Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационно-предпринимательскую направленность.

Поиск
Название разделов, групп занятий, отдельных занятий) имеющих непосредственно практико-ориентированную, инновационно-технологическую и/или инновационно-предпринимательскую направленность Активный/интерактивный метод
Тема 2. Развитие представлений о предмете психологии (Раздел 1) Дебаты Проблема: История психологии не совпадает с эволюцией философских учений о душе. Означает ли это, что в интересах научного прогресса, радикально изменившего объяснение явлений, некогда названных словом «душа», следует отказаться от термина «психология», хранящего память об этом древнем слове-понятии? (Раздел 1
Тема 3. Историческое введение в психологию (Раздел 1) Технология развития критического мышления. Представление материала в схемах и таблицах.
Тема 4. Этапы развития психологии Деловая игра в форме научной конференции
Тема 5. Естественно-научные основы психологии (Раздел 1) Технология позиционного обучения (Н.Е. Веракса). Подготовка эссе.
Тема 6. Специфика психического отражения (Раздел 1) Разработка мультимедийной презентации по теме.
Тема 7. Методологические основы психологии (Раздел 1). Технология развития критического мышления. Представление материала в схемах и таблицах.
Тема 8 Фундаментальные проблемы психологии. (Раздел 1) Дебаты Проблема: Новый взгляд на старые проблемы
Тема 11 Основные принципы познания интегральной индивидуальности. (Раздел 1) Деловая игра в форме научной конференции Проблема: Определить какими основными методологическими принципами должен руководствоваться исследователь в процессе организации исследования целостной индивидуальности
Тема 14. Этап редукционизма и интегратизма в учении о типах темперамента (Раздел 1) Дискуссия двух групп-оппонентов, стоящих на позициях редукционизма и интегратизма Проблема: Доказать необходимость двух подходов, определить их слабые и сильные стороны
Тема 13. Культурно-исторические и индивидуально-психологические детерминанты восприятия (Раздел 2) Дебаты Проблема: Установить какие детерминанты являются определяющими для вочприятия
Тема 16. Внимание как механизм мобилизации для оптимального выполнения деятельности (Раздел 2) Круглый стол Проблема: Определить какие механизмы внимания существуют
Тема 25. Индивидуальные особенности методы рационального запоминания. (Раздел 2) Деловая игра Проблема: Выявить свои индивидуальные особенности памяти и подобрать для себя методы рационального запоминания
Тема 30. Интеллект. Креативность. (Раздел 2) Деловая игра Проблема: Определить свой коэффициент интеллекта и разработать программу развития своего интеллекта и креативности
Тема 37. Эмоциональные состояния и чувства. (Раздел 2) Деловая игра Проблема: Создать программу управления эмоциями
Тема 1. Личность и основные стратегии ее определения в психологии (Раздел 3) Технология развития критического мышления. Представление материала в схемах и таблицах.
Тема 2. Теории личности (Раздел 3) Деловая игра в форме научной конференции
Тема 3. Структура личности (Раздел 3) Технология позиционного обучения (Н.Е. Веракса). Подготовка эссе.
Тема 4. Направленность личности. Мотивация и мотивы (Раздел 3) Дебаты Разработка мультимедийной презентации по теме.
Тема 5. Отношения личности (Раздел 3) Круглый стол
Тема 6. Характер (Раздел 3) Деловая игра в форме научной конференции
Тема 7. Способности (Раздел 3) Пресс-конференция
Тема 1. Взаимосвязь личности, социальных групп и общества (Раздел 4) Проблемная ситуация. Проведение круглого стола.
Тема 2. Категория деятельности и деятельностный подход в отечественной психологи. Индивидуальный стиль деятельности (Раздел 5) Технология развития критического мышления. Представление материала в схемах и таблицах.
Темы мини-проектов
Тема 8. Самосознание (Раздел 4) 1. Разработка программы по развитию своего самосознания и самосовершенствованию своей личности 2. Разработка программы поопределению уровня своей самооценки и обоснование пути формирования ее адекватности 3. Разработка программы по выявлению своего уровня притязаний и определение его роли в мотивации достижений
Тема 2. Категория деятельности и деятельностный подход в отечественной психологи. Индивидуальный стиль деятельности (Раздел 5) 1. Разработка программы определения своего стиля деятельности и путей его совершенствования
Тема 7. Психологические механизмы общения и его эффекты (Раздел 5) 1. Разработка программы изучения своих психологических механизмов общения и определения их эффективности

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая психология»

3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины

Автор, название, год издания Количество экземпляров
на кафедре В библиотеке
I. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Абрамова, Г. С.Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.    
Белоус, В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / Пятиг. гос. лингвист. ун-т, фак. психол. - [3-е изд., перераб. и доп.]. В.В. Белоус. - М.: Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - 236 с.    
Белоус, В.В., Боязитова, И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности [Текст] / В.В.Белоус, И.В.Боязитова, Монография. - Москва-Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2009. - 225 с.    
Гальперин, П.Я.Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие / П. Я. Гальперин. - 6-е изд. - М.: КДУ, 2006. - 336 с.    
Маклаков, А.Г.Общая психология: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.:    
Марцинковская Т.Д. Общая психология: Рекомендовано УМО [Текст]: Учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 384 с.    
Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник для студентов вузов. В 3-х кн. Общие основы психологии. - 5-е изд/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 687 с.    
Психология интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и современность. [Текст] /Под ред. В.В.Белоуса, И.В.Боязитовой, А.И. Щебетенко. Коллективная монография. - Москва-Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2008.    
Психология ХХI века: учебник для вузов[Текст] / под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 863 с.    
Реан, А.А.Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст]/А.А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.    
Робер, М. А.Психология индивида и группы [Текст]/ М. Робер: пер. с фр. - М.: Прогресс, 2008. - 256 с.    
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст] /С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 712 с.    
Солсо Р.Л. Когнитивная психология [Текст]/Р.Л. Солса. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с. - (Мастера психологии).    
Столяренко, Л.Д.Основы психологии: учеб. пособие для вузов. - 7-е изд., перераб. и доп. [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 762 с.    
Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 288 с.    
Трофимова, Н.М. Общая психология: практикум[Текст]/Н.М. Трофимова - СПб.: Питер, 2005. - 320 с    
Шадриков, В.Д. Введение в психологию эмоции и чувства [Текст] /В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 154 с.    
Шадриков, В.Д.Деятельность и способности [Текст] /В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2004. - 320 с..    
Фрэнкин, Р.Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты [Текст]/Р.Фрэнкин. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 651с    
ІІ. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА    
Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст]/К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2009. - 299 с.    
Белоус, В. В. Темперамент и деятельность: учеб. пособие / Пятиг. гос. лингвист. ун-т [Текст]/В.В. Белоус. - Пятигорск, 1990. - 118 с.    
Вилюнас, В. Психология эмоций: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] /В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.    
Годфруа, Ж. Что такое психология. Т. 1. [Текст] / Ж. Годфруа. пер. с фр. Н. Н. Алипова, В. В. Свечникова; под ред. Г. Г. Аракелова. - 2-е изд., стер. - М.: Мир, 2009. - 491 с.    
Годфруа, Ж. Что такое психология. Т. 2 [Текст] / Ж. Годфруа. пер. с фр. Н. Н. Алипова, В. В. Свечникова; под ред. Г. Г. Аракелова. - 2-е изд., стер. - М.: Мир, 2009. - 491 с.370 с.    
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]/ В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 359 с.
Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст]/К.Э.Изард. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.    
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]./Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.    
Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К.Леонгард. - Ростов н/Д, 2007. - 544 с. -    
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособ. для вузов- 2-е изд., стер. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.    
Мацумото, Д.Психология и культура [Текст]. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с. - (Психологическая энциклопедия). - 1экз.    
Первин, Л.Психология личности [Текст]: теория и исследования: пер. с англ. /Л. Первин. Под ред. В.С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 607 с.    
Психология [Текст]: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.    
Психология мотивации и эмоций / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. - М.: ЧеРо, 2002. - 752с. - (Хрестоматия по психологии).    
Психология ощущений и восприятия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2002.    
Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо, 2002. - 816с. - (Хрестоматия по психологии).    
Психология самосознания [Текст]: хрестоматия /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.    
Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. - 2-е изд. [Текст]/А. Ребер. - М.: Вече: АСТ, 2003. - 592 с.    
Шевчук, Д.А. Деловое общение [Текст]: учеб.пособие / Д.А.Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.    
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИЗДАВАЕМАЯ КАФЕДРОЙ
Белоус, В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности [Текст]/ В.В. Белоус. – Москва-Пятигорск, 2005.    
Боязитова, И.В. Проблемы интегративной психологии развития [Текст]/ И.В. Боязитова. – Москва-Пятигорск, 2004.    
Контрольные работы по общей психологии для студентов ОЗО. Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Л.В.Сост. Мищенко. – Пятигорск, 2005.    
Мищенко Л.В. Задания по общей психологии. Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Л.В.Мищенко. – Пятигорск, 2005.    
Общий психологический практикум. Ч.1- 4. Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост.: Л.В. Мищенко. – Пятигорск, 2005-2006.    
Научно-исследовательская работа студентов: от реферата к дипломной работе. Учебно-методическое пособие [Текст]/Сост.: И.В.Боязитова, Л.В. Мищенко. – Пятигорск, 2006.    
Научно-исследовательская работа студентов: от курсового проекта к магистерской диссертации. Учебно-методическое пособие [Текст]/Сост.: И.В.Боязитова, Л.В. Мищенко. – Пятигорск, 2006.    
Мультимедийный учебник по общей психологии/Сост.:, Л.В. Мищенко, М.Якименко. – Пятигорск, 2010    
IV.ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://fpo.ru/books/lubovsky2.html
http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181206031-metodologicheskie-osnovy-psixologii.html
http://library.shu.ru/edu/pdf/02/17/methodical_foundations_psychology.pdf
http://childpsy.ru/lib/books/id/8623.php
http://www.avto-ligalim.ru/includes/files/category19/kornilov-metodologicheskie-osnovi-psihologii.php
http://psychological.ru/default.aspx?p=11
http://www.piter.com/book.phtml?978594807015
http://psibook.com/03/001.html
http://www.sovetnik.ru/prbooks/view/?id=29&order=&view=book&type=01-e
http://business-lib.com/index.php?newsid=5684
http://www.advschool.ru/?name=Book&bid=2776042
http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/praktika_zhurnalistiki/prakticheskaja_psikhologija_pr_i_zhurnalistiki_kak_opredelit
https://www.uclaextension.edu/Communications/r/resources_pr.aspx
http://presuha.ru/glossary/category-7
http://www.sgu.ru/faculties/philological/kaf/lit_ved/examination/psihologiia.php
http://obshestvo.org/?cat=41
http://pr.web-3.ru/analog/
       

3.2.Формы (зачет, экзамен) и методы (устный опрос, тестирование, другое) контроля усвоения материала в соответствии с целями и задачами учебной дисциплины, семестр.

 

Формой итогового контроля по дисциплине «Общая психология» является экзамен

 

Банк контрольных заданий.

3.3.1. Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины

 

Тема 1: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в утверждения.

1. Психология это наука о закономерностях развития и функционирования …, как особой формы жизнедеятельности.

2. … это принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.

3. … это принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

4.... это принцип, предполагающий рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под воздействием производящих их причин.

5. Психика это свойство... отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

 

Задание 2. Кто из известных психологов ответил на вопрос о сущности названия науки психологии? Дайте свой вариант ответа, аргументируйте свою точку зрения.

История психологии не совпадает с эволюцией философских учений о душе. Означает ли это, что в интересах научного прогресса, радикально изменившего объяснение явлений, некогда названных словом «душа», следует отказаться от термина «психология», хранящего память об этом древнем слове-понятии? /Ответ см. у Ярошевского М.Г. [11], стр. 45/.

 

Задание 3. Какие из следующих утверждений, на ваш взгляд неверны и почему?

1. Единство сознания и деятельности - это принцип психологии, утверждающий тождество сознания и деятельности.

2. Вильгельм Вундт в 1879 г. открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии и родилась научная психология.

3. Психология изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств и других процессов и явления психики.

4. Основоположник психоанализа З.Фрейд видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде.

5. Основоположник биховиоризма Дж. Уотсон считал, что основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

 

 

Задание 4. Укажите, какие характеристики относятся к житейским психологическим знаниям, а какие к научным психологическим; обоснуйте свой ответ.

 

1) знания конкретны; 2) знания обобщены;
интуитивный характер знаний; знания рациональны, осознаны;
передача знаний затруднена; знания накапливаются и передаются;
источник знаний – наблюдение; источник знаний – эксперимент;
знания ограничены знания постоянно расширяются.

 

Задание 5. Укажите какие положения относятся к следующим научным направлениям: интроспективная психология, ассоциативная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, функциональная психология

1)... направление, возникшее в ХVII-ХIХ вв, и получившее распространение преимущественно в Англии; в качестве главного объяснительного принципа используется ассоциация;

2)... механистическое направление, возникшее в США в начале XX в.; предметом изучения являлось только поведение человека;

3)... совокупность психологических направлений, рассматривающих интрспекцию в качестве основного метода психологического исследования;

4) … одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности;

5) … направление, созданное З.Фрейдом, согласно которому, основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям;

6) … направление, рассматривающие психику, как механическую сумму отдельных функций;

 

Задание 6. Выберите правильный ответ:

1). Психика изучается современной психологией как:

а) душа;

б) свойство мозга отражать объективный мир;

в) особая форма деятельности человека;

г) аппарат управления поведением.

2). К гуманистической психологии относятся:

а) бессознательное, защитные механизмы психики, либидо, сублимация;

б) поведение, стимул, подкрепление;

в) самоактулизация, безусловное положительное отношение, конгруэтность, эмпатия;

г) гештальт;

3). Активность психологического отражения проявляется в:

а) избирательности реагирования на факторы окружающей среды;

б) способности индивида к поиску подходящих условий;

в) способности к формированию условных рефлексов;

г) все ответы верны.

 

Задание 7. Укажите, каким понятием соответствуют следующие определения:

1) … это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности;

2) … наука, изучающая закономерности проявлений психических свойств, процессов и состояний;

3) … всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной адекватностью признаки, структурные характеристики и отношения других объектов;

4) … процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида;

5) … историческое формирование группы организмов, процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества;

 

Тема: ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (ИИ)

 

Задание 1. Заполните пробелы в следующих утверждениях:

1. Интегральная индивидуальность - это не совокупность отдельных свойств, а особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер … между всеми свойствами человека.

2. Интегральная индивидуальность в психологической наука занимает такое же место, какое занимает … в науках о человеке: стержневое, глубинное.

3. Характеристика интегральной индивидуальности представляем собой диалектическое единство... и... стратегии исследования.

4. Интегратизм как научное направление постулирует изучение индивидуальности во... ее составляющих элементов.

5. При редукционистском подходе составляющие целостной психической реальности … и рассматриваются независимо друг от друга.

 

Задание 2. Верно или неверно? Обоснуйте свой ответ.

1. В аддитивной стратегии исследования функционирует научный принцип интегратизма.

2. В неаддитивной стратегии исследования ИИ функционирует научный принцип редукционизма.

3. Принцип иерархия реализуется в последовательности перехода от низших уровней ИИ к высшим структурно-функциональным образованиям.

4. Системообразующую функцию в согласовании равноуровневых свойств индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности.

5. Ситемообразующую функцию в согласовании одноуровневых свойств ИИ выполняют специфические психологические закономерности типа компенсации, синергии, взаимного уравновешивания и т.д.

 

Задание 3. Укажите каким разновидностям целостной индивидуальности (факторной, комплексной, аддитивной, эволюционно-системной, интегральной, полиморфной) принадлежат следующие положения:

1). Индивидуальность насыщается разноуровневыми свойствами, представляющими собой сплав биологического и социального (С.А. Рубинштейн).

2). Индивидуальность имеет многоступенчатую структуру, состоящую из свойств индивида, личности и субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев).

3). Индивидуальность строится при помощи математической статистики, в основе которой лежит раскрытие многоуровневой конструкции темперамента и личности (Г.Айзенк, Р.Кеттел).

4). Индивидуальность как иерархически упорядоченная система интегральных свойств, в основе которой лежит взаимосвязь всех свойств (В.С.Мерлин).

5). Индивидуальность как взаимодействие свойств организма, индивида, личности на примере анализа произвольных действий человека (Т.Ф.Базылевич).

6). Индивидуальность, как саморегулируемая, самоорганизующаяся система, отражающая многообразие человеческой индивидуальности с ее стержневыми качествами и способностью к прогнозированию еще неизвестных конструктов (В.В.Белоус).

 

Задание 4. Выберите правильный ответа; аргументируйте свою точку зрения.

1. Редукционизм проявляется в том, что:

а) свойства низшего уровня рассматриваются как причины, а свойства высшего - как следствие;

б) закономерности одного уровня распространяются на закономерности другого;

в) утверждается жесткая линейная и однозначная зависимость вышестоящего от нижележащего;

г/ все ответы верны.

2. Для равноуровневых связей характерно:

а) жесткость, постоянность, устойчивость;

б) гибкость, пластичность, изменчивость;

в) они определяются сущностью каждого уровня;

г) однозначность.

3. Однозначный тип взаимной статистической связи между свойствами возникает в том случае:

а) если свойства относятся к разным иерархическим уровням;

б) если свойства относятся к одному и тому же иерархическому уровню большой системы;

в) если свойства относятся к низшим уровням;

г) если свойства относятся к высшим иерархическим уровням.

 

Задание 5. Укажите каким понятиям соответствуют следующие определения:

1)... синтез свойств организма, свойств индивидуума и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности, в основе которого лежит взаимосвязь всех свойств;

2)... научное направление, которое постулирует изучение индивидуальности во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимообогащении ее составляющих элементов;

3)... научное направление утверждающее жесткую и однозначную, линейную зависимость одного уровня индивидуальности от другого;

4)... стратегия исследования, при которой составляющие целостной психической реальности либо суммируются, либо поэлементно перечисляются и в итоге рассматриваются независимо друг от друга в плоскости одномерного пространства.

 

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ПЕРВИЧНЫЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДА

 

Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения

1. В психологии под темпераментом понимают врожденные психические свойства человека, которые определяют... психической деятельности.

2. Темперамент человека представляет собой относительно... подсистему в структуре интегральной индивидуальности.

3. Редукционизм утверждает... зависимость одного уровня индивидуальности от другого.

4. Гуморальная теория типов темперамента Гиппократа, конституциональная теория Кречмера и Шелдона, нервно-физиологическая теория Айзенка и Кеттела отражают суть... подхода.

 

5. При интегративном подходе в центре внимания оказываются взаимосвязи, взаимопроникновения частей целого в плоскости...

6. Представители... сводят темперамент к различным особенностям низших уровней.

7. Представители... выводят из темперамента высшие уровни ИИ.

8. Представители... считают темперамент относительно независимым от различных подсистем ИИ.

9. Представители... считают, что характеристика темперамента линейно и однозначно детерминирована закономерностями других уровней ИИ.

 

Задание 2. Верно или неверно? Обоснуйте свой ответ.

1. Гуморальное учение Гиппократа основывается на соотношении главных жидкостей в человеке.

2. Конституциональные теории Кречмера и Шелдона основываются на связи конституции человека и его индивидуальных особенностей.

3. И.П.Павлов поставил в прямую связь проявления свойств нервной система с античной классификацией темперамента.

4. Механицисты игнорируют реальное существование типа темперамента.

5. Позитивисты признают чисто условное существование типа темперамента.

6. В отечественной психологии тип темперамента трактуется как закономерное соотношение свойств, инвариант.

7. Под инвариантом понимается такая функциональная зависимость между переменными, которая выражается в постоянной величине, несмотря на изменение переменных.

 

Задание 3*. Из числа приведенных ниже положений выберите те, которые раскрывают понятие темперамент:

1) определяет динамику психической деятельности;

2) определяет отношение личности к различным сторонам деятельности;

3) проявляется одинаковым образом везде и во всем;

4) проявляется лишь в соответствующих типичных обстоятельствах;

5) определяет индивидуально-своеобразные свойства человека;

6) определяет социально-типичные свойства человека;

7) отражает общественные отношения;

8) вырабатывается в течение жизни;

9) является врожденным;

10) является относительно устойчивым в течение всей жизни.

 

Задание 4. Выберите правильный ответ; аргументируйте свою позицию.

1. Отличительные признаки темперамента:

а) регулируют динамику психической деятельности;

б) однозначно обусловлены общим типом нервной системы;

в) имеют устойчивый и постоянный характер;

г/ все ответы верны;

2. К свойствам темперамента относятся:

а) сила, уравновешенность, подвижность;

б) экстраверсия, импульсивность, ригидность, активность, эмоциональность, тревожность;

в) мораль, гуманность, нравственные убеждения, справедливость;

г/ лень, недобросовестность, зависть, корысть, непорядочность;

3. Под влиянием деятельности темперамент:

а) маскируется;

б) изменяется в переделах допустимости;

в) ярко проявляется;

г/ все ответы верны;

 

4). Сотрудничество темперамента и деятельности выражается в том, что:

а) темперамент маркирует качественные параметры психических процессов, психических состояний, психических свойств личности;

б) темперамент не влияют на выбор ситуации и способа воздействия;

в) темперамент не влияет на организацию деятельности и ее эффективность;

г) темперамент не играет никакой роли в организации процесса и не влияет на результативность совместной деятельности.

 

Задание 5. Укажите каким понятиям соответствуют следующие определения:

1)... это устойчивые, врожденные психические свойства человека, которые определяют динамику психических процессов, одинаково проявляются в равных видах деятельности и остаются относительно постоянными в течение всей жизни;

2)... свойство темперамента, характеризующееся преимущественной направленностью субъекта на внешний мир;

3)... свойство темперамента, характеризующееся преимущественной направленностью субъекта на внутренний мир;

4)... свойство темперамента, проявляющееся в трудности переключения с одного вида деятельности на другой, обусловленное инертностью нервных и психических процессов;

5)... свойство темперамента, состоящее в стремлении действовать по первому побуждению, без учета последствий;

6)... свойство темперамента, проявляющееся в быстроте и легкости мобилизации волевого усилия, особенно при преодолении препятствий, в энергичном взаимодействии с миром;

7) … проявляется в степени беспокойства в ожидании угрожающей ситуации, в усиленном самоконроле, в дезорганизованности в условиях дефицита времени, в тщательной подготовке к любому делу;

8)... свойство темперамента, проявляющееся в скорости, интенсивности и длительности эмоциональной реакции на действующий раздражитель;

9)... инвариантная система приемов, способов, операций, обеспечивающая высокую эффективность деятельности и обусловленная индивидуально-психологическими особенностями личности.

 

ВТОРИЧНЫЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДА

 

Тема: ОЩУЩЕНИЯ

 

Задание 1. Заполните пробелы и объясните свою позицию.

1. Ощущение - это простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных... предметов и явлений.

2. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, И.П.Павлов назвал...

3. Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на...

4. Слуховые ощущения вызываются действием звуковой волны на...

5. Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на...

6. Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на...

7. Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки, расположенные в...

 

Задание 2. Какие из следующих утверждений на ваш взгляд неверны и почему?

1. Различают две основные формы изменения чувствительности, в которых одна зависит от условия среды и называется сенсибилизацией, а другая - от условий состояния организма и называется адаптацией.

2. Ощущение - это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

3. Ощущение - процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.

4. Абсолютный порог чувствительности - это такая величина стимула, при которой начинает возникать ощущение.

5. Закон Вебера-Фехнера - закон психофизики, отражающий характер зависимости силы ощущения от интенсивности воздействия на органы чувств.

 

Задание 3. Какая закономерность лежит в основе описанного фактора?

Люди, не различающие цвета, и люди с пониженным цветовым ощущением часто долгое время не замечают своего дефекта. Дальтон, например, не знал о своем дефекте до 26 лет.

 

Задание 4.* Какая закономерность ощущений (сенсибилизация, синестезия, адаптация, специфическая сенсорная организация) проявляюся в следующих примерах:

1) побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его;

2) А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета;

3) ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения;

4) при обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась;

5) при усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

 

Задание 5. Выберите правильный ответ; и обоснуйте его.

1. Ощущения представляют собой:

а) отражение свойств предметов объективного мира, возникающее, при их непосредственном воздействии на рецепторы;

б) осознаваемый, субъективно представленные в голове человека ми неосознаваемый, но действующим на его поведение, продукт переработки центральное нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде;

в) процесс первично обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явления;

г/ все ответы верны.

2. Рецептор это:

а) орган чувств;

б) периферическая специализированная часть анализатора;

в) нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза раздражителей;

г) сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимательным аппаратом и кончающиеся в мозгу;

3. Проприоцептивные ощущения сигнализируют:

а) о внутреннем состоянии организма;

б) о положении различных частей тела и их движении;

в) о различных характеристиках внешнего мира;

г) о приспособлении организма к внешним условиям;

 

Задание 6. Укажите каким понятиям соответствуют следующие определения:

1)... отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия на рецепторы и обеспечивающее элементарное, первичное познание мира, отдельных свойств среды;

2)... качественная характеристика ощущения и восприятия, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, напр.: зрительным, слуховым и др.

3)... специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение;

4)... повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов;

5)... взаимодействие ощущения разных модальностей (слух, зрение).

6)... ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

7)... ощущения, отражающие движение и относительное положение частей тела, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;

8)... ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

 

Тема: ВОСПРИЯТИЕ

 

Задание 1. Заполните пробелы.

1. Восприятие - это... отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

2. Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к …

3. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в.... и...

4. Предметность восприятия заключается в способности отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме..., имеющих устойчивое значение, закрепленное в опыте субъекта (в частн., в языке).

5.... восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

6. Почти все наши восприятия - результат предшествующего...

 

Задание 2. Верно или неверно? Обоснуйте свой ответ.

1. Восприятие - это отражение в сознании предметов, ситуаций и событий внешнего мира, составленное из отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, а также их интерпретация.

2. Наше восприятие предметов все время меняется в соответствии с их расстоянием от глаз и углом, под которым мы их видим.

3. Наше восприятие не зависит от прошлого опыта, запаса знания и общей направленности личности.

4. Наше восприятие в большинстве случаев является проекцией наших мгновенных ощущений и является простой их суммой.

5. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой св



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.014 с.)