Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление в командной и рыночной экономике↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление в командной экономике В плановой экономике централизованное планирование является директивным, т.е. обязательным для всех участников экономического процесса. Поэтому плановую экономику часто называют командной. В нашей стране эта система действовала на протяжении более 60 лет. Основу этой системы составляла общественная собственность на все природные и производственные ресурсы. Экономика должна была развиваться по единому, обязательному для всех народнохозяйственному плану, а все крупные хозяйственные решения принимались экономическим центром. Управляющее воздействие центра осуществлялось через решение следующих задач: • установление всем предприятиям страны заданий по производству. Каждое предприятие получало из центра подробный план с указанием ассортимента и объемов производства продукции. Планы разрабатывались не только для всех предприятий, учебных заведений, больниц и т.д., но и для всех отраслей экономики — промышленности, сельского хозяйства, транспорта; • установление хозяйственных связей между поставщиками и потребителями продукции. Центр определял, кому производитель должен продать свой товар, а у кого купить необходимые для производства ресурсы; • регулирование потребления товаров. Центр устанавливал цены на товары и услуги, а также размер заработной платы работающих в народном хозяйстве. Роль экономического центра выполняли в нашей стране два главных экономических органа — Госплан и Госснаб. Госплан устанавливал всем отраслям задания по производству, а Госснаб контролировал все хозяйственные связи между предприятиями. Конечно, силами одного экономического центра управлять всеми предприятиями страны невозможно. Поэтому к составлению планов подключались отраслевые министерства. Они выполняли роль центра для своих отраслей. Также при составлении планов опирались на Госпланы и Госснабы республик, которые выступали в роли центра на своих территориях. Таким образом, решение всех задач экономического развития в командной экономике было сосредоточено в руках государственных органов. Экономика управлялась централизованно. Такое управление порождало множество проблем как у самого центра, так и у производителей и потребителей. Какие же это проблемы? В экономике производятся товары огромного количества наименований. Центру нужно было знать, сколько и каких товаров производить, чтобы определить плановые задания множеству производителей. Нужно было знать количество ресурсов, имеющихся для производства всех товаров, и количество ресурсов, которое потребуется добыть или купить у другой страны. Все это требовало переработки огромного объема информации, предопределяло ошибки в планировании. Между планами и реальностью образовывался большой «разрыв», который проявлялся во всеобщем дефиците, с одной стороны, и производстве никому не нужной продукции, с другой. Планы в централизованной системе были негибкими, не успевали за изменениями в реальной жизни. Планы составлялись на длительные промежутки времени — 5 лет, внести какие-либо изменения в план было почти невозможно. Любое изобретение, не «попавшее в план», не могло широко использоваться в экономике. В плановой экономике отсутствовала экономическая свобода производителей. Как уже было сказано, все показатели хозяйственной деятельности «спускались сверху». Центр «прикреплял» к предприятию конкретного поставщика, руководству можно было не опасаться за сбыт произведенной продукции, ибо получено плановое задание на ее производство. Главное — выполнить план любой ценой; так как невыполнение строго наказывалось центром. В этой борьбе за выполнение напряженных плановых заданий было некогда заниматься качеством товаров и услуг, техническим усовершенствованием производства, его эффективностью. Управление предприятием в условиях отсутствия экономической свободы сводилось, таким образом, к реализации главной цели — выполнению плана; все управленческие решения были направлены на это. Само государство не справлялось с задачей управления экономикой, а экономическая система становилась малоэффективной, дефицитной и отсталой. Управление в рыночной экономике В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип— принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями. Никто не принуждает их заключать сделки. Субъекты хозяйствования существуют в конкурентной среде, выжить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуг. Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения — возможная потеря собственности. Поскольку фирмы плановых заданий не получают, управление в этих условиях решает следующие проблемы: • ориентация на спрос и конъюнктуру рынка; • производство тех видов товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли; • обеспечение эффективности деятельности. Рассмотрим в общих чертах понятие «эффективность* — наиболее важное понятие в экономике. Оно происходит от слова «эффект*. В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии. Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвавшими этот эффект, то получим формулу эффективности: Эффективность =эффект/затраты Эффективное управление фирмой должно вести к эффективности работы фирмы и отдельных сторон ее деятельности. Все сказанное выше не означает, что государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества. Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству. В государственном секторе имеется определенное число предприятий, и государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок регулируется, называется смешанной. Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих решений и действий. Деятельность по управлению в условиях рынка носит название менеджмента. С ним мы и будем знакомиться в последующих разделах. Что такое менеджмент? Сегодня слово «менеджмент» знают все, ибо оно за короткое время прочно вошло в словарный запас русского языка. В переводе с английского это слово (management) звучит как «управление». Многие из тех, кто раньше занимался производством, теперь объявляют себя специалистами в области менеджмента. Можно ли считать, что английское понятие «менеджмент» и русское «управление» и соответственно «менеджер» и «руководитель» — это одно и то же? Когда американцы или европейцы говорят о менеджменте, то они подразумевают менеджера — человека, субъекта управления, который действует в рыночных структурах. Речь идет о тех организациях, которые заняты бизнесом. Бизнес направлен на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными корпорациями. Но бизнесмен и менеджер — не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Бизнесмен — дело- вой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций. Когда говорят о менеджере, то, как правило, имеют в виду менеджера-профессионала, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпорации. Менеджеры работают на всех «эшелонах» управления, и по американским понятиям в задачу менеджера входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему. На западных предприятиях различают: • Top management, т. е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления); • Middle management — среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов); • Lover management — низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений). Имеется в виду, что руководство различного уровня есть ив правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от прочих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и задачей его управления является производство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок. Следует провести сравнение и таких понятий, как «менеджер» и «предприниматель». Предпринимателем называют человека, предпринимающего что-то по собственной инициативе, действующего под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства. В этом смысле предпринимателями можно назвать И.В. Цветаева — создателя и первого директора Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Тура Хейердала, предпринявшего знаменитые путешествия на «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрисе», П.М. Третьякова — основателя Третьяковской галереи в Москве и многих других известных людей, имена которых в нашем сознании никак не связываются со словом «предпринимательство». В более узком смысле предпринимательство — это частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск. Если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, то различие между ним и предпринимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, чтобы добиться изменений и совершенствования. Такой стиль управления является предпринимательским, а сам менеджер — предприимчивым. Менеджмент — понятие очень емкое. Мы его определили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприятием. Широко известно такое определение менеджмента — умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В данном определении «скрыто» содержание этой деятельности. Разберем это определение. Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике. В менеджменте есть свои приемы. Это не что иное, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Этому можно научиться, менеджмент является наукой. Достигать. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока мы не добились желаемого результата, мы не можем считать, что научились управлять. Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и поставлены верно, иначе все предыдущее теряет смысл. Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял умение ставить и реализовывать цели как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Главное в менеджменте — ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия. Используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предприятие — это прежде всего люди. Поэтому менеджмент — это организация работы людей, сотрудников. И она должна быть такой, чтобы в максимальной степени соответствовать потребностям сотрудников, активизировать их работу в повышать эффективность их труда. Работа с людьми всегда очень сложна. Ведь каждый имеет свои психологические особенности, способности, недостатки, которые в разных конкретных ситуациях проявляются по-разному. Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе будут получать новое «звучание». Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера. Все это говорит о том, что менеджмент с полным правом можно считать не только наукой, но и искусством. Поскольку именно менеджеры управляют организацией, то менеджмент нередко идентифицируют с менеджерами — определенной категорией людей. Также менеджментом обозначают аппарат управления или специфический орган функционирующего коммерческого предприятия. Любое предприятие имеет такой орган, т. е. имеет руководство, или менеджмент. Руководство данного предприятия представляет его в обществе; успехи и неудачи предприятия — это прежде всего успехи и неудачи менеджмента. Таким образом, менеджмент определяется как: • вид деятельности; • наука и искусство; • категория людей; • орган или аппарат управления. В дальнейшем термины «управление» и «менеджмент» мы будем употреблять как равнозначные. 1.4. Роль менеджмента, его задачи Роль менеджмента Хотя возникновение менеджмента относят к концу XIX века, роль его была осознана лишь в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний —самостоятельной дисциплиной, асоциальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу. В связи с возросшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. По своей мощи эти корпорации сопоставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти целых регионов. Крупнейшие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей. Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой рыночной экономике это 95 % всех фирм, а для большинства населения — это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента. Роль менеджмента для работающего в условиях рынка, конкурентной среды предприятия сложно переоценить. Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизмов эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации — результат продуманной деятельности руководства и персонала компании. Анализ состояния российского рынка показывает, что в результате острой конкуренции в России ежегодно прекращают деятельность около 250 000 юридических лиц. Работа по схеме «кредит (деньги)—продукт (изготовление или приобретение)—продажа (деньги с приращением)» в режиме жесткой конкуренции без привлечения и. участия специалистов по менеджменту перестала «работать», По данным Американского института экономики, до 70 % прибыли предприятия получают за счет управления организацией и подготовки (отбора) кадров соответствующей квалификации. Задачи менеджмента Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы это было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей;, хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они задают те параметры, которые необходимо превзойти. Важно знать, чего ожидают клиенты от фирмы сегодня, чего будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется маркетингом. Рынок очень подвижен, он все время меняется, следовательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагирование фирмы на все рыночные изменения. Следовательно, общая задача менеджмента разворачивается в конкретные задачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга. Еще одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения в работе предприятия в лучшую сторону. В современных условиях существования глобальных проблем, одной из которых является экологическая, руководство обязано уделять особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов. Это еще одна конкретная задача менеджмента. Нельзя забывать, что важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента — организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать профессиональному росту персонала; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается. Итак, основная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке. Менеджмент как наука До сих пор мы рассматривали менеджмент как практическую деятельность и даже привели некоторые способы расчета ее экономической эффективности. Между тем менеджмент — это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. Эти научные знания составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Это скорее социально-гуманитарная, нежели технико-экономическая дисциплина, ибо в центре ее внимания — человек. Менеджмент — наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы. Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером — Соединенные Штаты Америки, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения: в Японии всего 3 школы бизнеса. Но это ни в коей мере не означает, что у японцев плохой менеджмент. Просто он там другой, и о нем речь будет позже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.190.118 (0.016 с.) |