Управление в командной и рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление в командной и рыночной экономике



Управление в командной экономике

В плановой экономике централизованное планирование является директивным, т.е. обязательным для всех участ­ников экономического процесса. Поэтому плановую эконо­мику часто называют командной.

В нашей стране эта система действовала на протяжении более 60 лет. Основу этой системы составляла обществен­ная собственность на все природные и производственные ресурсы. Экономика должна была развиваться по едино­му, обязательному для всех народнохозяйственному пла­ну, а все крупные хозяйственные решения принимались эко­номическим центром.

Управляющее воздействие центра осуществлялось че­рез решение следующих задач:

• установление всем предприятиям страны заданий по производству. Каждое предприятие получало из цен­тра подробный план с указанием ассортимента и объе­мов производства продукции.

Планы разрабатывались не только для всех предприя­тий, учебных заведений, больниц и т.д., но и для всех от­раслей экономики — промышленности, сельского хозяй­ства, транспорта;

• установление хозяйственных связей между поставщи­ками и потребителями продукции. Центр определял, кому производитель должен продать свой товар, а у кого купить необходимые для производства ресурсы;

• регулирование потребления товаров. Центр устанав­ливал цены на товары и услуги, а также размер зара­ботной платы работающих в народном хозяйстве.

Роль экономического центра выполняли в нашей стра­не два главных экономических органа — Госплан и Гос­снаб. Госплан устанавливал всем отраслям задания по про­изводству, а Госснаб контролировал все хозяйственные свя­зи между предприятиями. Конечно, силами одного эконо­мического центра управлять всеми предприятиями страны невозможно. Поэтому к составлению планов подключались отраслевые министерства. Они выполняли роль центра для своих отраслей. Также при составлении планов опирались на Госпланы и Госснабы республик, которые выступали в роли центра на своих территориях.

Таким образом, решение всех задач экономического раз­вития в командной экономике было сосредоточено в руках государственных органов. Экономика управлялась центра­лизованно.

Такое управление порождало множество проблем как у самого центра, так и у производителей и потребителей. Ка­кие же это проблемы?

В экономике производятся товары огромного количе­ства наименований. Центру нужно было знать, сколько и каких товаров производить, чтобы определить плановые за­дания множеству производителей. Нужно было знать количество ресурсов, имеющихся для производства всех то­варов, и количество ресурсов, которое потребуется добыть или купить у другой страны. Все это требовало переработ­ки огромного объема информации, предопределяло ошиб­ки в планировании. Между планами и реальностью образо­вывался большой «разрыв», который проявлялся во всеоб­щем дефиците, с одной стороны, и производстве никому не нужной продукции, с другой. Планы в централизован­ной системе были негибкими, не успевали за изменениями в реальной жизни. Планы составлялись на длительные про­межутки времени — 5 лет, внести какие-либо изменения в план было почти невозможно. Любое изобретение, не «по­павшее в план», не могло широко использоваться в эконо­мике.

В плановой экономике отсутствовала экономическая сво­бода производителей. Как уже было сказано, все показате­ли хозяйственной деятельности «спускались сверху». Центр «прикреплял» к предприятию конкретного поставщика, ру­ководству можно было не опасаться за сбыт произведен­ной продукции, ибо получено плановое задание на ее про­изводство. Главное — выполнить план любой ценой; так как невыполнение строго наказывалось центром. В этой борьбе за выполнение напряженных плановых заданий было некогда заниматься качеством товаров и услуг, техничес­ким усовершенствованием производства, его эффективно­стью. Управление предприятием в условиях отсутствия эко­номической свободы сводилось, таким образом, к реализа­ции главной цели — выполнению плана; все управленчес­кие решения были направлены на это. Само государство не справлялось с задачей управления экономикой, а экономи­ческая система становилась малоэффективной, дефицитной и отсталой.

Управление в рыночной экономике

В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основ­ной принцип— принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь соб­ственниками факторов производства, самостоятельно при­нимают решения, что, как, сколько и для кого произво­дить. Рыночная система экономических отношений осно­вана на свободном обмене между продавцами и покупате­лями. Никто не принуждает их заключать сделки. Субъек­ты хозяйствования существуют в конкурентной среде, вы­жить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуг. Деятельность в рыночной экономике свя­зана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные реше­ния — возможная потеря собственности. Поскольку фир­мы плановых заданий не получают, управление в этих ус­ловиях решает следующие проблемы:

• ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;

• производство тех видов товаров, которые пользуют­ся большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;

• обеспечение эффективности деятельности. Рассмотрим в общих чертах понятие «эффективность* —

наиболее важное понятие в экономике. Оно происходит от слова «эффект*. В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производ­ственного процесса благодаря новой технологии.

Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвав­шими этот эффект, то получим формулу эффективности:

Эффективность =эффект/затраты

Эффективное управление фирмой должно вести к эф­фективности работы фирмы и отдельных сторон ее деятель­ности.

Все сказанное выше не означает, что государство не вме­шивается в хозяйственную жизнь общества. Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству. В государственном секторе имеется определенное число предпри­ятий, и государство само участвует в бизнесе. Такая эконо­мика, в которой рынок регулируется, называется смешан­ной. Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяй­ствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих ре­шений и действий. Деятельность по управлению в услови­ях рынка носит название менеджмента. С ним мы и будем знакомиться в последующих разделах.

Что такое менеджмент?

Сегодня слово «менеджмент» знают все, ибо оно за ко­роткое время прочно вошло в словарный запас русского язы­ка. В переводе с английского это слово (management) звучит как «управление». Многие из тех, кто раньше занимался производством, теперь объявляют себя специалистами в об­ласти менеджмента.

Можно ли считать, что английское понятие «менедж­мент» и русское «управление» и соответственно «менеджер» и «руководитель» — это одно и то же?

Когда американцы или европейцы говорят о менедж­менте, то они подразумевают менеджера — человека, субъекта управления, который действует в рыночных струк­турах. Речь идет о тех организациях, которые заняты биз­несом. Бизнес направлен на получение прибыли путем со­здания и реализации определенной продукции и услуг. Зна­чит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными корпорациями. Но бизнес­мен и менеджер — не одно и то же. Бизнесмен — это чело­век, который «делает деньги», владелец капитала, находя­щегося в обороте и приносящего доход. Бизнесмен — дело- вой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который может не занимать никакой посто­янной должности в корпорации, однако является владель­цем ее акций. Когда говорят о менеджере, то, как правило, имеют в виду менеджера-профессионала, прошедшего спе­циальную подготовку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпорации.

Менеджеры работают на всех «эшелонах» управления, и по американским понятиям в задачу менеджера входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

На западных предприятиях различают:

• Top management, т. е. высшее звено управления (ге­неральный директор и другие члены правления);

• Middle management — среднее звено управления (ру­ководители управлений и самостоятельных отделов);

• Lover management — низшие звенья управления (ру­ководители подотделов и других аналогичных им под­разделений).

Имеется в виду, что руководство различного уровня есть ив правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от прочих видов управле­ния тем, что целью предприятия, а следовательно, и зада­чей его управления является производство товаров или удов­летворение социальных потребностей через рынок.

Следует провести сравнение и таких понятий, как «ме­неджер» и «предприниматель». Предпринимателем называ­ют человека, предпринимающего что-то по собственной ини­циативе, действующего под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и сред­ства. В этом смысле предпринимателями можно назвать И.В. Цветаева — создателя и первого директора Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Тура Хейердала, предпринявшего знаменитые путешествия на «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрисе», П.М. Третьякова — основателя Тре­тьяковской галереи в Москве и многих других известных людей, имена которых в нашем сознании никак не связыва­ются со словом «предпринимательство». В более узком смысле предпринимательство — это частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реа­лизует нововведения, вкладывает собственные средства в но­вое дело, принимая на себя личный риск.

Если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю ру­ководства, то различие между ним и предпринимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, чтобы добиться изменений и совершенствования. Такой стиль управления является предпринимательским, а сам менед­жер — предприимчивым.

Менеджмент — понятие очень емкое. Мы его опреде­лили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприяти­ем. Широко известно такое определение менеджмента — умение достигать поставленных целей, используя труд, ин­теллект и мотивы поведения других людей. В данном оп­ределении «скрыто» содержание этой деятельности. Разбе­рем это определение.

Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сде­лать, и уметь применить свои знания на практике. В менедж­менте есть свои приемы. Это не что иное, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производ­ством с целью повышения его эффективности и прибыльнос­ти. Этому можно научиться, менеджмент является наукой.

Достигать. В менеджменте необходимо не просто ста­раться изо всех сил, а именно достигать. Пока мы не доби­лись желаемого результата, мы не можем считать, что на­учились управлять.

Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и поставлены верно, иначе все предыдущее теряет смысл. Ос­нователь школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор оп­ределял умение ставить и реализовывать цели как искусст­во точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Главное в менеджменте — ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия.

Используя труд, интеллект и мотивы поведения лю­дей. Предприятие — это прежде всего люди. Поэтому ме­неджмент — это организация работы людей, сотрудников. И она должна быть такой, чтобы в максимальной степени соответствовать потребностям сотрудников, активизировать их работу в повышать эффективность их труда.

Работа с людьми всегда очень сложна. Ведь каждый име­ет свои психологические особенности, способности, недо­статки, которые в разных конкретных ситуациях проявля­ются по-разному. Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе будут получать новое «звучание». Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера. Все это гово­рит о том, что менеджмент с полным правом можно счи­тать не только наукой, но и искусством.

Поскольку именно менеджеры управляют организаци­ей, то менеджмент нередко идентифицируют с менедже­рами — определенной категорией людей. Также менедж­ментом обозначают аппарат управления или специфичес­кий орган функционирующего коммерческого предприя­тия. Любое предприятие имеет такой орган, т. е. имеет руководство, или менеджмент. Руководство данного пред­приятия представляет его в обществе; успехи и неудачи предприятия — это прежде всего успехи и неудачи менедж­мента.

Таким образом, менеджмент определяется как:

• вид деятельности;

• наука и искусство;

• категория людей;

• орган или аппарат управления.

В дальнейшем термины «управление» и «менеджмент» мы будем употреблять как равнозначные. 1.4. Роль менеджмента, его задачи

Роль менеджмента

Хотя возникновение менеджмента относят к концу XIX века, роль его была осознана лишь в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, об­ласть знаний —самостоятельной дисциплиной, асоциальный слой менеджеров превратился во влиятельную обществен­ную силу. В связи с возросшей ролью менеджмента загово­рили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрас­тает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-тех­ническим потенциалом. По своей мощи эти корпорации со­поставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и бан­ки составляют основу не только экономической, но и поли­тической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти целых регионов. Крупнейшие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения мате­риальных благ, владеют огромным информационным по­тенциалом. Решения менеджеров таких корпораций опреде­ляют судьбы миллионов людей.

Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой ры­ночной экономике это 95 % всех фирм, а для большинства населения — это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного

менеджмента.

Роль менеджмента для работающего в условиях рын­ка, конкурентной среды предприятия сложно переоценить. Успешная деятельность на товарном рынке в острой кон­курентной борьбе требует знания механизмов эффектив­ной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации — резуль­тат продуманной деятельности руководства и персонала компании. Анализ состояния российского рынка показывает, что в результате острой конкуренции в России ежегодно прекра­щают деятельность около 250 000 юридических лиц. Работа по схеме «кредит (деньги)—продукт (изготовление или при­обретение)—продажа (деньги с приращением)» в режиме жесткой конкуренции без привлечения и. участия специалис­тов по менеджменту перестала «работать», По данным Аме­риканского института экономики, до 70 % прибыли пред­приятия получают за счет управления организацией и подго­товки (отбора) кадров соответствующей квалификации.

Задачи менеджмента

Самой главной задачей менеджмента является обеспече­ние существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы это было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными ис­следованиями, выявлять настоящие и прогнозировать буду­щие потребности своих реальных и потенциальных потреби­телей;, хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они за­дают те параметры, которые необходимо превзойти. Важно знать, чего ожидают клиенты от фирмы сегодня, чего будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется маркетин­гом. Рынок очень подвижен, он все время меняется, следо­вательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагиро­вание фирмы на все рыночные изменения. Следовательно, общая задача менеджмента разворачивается в конкретные за­дачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга.

Еще одной конкретной задачей является обеспечение ин­новаций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более вы­сокого качества, на более приемлемых для клиентов усло­виях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все из­менения в работе предприятия в лучшую сторону. В современных условиях существования глобальных проблем, одной из которых является экологическая, руко­водство обязано уделять особое внимание уменьшению за­грязнения окружающей среды и рациональному использо­ванию материальных ресурсов. Это еще одна конкретная задача менеджмента.

Нельзя забывать, что важнейшим элементом производ­ственного процесса на предприятии являются люди. И за­дача менеджмента — организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отноше­ний между людьми, содействовать профессиональному росту персонала; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетво­рены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается.

Итак, основная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной си­лой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Менеджмент как наука

До сих пор мы рассматривали менеджмент как практи­ческую деятельность и даже привели некоторые способы расчета ее экономической эффективности. Между тем ме­неджмент — это область человеческих знаний, которые по­зволяют осуществлять управленческую функцию. Эти на­учные знания составляют теоретическую базу практики уп­равления. Менеджмент занимается, в отличие от управле­ния производством, не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человечес­ким аспектом. Это скорее социально-гуманитарная, неже­ли технико-экономическая дисциплина, ибо в центре ее вни­мания — человек.

Менеджмент — наука, которая входит в разряд приклад­ных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новы­ми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психо­логия личности и социальная психология, инженерная со­циология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером — Соединенные Штаты Америки, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения: в Япо­нии всего 3 школы бизнеса. Но это ни в коей мере не озна­чает, что у японцев плохой менеджмент. Просто он там другой, и о нем речь будет позже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.034 с.)