Экономическая роль государства. Экономические функции государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая роль государства. Экономические функции государства.



Экономическая функция тесно связана с другими функциями, которые выполняет государство, поэтому важно рассмотреть их виды.

 

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства - это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа. Исходя из названных выше задач можно выделить внутренние и внешние функции.[8,с.44] С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство к внутренним функциям белорусского государства следует отнести экономическую, идеологическую, социальную, экологическую, культурную функции и функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан.

 

1. Экономическая функция заключается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Это выражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике государства. При этом важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономические отношения, особенно в сферу предпринимательства.

 

В учебных изданиях некоторые исследователи в качестве самостоятельной внутренней функции государства выделяют функцию налогообложения (или функцию финансового контроля). На наш взгляд, осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, и выделять в качестве самостоятельной функцию налогообложения нецелесообразно.

 

2. Идеологическая функция выражается в деятельности государства по научной разработке и поддержке определенной идеологии, в том числе политической, нравственной, религиозной направленности образования, развития культуры, деятельности средств массовой информации. (Ст. 4, 16, 31 Конституции Республики Беларусь.)

 

3. Социальная функция призвана обеспечить социальную защищенность каждого человека, нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ.

 

Существует даже концепция «социального государства». Под ним понимается государство, которое постоянно заботится о благополучии своих граждан. Не случайно эта теория нашла отражение в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации. Так, согласно части первой ст. 7 Основного Закона России «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь -... социальное правовое государство». В Беларуси как социальном государстве «...каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». (Ст. 21 Основного Закона Республики Беларусь.)

 

4. Функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан выражается в обеспечении принципа разделения властей, создании условий для точного и неуклонного исполнения норм Конституции страны, закрепляющих права и свободы человека, гарантировании равенства всех перед законом, во всемерной охране существующего правопорядка.

 

5. Экологическая функция состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательствах перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др. (Ст. 45, 46 Конституции Республики Беларусь.)

 

6. Культурную функцию составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры всех национальных общностей, литературы, искусства, кино, средств массовой информации, науки, образования и др. (См. ст. 15, 49, 51 Конституции Республики Беларусь.)[5,с.109-111]

 

Глава II. Понятие и виды экономических функций государства

 

Существование стабильного государства невозможно без эффективно развитой экономики, поэтому важно отметить взаимосвязь между этими общественными явлениями. С давних времён лучшие умы человечества бились над поисками «золотой середины» в отношениях государства и экономики. В разные эпохи отношение к экономике было неоднозначным, ведь с развитием общества развивалась и наука. Подходы были усовершенствованы и больше не строились на предположениях, как, например, в период формирования первых государств. Современные государства в большинстве своём стремятся к установлению и развитию в масштабах своей страны рыночной экономики, поэтому большинство современных авторов рассматривают вопросы экономической функции государства и вмешательства его в экономику именно на примере рыночного уклада хозяйства. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в его распоряжении имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие. Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

32. Прогнозирование, программирование, индикативное планирование.

 

Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

Прогнозирование есть составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.

Разработка экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.

Объекты прогнозирования и виды прогнозов.

В состав разрабатываемых прогнозных документов входят:

А. Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:

- демографическая ситуация в стране,

- состояние природной среды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы,

- состояние научно технических достижений и их внедрения в производство,

- величина и динамика спроса населения на товары и услуги,

- прогнозы основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций,

- прогнозы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

Б. Комплексный экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. К комплексным прогнозам можно также отнести прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.

Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:

Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.

Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и вы­полнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные ин­струменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, програм­мирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

 

Индикативное планирование направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Оно отличается от директивного планирования не только меньшим числом и укрупненным характером показателей и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носят обязательного характера для частных и смешанных предприятий, а служат для них ориентиром. Для предприятий государственного сектора и государственных органов управления эти показатели обязательны. Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год. Оно широко используется во многих зарубежных странах.

Каковы функции индикативного планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегических планов. Во-вторых, производится увязка индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, в результате чего реализация этих индикаторов и воздействие на них государства становятся более конкретными и реальными. В-третьих, оно приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана. Это создает условия для повышения заинтересованности предприятий любой формы собственности в реализации индикативного плана.

Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов. Целевая программа — это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой. Новым инструментом государственного регулирования социально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие ресурсы на решении приоритетных социальных проблем.

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности корпораций. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.

Таким образом, прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно взаимосвязаны и играют ключевую роль в государственном регулировании развития рыночной экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.019 с.)