Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Теоретические, методологические и естественно-научные основы психологии (1 семестр).

Поиск

 

Цель раздела: Построение первоначальной системы представлений об основных понятиях, проблемах и направлениях психологической науки.

Задачи раздела:

Ø дать общее представление о психологии как науке и ее месте в системе наук;

Ø дать краткое историческое введение в психологию, показав в общих чертах изменения во взглядах на предметы и методы психологии с древних времен и до наших дней, особенно в школах и направлениях психологии ХХ века;

Ø познакомить студентов с основными понятиями психологической науки (психика, сознание, бессознательное, индивид, личность, индивидуальность, интегральная индивидуальность, и др.);

Ø рассмотреть проблемы возникновения и стадии развития психики и сознания в различных формах деятельности животных и человека;

Ø дать представление о способах интеграции наук о человеке, познакомить с составляющими психологии полиморфной индивидуальности и с интегральной индивидуальностью как интегратором наук о человеке, раскрыть основные проблемы структуры интегральной индивидуальности;

Ø сформировать общее представление о соматическом, биохимическом и нейродинамическом уровнях интегральной индивидуальности и раскрыть особенности психодинамического уровня, познакомить с проблемами психологии темперамента.

 

Содержание I раздела.

Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

Предмет и особенности психологии как науки. Предмет, объект, задачи психологии. Плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке. Место психологии в системе наук. Психология как гуманитарная и естественно-научная дисциплина. Отрасли психологии. Житейская и научная психология.

Тема 2. Развитие представлений о предмете психологии. Основные школы и направления.

Представления о предмете психологии до её выделения в самостоятельную науку. Душа как предмет психологии. Сознание как предмет психологического исследования (В. Вундт, У. Джеймс и др.). Бессознательное как предмет исследования в психологии. Психоанализ. Психология установки (школа Д.Н.Узнадзе). Исследования еосознаваемых процессов в когнитивной психологии. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Целостный подход к изучению психических явлений. Гештальтпсихология. Проблема человека в гуманистической и экзистенциальной психологии. Информационный подход к исследованию познания в когнитивной психологии. Проблема социокультурной детерминации психического развития. Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский). Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Тенденции развития современной психологии.

 

Тема 3. Историческое введение в психологию

Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки. Предметно-логический, личностный и социальный аспекты развития психологического знания. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения. История представлений о предмете психологии и современные проблемы, понятия и направления в психологии. Этапы развития психологии. Историческое преобразование взглядов на природу психики.

 

Тема 4. Этапы развития психологии

Психология как наука о душе (взгляды древнегреческих философов на психику человека – Демокрит, Аристотель, Сократ, Платон). Рационализм Р. Декарта. Психология как наука о сознании. Интроспекционизм В. Вундта в поисках «атома» психики. Психология как наука о поведении. Бихевиоризм Уотсона, Скиннера, Торндайка. Психология как наука о бессознательном. Психоанализ З. Фрейда. Индивидуальная психология А.Адлера и З.Фрейда. Аналитическая психология К.Юнга. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Гуманистическая психология К.Роджерса, А.Маслоу, Мюррея, Мерфи, Мей. Трансперсональная психология К.Юнга, Р.Ассаджиоли, С.Гроффа. Психология и ее разделы, отрасли психологии, прикладные области, область научных поисков ТЕМА 3. Эволюционное введение в психологию.

 

Тема 5. Естественно-научные основы психологии

Основные проблемы естественно-научного подхода в психологии.. Эволюция психики и сознания человека.. Функционирование и свойства центральной нервной системы. Общее строение нервной системы человека, ее центральная и периферическая части. Устройство головного мозга. Соотношение психических явлений с работой мозга. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову. Функциональная система по П.К.Анохину и как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Анатомо-физиологическое-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека.

 

Тема 6. Специфика психического отражения.

Специфика психического отражения (физическое отражение, физиологическое отражение, психическое отражение). Проблема возникновения психики в эволюции. Этапы психического развития в филогенезе. Низшие и высшие уровни психики. Возникновение и историческое развитие сознания. Природа человеческого сознания, характеристика сознания, структура сознания. Сознание и бессознательное в психике человека Представление о бессознательном, сформулированное Г.В.Лейбницем в ХУШ веке. Бессознательное как предмет психологического исследования в Х1Х веке (И.Ф.Герберт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт). Бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании З.Фрейда в конце Х1Х века. Современное понимание бессознательного в рамках психодинамических теорий личности (З.Фрейд, Г.Салливан, К.Хорни, А.Адлер, К.Юнг).

 

Тема 7. Методологические основы психологии.

Понятие методологии в психологии. Общая методология. Специальная методология. Частная методология. Вклад в разработку системы методологических принципов С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, В.Н.Мясищева, К.А.Абульхановой-Славской, Б.Ф.Ломова, В.С.Мерлина., А.В.Брушлинского. Методологические принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. История развития психологического исследования. Методы психологического исследования. Цели, задачи и условия психологического исследования, Этапы и принципы психологического исследования, приемы измерений и статистические способы обработки их результатов в психологическом исследовании.

 

Тема 8. Фундаментальные проблемы психологии.

Проблема возникновения и развития психики. Проблема порождения сознания. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Психика и мозг: психофизиологическая проблема. Психофизическая проблема. Этические проблемы профессиональной деятельности психолога. Роль психологии в решении актуальных проблем современного общества.

 

Тема 9. Психология полиморфной индивидуальности.

Основные направления в исследовании полиморфной индивидуальности. Основные составляющие психологии полиморфной индивидуальности и их характеристика. Основные направления в исследовании полиморфной индивидуальности.

Пути способы интеграции наук о человеке, общее в них и специфическое. Комплексная индивидуальность Б.Г.Ананьева была создана в 1969 году, в 1994 году – субъектно-деятельностная индивидуальность Брушлинского, интегральная индивидуальность В.С.Мерлина в 1986 г., в 1988 году В.М.Русалов создал специальную концепцию целостной индивидуальности, структурно-функциональную индивидуальность Э.А.Голубева в 1995году. В зарубежной психологии была создана факторная модель индивидуальности Г.Айзенка в 1971 году и Р.Кэттэлла в 1966 году. Редукционизм и интегратизм в познании индивидуальности.

 

Тема 10. Структура интегральной индивидуальности

Структура интегральной индивидуальности. Тенденции исследования интегральной индивидуальности (одноуровневые связи интегральной индивидуальности и ее развитие; межуровневые связи интегральной индивидуальности и ее развитие). Место и роль психологии вообще и интегральной индивидуальности в частности в системе наук о человеке. Каждый уровень индивидуальных свойств определяется особыми закономерностями и условиями и поэтому является предметом особой научной дисциплины –биохимии, анатомии, морфологии и др. Иерархические уровни интегральной индивидуальности: уровень биохимических свойств (биохимия); уровень соматических свойств (анатомия, морфология); нейродинамический уровень – свойства нервной системы (физиология, электрофизиология); психодинамический уровень – первичные свойства индивида: темперамент и вторичные свойства индивида: психические процессы (психофизиология); личностный уровень – свойства личности (психология личности); социально-психологический уровень –свойства метаиндивидуальности (социальная психология)

Механизм функционирования и саморегуляции данной системы.

 

Тема 11. Основные принципы познания интегральной индивидуальности

Принципы познания интегральной индивидуальности. Принцип системности, принцип структурности, иерархический принцип, принцип снятия, принцип значности, принцип детерминанты, принцип развития. Практическая значимость теории интегральной индивидуальности.

 

Тема 12. Уровень организма в структуре интегральной индивидуальности (ИИ).

Понятие о биохимическом, соматическом и нейродинамическом уровнях интегральной индивидуальности. Взаимосвязь разноуровневых свойств организма.

Взаимосвязь психики и нервной системы. Проблемы генотипического, биологического и социального в детерминации психического и поведенческого развития человека.

 

Тема 13. Психодинамический уровень ИИ. Первичные свойства индивида.

Место темперамента в структуре интегральной индивидуальности. Взаимосвязь структур нейродинамической и психодинамической индивидуальностей. Общая характеристика темперамента.

 

Тема 14. Этап редукционизма и интегратизма в учении о типах темперамента.

Учение о типах темперамента..Гуморальные теории темперамента (Гиппократ, Гален, Кант, Лесгафт). Конституциональные теории темперамента (Э. Кречмер. У. Шелдон). Психофизиологические теории темперамента (И.П.Павлов). Современное состояние учения о типах темперамента. Темперамент как инвариант (В.В.Белоус).

 

Тема 14. Отличительные признаки и основные свойства темперамента

Отличительные признаки темперамента. Сила и скорость протекания эмоций, преобладающий аффективный тон и настроение (Кант. 1900); бурность и сдержанность эмоций с одной стороны и предрасположенность к оптимистическому настроению, с другой стороны (Эббингауз. 1890); сила и быстрота жизненных проявылений, а также светлый или мрачный характер жизненного чувства (Геффдинг, 1896); сила и скорость протекания аффектов (Вундт, 1880); глубина, интенсивность, устойчивость эмоций, плавность или резкость их изменения (Мерлин В.С. 1964); темп, энергичность, пластичность, активность действий; скорость возникновения познавательных процессов (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания); темп и ритм психических процессов; интенсивность психических процессов (например, сила и активность воли); направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты. Основные свойства темперамента.. Пути гармонизации темперамента и деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.009 с.)