический состав административного правонарушения.

5. Понятие, признаки, цели и сущность административных наказаний

6. Система и виды административных наказаний.

 

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с определения административной ответственности. Назовите признаки административной ответственности и раскройте ее особенности. Проанализируйте цели и функции административной ответственности. В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, т.е. принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения. Раскройте их сущность и содержание.

Во втором вопросе следует четко разграничить понятия «установление» и «применение» административной ответственности. Определите пределы ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Охарактеризуйте основания административной ответственности: нормативное, фактическое и процессуальное. Дайте характеристику Кодексу об административных правонарушениях Пензенской области. Перечислите признаки административного правонарушения и отграничьте его от уголовного преступления.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Разграничьте объект и предмет правонарушения. Выделите общий, родовой (видовой) и непосредственный объект. Анализируя объективную сторону правонарушения, раскройте материальные и формальные составы. Характеристику субъекта правонарушения следует начать с проблемы соотношения понятий «субъект административного правонарушения» и «субъект административной ответственности», а затем назвать общих и специальных субъектов административного правонарушения. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, а иногда мотивом и целью деяния. В чем заключаются особенности субъективной стороны юридического лица? Раскройте особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц.

Административные наказания выступают установленной государством мерой административной ответственности за уже совершенное административное правонарушение. Назовите признаки, цели применения административных наказаний. Раскройте основные гарантии, препятствующие наказанию в административном порядке безвинного в совершении административного правонарушения лица.

В пятом вопросе охарактеризуйте систему и основания классификации административных наказаний. Раскройте виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискацию и возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификацию и административное приостановление деятельности.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Сущность административной ответственности юридических лиц.

5. Отличия административного правонарушения от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.

6. Понятие и задачи административной деликтологии.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

3. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

4. Закон Пензенской области «Кодекс об административных правонарушениях» от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО

 

Тема № 8: Производство по делам об административных правонарушениях.

1. Административный процесс: понятие и виды.

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, принципы.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении.

4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Методические указания

Дайте определение административного процесса и выделите его виды: административно-процедурный и административно-юрисдикционный. В чем заключаются отличия между ними? Охарактеризуйте виды административно-процедурной деятельности: лицензионное, регистрационное, разрешительное производство, производство по подготовке правовых актов управления; и виды административно-юрисдикционной деятельности: производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам.

Во втором вопросе следует дать общую характеристику производства по делам об административных правонарушениях: раскрыть задачи, принципы и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

При ответе на третий вопрос необходимо помнить, что всех субъектов производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на несколько групп: 1) компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (судьи, мировые судьи, административные комиссии при местных администрациях, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы); 2) субъекты, имеющие личный интерес в деле (правонарушитель, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц, защитник и представитель); 3) лица и органы, содействующие осуществлению производства по делу об административном правонарушении (свидетель, эксперт, переводчик, специалист, понятой). Особое место в административно-юрисдикционном процессе занимает прокурор. Назовите основные права и обязанности указанных субъектов. Раскройте основания для отводов участников процесса.

Весь процесс производства по делам об административных правонарушениях имеет несколько процедурных стадий. Дайте определение стадии производства по делу об административном правонарушении. Охарактеризуйте стадию возбуждения дела об административном правонарушении, осветив следующие моменты: поводы к возбуждению, составление протокола об административном правонарушении, проведение административного расследования.

Перечислите вопросы, которые судья, орган, должностное лицо, в чьем ведении находится дело об административном правонарушении, выясняют при подготовке к рассмотрению дела. Назовите основания для отложения рассмотрения дела и основания для возвращения дела об административном правонарушении. Раскройте порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела выносится постановление. Каково его содержание?

Стадия обжалования постановлений включает в себя характеристику процессуальных оснований, субъектов обжалования и видов выносимых решений по жалобам. Раскройте порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений и решений по результатам рассмотрения жалоб.

Исполнению постановлений о наложении административных наказаний посвящены главы 31 и 32 КоАП РФ, которые регламентируют сроки давности исполнения, отсрочку и рассрочку исполнения наказания, основания прекращения исполнения постановления и ряд других вопросов. Раскройте особенности исполнения постановлений о наложении различного рода административных наказаний: административного штрафа, лишения специального права, дисквалификации и т.д.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Лицензионное производство: понятие, особенности, порядок проведения.

2. Разрешительное производство: понятие, особенности, порядок проведения.

3. Поводы и основания для возбуждения дела об административных правонарушениях.

4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

5. Административное расследование по делу об административном правонарушении.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2.Федеральный закон РФ «О прокуратуре» от 17 января 1992 г. № 2202-1

3. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

Тема № 9: Законность и дисциплина в системе правоохранительной деятельности государства.

1. Законность и дисциплина в сфере административно-правового регулирования.

2. Контроль: понятие, признаки, виды. Органы, осуществляющие контрольную деятельность.

3. Надзорная деятельность: понятие, признаки, виды. Органы, осуществляющие надзорную деятельность.

4. Контрольно-надзорная деятельность.

 

Методические указания

Требование соблюдения действующего законодательства всеми субъектами правоотношений является всеобщим принципом организации и деятельности всего государственного аппарата и всех видов государственной деятельности. Вместе с тем законность в управленческой деятельности имеет особую значимость. Объясните, чем это вызвано? В чем заключаются особенности законности в сфере административно-правового регулирования? Отдельно уделите внимание проблеме соотношения законности и целесообразности. Дайте определение понятию «дисциплина». Охарактеризуйте виды дисциплины в сфере административно-правового регулирования: по субъектному, отраслевому и функциональному признакам. В чем заключается взаимосвязь государственной дисциплины с законностью?

Одним из способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности выступает контроль. Перечислите признаки и формы осуществления контрольной деятельности. Охарактеризуйте виды контроля: 1) внутриведомственный и вневедомственный; 2) предварительный, текущий и последующий; 3) документальный и непосредственный. Назовите органы контроля: судебные органы, органы законодательной власти и органы исполнительной власти.

Вторым способом обеспечения законности и государственной дисциплины является надзор. Перечислите его признаки и правовые формы. Раскройте виды надзорной деятельности: 1) надзор прокуратуры (общий надзор); 2) административный надзор, осуществляемый органами полиции, внутренними войсками и другими подразделениями системы МВД; 3) функциональный.

При ответе на последний вопрос следует учитывать, что в контрольно-надзорную деятельность входят как элементы надзора, так и элементы контроля. Назовите признаки контрольно-надзорной деятельности. Перечислите органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность.

Темы докладов и рефератов:

1. Государственный контроль органов судебной власти.

2. Государственный контроль органов законодательной власти.

3. Сущность, формы и особенности прокурорского надзора.

4. Специфика осуществления государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ «О полиции» от 07 февраля 2011г № 3-ФЗ

3.Федеральный закон РФ «О прокуратуре» от 17 января 1992 г. № 2202-1

4. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

5. Федеральный закон РФ «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 г. № 27- ФЗ

6. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61- ФЗ

7. Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

 

II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.027 с.)