Переходная экономика как объект экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переходная экономика как объект экономической теории.



 

Объективные предпосылки признания ступенчатого характера пере- ходных этапов общественной эволюции, признания значительным коли- чеством ученых в истории науки, что означает признание исторического характера развития экономики в её диалектике.

 

Эта непрерывность, включает в себя постоянное совершенствование средств труда, технологии, организационных форм производства и самого человека как главной производительной силы и субъекта общественных отношений. Она предполагает постепенность становления каждой истори- ческой ступени и означает, что экономика в обществе не прекращает сво- его функционирования ни в период зарождения каждой новой ступени, ни в период ее нисходящего движения.

 

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехо- да общества от одной исторической ступени к другой, она характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от «обычной» экономики той или другой ступени.

 

Основные черты переходной экономики как особенного ее состоя- ния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Если для каж- дой системы, или органической эпохи, по Сен-Симону, это прежде всего есть изменения функционирования, то для переходной экономики это по преимуществу есть изменения развития. Отсюда первая черта – характер-

 

ная неустойчивость переходной экономики. Во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения, но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равно- весное состояние. Ярким примером подобного механизма может служить картина циклического развития капиталистической экономики. На это специально обращает внимание Н. Кондратьев (1892-1938). Характеризуя учение физиократов, классическую школу, в том числе школу Маркса, и др. он относит их к статическим теориям в том смысле, что они исходят из концепции равновесия рассматриваемой ими системы. Что касается мар- жина-листского направления, то оно поставило проблему равновесия в центр анализа. Переходная экономика характерна изменениями иного по- рядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчи- вое состояние. Изменения развития в переходной экономике носят «без- возвратный» характер. Они призваны усиливать неустойчивость сущест- вующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.

 

Вторая черта, вытекающая из первой, – альтернативный характер развития переходной экономики. Это означает, что итоги развития пере- ходной экономики могут быть вариантны. Это вытекает из природы пере- ходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового со- стояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

 

Альтернативный характер перехода крайне важно иметь в виду, осо- бенно в случаях, когда общество имеет возможность оказать то или иное влияние на процесс перехода, с тем чтобы попытаться обеспечить наибо- лее благоприятный для него вариант. Речь идет именно об альтернативах

 

развития, т. е. переходная экономика со всеми своими изменениями обяза-

 

тельно должна перерасти в какое-то другое, но новое состояние.

 

Третья черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется «смешанность» старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе «смешанное» содер- жание, уже выражает противоречие с традиционными системными фор- мами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней сис- темы. Такова, например, форма денежной феодальной ренты, которая и в качественном и в количественном отношениях не отвечает содержанию феодальных отношений личной зависимости.

 

Четвертая черта – особый характер противоречий в переходной эко- номике. Это противоречия не функционирования, а развития, т. е. нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъек- тами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена пе- реходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально- политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь рез- ким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально- политическими преобразованиями. Переходность эпохи (ее неустойчи- вость, неопределенность), очевидное обострение социальных противоре- чий получают неоднозначное отражение в экономической науке.

 

Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историч- ность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим ха- рактером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество пе- реходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д.

 

Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково пере- ходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивили- зации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны. Все это означает, что даже известные, общие для переходной экономики зако- номерности должны получать разные формы проявления в различных ус- ловиях, поэтому специальный анализ переходной экономики не дает кон- кретных моделей, которые можно было бы применить при любых обстоя- тельствах.

 

Внимание науки к этим процессам означает и некоторые особенно- сти их теоретического отражения в виде определенной абстрактной схе- мы, или научной системы категорий. Решение такой задачи связано с соз- данием теории переходной экономики, которая оказывается частной тео- рией в рамках общей теории (политической экономии). Поэтому и пред- мет исследования в теории переходной экономики являются экономиче- ские отношения людей.

 

Поскольку речь идет о теории, то научное отображение переходной экономики подчиняется общим требованиям теоретических построений. Кроме того теория переходной экономики должна иметь и определенную структуру. Элементами этой структуры можно было бы назвать следую- щее. Во-первых, общие черты всякой переходной экономики. Во-вторых, системное выражение этих черт, раскрывающее их субординацию, в том числе субординацию переходных форм. В-третьих, закономерности функ- ционирования переходной экономики, т. е. характер связей нового и старого, механизм завершения перехода от одной системы к другой. В-четвертых, характеристика форм единства и общего и особенного, в чем прежде всего должна проявляться тесная связь абстрактной теории с прак- тикой переходной экономики в тех или иных условиях.

 

53. Либерализация цен и реформа ценообразования.

 

Либерализа́ция цен или 'отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования

 

Либерализация цен в начале 90-х годов и ее последствия

Суть практически принятой в 1990 году программы реформы ценообразования состоит в трех ключевых положениях.

 

Первое. Все цены представляют взаимоувязанную систему различных видов цен: оптовых, закупочных и розничных цен, и пересматривать их надо взаимосвязано и, в основном, одновременно.

 

Второе. Учитывая, что на первом этапе государственный сектор будет занимать ведущие позиции в экономике, вполне естественно, что большая часть цен устанавливается государственными органами ценообразования. Поэтому возможен и целесообразен единовременный пересмотр цен с целью ликвидации наиболее острых деформаций в системе и приведение цен в соответствие со сложившимся уровнем общественно необходимых затрат и в определенной мере с пропорциями мировых цен.

 

Третье. Пересмотр цен создает условия для развития важнейшего принципа товарно-денежных отношений, их эквивалентности и перехода к рыночным методам ценообразования. Начиная с 1991—1992 гг. на базе новых цен проводился комплекс мер по разгосударствлению политики цен, переносу центра тяжести на предприятия, их саморазвитию на основе активизации роли цен. При этом исходили из того, что в регулируемой рыночной экономике будут применяться: государственные фиксированные цены и тарифы; регулируемые цены и тарифы; договорные цены и тарифы.

 

К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики в рыночную. Попытка повышения эффективности работы аграрно-промышленного комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в 1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции.

 

Реформы не содержали в себе механизма трансформации плановой экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно ясными.

 

Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал oпережaть увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства. Этот процесс в российской экономике продолжается. В рыночной экономике такое явление определяется как недопустимое, а цены, при которых начинается сокращение платежеспособного спроса и объемов производства, рассматриваются как запретительные.

 

Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов, производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства снизился на 13 пунктов.

 

Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса.

 

Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.

 

В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.

 

В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос и предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения производителей: предприятия снижают издержки и цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой возможности, поэтому события стали развиваться по второму пути.

 

В силу законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт. Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.

 

Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль, компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы

 

Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

 

В экономике, где не действуют законы стоимости, спроса и предложения, а ценообразование имеет монопольный характер, соотношение цен носит искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного спроса, не стимулирует увеличение объема.

3. Государственное регулирование цен в российской экономике

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

 

Политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

 

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

 

В настоящее время законодательство в сфере регулирования цен совершенствуется.

 

Процесс ценообразования на современном этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

 

1. Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;

 

2. Гражданским кодексом РФ (ст. 424 "Цена", ст. 426 "Публичный договор", гл. 28 "Заключение договора" и др.), в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;

 

3. Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28);

 

4. Указом Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять и утверждать с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

 

5. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в ред. от 20.08.01 г.), которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 

6. Федеральным законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 04.08.2000 г.), которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

 

7. Федеральным законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

 

8. Постановлением Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", которым предусмотрен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий;

 

9. Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий", которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монополий;

 

10. Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7-982), которыми определен порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.03 с.)