Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Психические процессы. Вторичные свойства индивида

Поиск

Тема 1. Место и роль психических процессов в структуре ИИ

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Общее представление о когнитивных и эмоционально-волевых процессах.

2. Связь психических процессов со свойствами нейродинамического уровня.

3. Влияние психодинамических особенностей индивидуальности на познавательные и регулирующие процессы.

4. Зависимость психических процессов от свойств личности

Тема 2. Ощущение. Классификация ощущений

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Сущность процесса ощущения

2. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

3. Физиологические механизмы ощущений

4. Рефлекторный характер ощущений. Строение анализаторных систем.

5. Классификация ощущений.

6. Характеристика основных видов ощущений

 

Тема 3. Закономерности ощущений

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Основные свойства ощущений

2. Абсолютная чувствительность.

3. Различительная чувствительность.

4. Сенсибиливация.

5. Синестезия.

6. Аадаптация

 

Тема 4. Психофизика и проблемы измерения ощущений.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Пороги ощущений и их измерение.

2. психофизические законы

3. Общие закономерности ощущений

4. Взаимодействие ощущений

Ключевые термины по теме: ощущения, интероцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, порог ощущений, абсолютная чувствительность, различительная чувствительность, сенсибиливация, синестезия, адаптация, закон Вебера-Фехнера, модальность, рецепторы, анализатор, кожные ощущения, вкусовые и обонятельные ощущения, слуховые ощущения, зрительные ощущения, осязание.

Тема 5.Общее представление восприятии

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Отличие восприятия от ощущения, их генетическая взаимосвязь.

2. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимулы.

3. Двойственная природа образов восприятия: чувственная ткань и предметное содержание.

4. Виды образных явлений, специфика образов восприятия среди других видов образов.

5. Принципы восприятия

6. Восприятие и обучение

 

 

Тема 6.. Физиологическая основа восприятия

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Физиологические основы восприятия.

2. Рефлекторная природа восприятия.

3. Физиологический механизм восприятия.

4. Перцептивные зоны.

5. Роль движения в восприятии

 

Тема 7. Виды восприятия и свойства восприятия

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Основные виды восприятия

2. Свойства восприятия

3. Роль опыта в восприятии

4. Влияние культуры на восприятие

5. Зрительные иллюзии

6. Восприятие фигуры и фона.

7. Восприятия целого и части.

8. Неизменная информация в восприятии.

9. Активный характер восприятия.

10. Влияние культурного опыта на восприятие.

11. Восприятие и личность.

 

Тема 8. Восприятие пространства, движения, времени.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Проблема восприятия третьего измерения.

2. Признаки удаленности и глубины.

3. Роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа.

4. Восприятие движения, признаки восприятия реального движения.

5. Системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова.

6. Теории восприятия стабильности видимого мира.

7. Иллюзии восприятия движения.

8. Экологический подход к восприятию пространства и движения.

9. Феноменология восприятия времени.

10. Механизмы и теории восприятия времени.

Тема 9. Константность восприятия.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Определение и виды константности восприятия.

2. Процедура измерения константности восприятия.

3. Коэффициент константности.

4. Ядер-контекстная теория константности.

5. Теория перцептивных уравнений.

6. Экологическая теория константности.

 

Тема 10. Предметность восприятия.

Семинар

Вопросы для обсуждения

 

1. Виды оптических искажений.

2. Феномены инвертированного зрения.

3. Перцептивная адаптация к искажениям и ее экспериментальные исследования.

4. Феномены псевдоскопического восприятия; правило правдоподобия.

5. Исследование феномена "кожного зрения" у слепых.

6. Проблема создания искусственных органов чувств.

7. Концепция образа мира А.Н. Леонтьева.

 

Тема 11. Теории восприятия.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Теоретические подходы к объяснению механизмов восприятия.

2. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу (bottom-up): структуралистская теория, гештальттеория, экологическая теория Дж. Гибсона.

3. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу (top-down): теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, теория категоризации Дж. Брунера, ресурсный подход к восприятию Д. Канемана, теория перцептивного цикла У. Найссера.

 

Тема 12. Развитие восприятия.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Развитие сенсорики в пренатальный период: чувствительность внутриутробного младенца к тактильной, слуховой и зрительной стимуляции.

2. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

3. Эмпирические исследования, подтверждающие нативистическую и эмпиристическую точки зрения.

4. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия.

5. Развитие сенсорики в онтогнезе и трудовой деятельности.

6. Теоретические представления о механизмах перцептивного научения.

 

Тема 13. Культурно-исторические и индивидуально-психологические детерминанты восприятия.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Кросскультурные исследования восприятия.

2. Культурно-историческая традиция в исследовании восприятия.

3. Мотивация, потребности и ценности как организующие факторы восприятия.

4. Индивидуальные различия в восприятии.

Ключевые термины по теме; восприятие, перцептивные действия, перцептивная система, апперцепция, избирательность восприятия, константность восприятия, предметность восприятия, целостность восприятия, иллюзии восприятия, восприятие пространства, восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие формы и размера, восприятие движения, восприятие времени, аккомадация, конвергенция, дивергенция.

 

Тема 14. Общая характеристика процесса внимания и его физиологическая основа

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Общее представление о внимании.

2. Проблема внимания.

3. Внимание: самостоятельный процесс или свойство других психических процессов.

4. Психологические теории внимания: теория внимания В.Вундта, В. Джеймса, Т. Рибо, Н.Н. Ланге.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Внимание в гештальтпсихологии.

2. Модели внимания в когнитивной психологии.

3. Теория П. Я. Гальперина.

4. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д. Н. Узнадзе.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Внимание как теоретический конструкт: история и современное состояние.

2. Феномены внимания.

3. Внимание как процесс организации психической деятельности.

4. Функции внимания, механизмы их реализации.

5. Физиологические основы внимания.

 

Тема 15 Функции, виды и свойства внимания.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Виды внимания: внешнее, внутренне, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

2. Виды внимания (Э.Титченер, У.Джеймс, Н.Ф.Добрынин).

3. Нарушения внимания.

4. Субъективные и объективные критерии внимания.

5. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Роль движений в акте внимания.

2. Роль внимания в различных видах жизнедеятельности.

3. Свойства внимания: избирательность, сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение.

4. Индивидуальные особенности внимания.

5. Взимание и личность.

 

Тема 16. Внимание как механизм мобилизации для оптимального выполнения деятельности.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Моторные теории внимания.

2. Теория моноидеизма Т.Рибо.

3. Естественное и искусственное внимание.

4. Проблема внимания в гештальтпсихологии (Э. Рубин, В. Келер).

5. Ресурсные теории внимания (Д.Канеман и другие).

6. Качественное своеобразие психических процессов, протекающих в условиях внимания (В.Вундт, Д.Н.Узнадзе).

 

Тема 17. Внимание как механизм селекции информации

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Избирательность как свойство сознания.

2. Понятие преперцепции (У.Джеймс).

3. Метафора фильтра.

4. Метафора прожектора.

5. Модели ранней и поздней селекции.

6. Модель множественной и гибкой селекции (Э.Трейсман). Соотношение моделей селекции и моделей ресурсов (У. Джонстон, С. Хайнц).

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Предвосхищение как механизм селекции.

2. Теория волевого внимания (Н.Н.Ланге): усиление образа восприятия за счет содержания памяти.

3. Теория внимания как перцептивного действия (У.Найссер).

 

Тема 18. Внимание как механизм интеграции содержания сознания.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Внимание как состояние и процесс сознания.

2. Перцепция и апперцепция.

3. Объем сознания и объем внимания (В.Вундт).

4. Понятия аккомодации и инерции внимания (Э. Титченер).

5. еория внимания как интеграции признаков воспринимаемого объекта (Э.Трейсман).

6. Внимание как механизм упорядочения сознания (М. Чиксентмихайи).

 

Тема 19. Внимание как контроль.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Развитие внимания как высшей психической функции (Л.С.Выготский).

2. Деятельностная интерпретация феномена внимания (А.Н.Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Иванников).

3. Внимание как умственный контроль: формирование внимания (П.Я.Гальперин).

4. Современные представления о внимании как контроле (Д. Норман и Т. Шаллис, М.Познер и др.).

5. Контролируемые и автоматические процессы переработки информации (Р. Шиффрин, Р. Шнайдер).

Ключевые термины по теме: внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, непосредственное внимание, опосредованное внимание, чувственное внимание, интеллектуальное внимание, концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость, избирательность, функции внимания, закон индукции нервных процессов, принцип доминанты, нейроны внимания, очаг оптимального возбуждения, активация ретикулярной формации.

 

Тема 20. Общая характеристика процессов памяти и ее теории

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Общее представление о памяти.

2. Специфика памяти человека.

3. Биохимические и физиологические механизмы памяти.

4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Функции памяти.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Проблема классификации видов памяти.

2. Память как сквозной психический процесс (Л.М.Веккер).

3. Память и научение.

4. Теории памяти.

5. Ассоциативная теория памяти.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Исследования Г. Эббингауза.

2. Гештальттеория памяти.

3. Смысловая концепция памяти.

4. Психоаналитическая теория памяти.

5. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского-Леонтьева.

6. Информационно-кибернитическая теория памяти.

7. Нарушения

8. памяти. Феноменальная память.

 

Тема 21. Виды памяти

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Основные виды памяти.

2. Двигательная память

3. Эмоциональная память

4. Наглядно-действенная и наглядно-образная память

5. Словесно-логическая память

6. Произвольная и непроизвольная память

7. Кратковременная, оперативная, долговременная память

8. Механическая и логическая память.

 

Тема 22. Непроизвольная память.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Закономерности непроизвольного запоминания.

2. Деятельностный подход (А.А.Смирнов, П.И.Зинченко).

3. Эффект генерации. Интенциональный подход (Г.К. Середа).

4. Исследования памяти в школе К. Левина: эффект незаконченного действия (Б.В.Зейгарник, М.А.Овсянкина); забывание намерения, эффект замещающего выполнения действия (Г.В.Биренбаум).

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Психоаналитический подход (З.Фрейд).

2. Память и установка: школа Д.Н. Узнадзе.

3. Модели уровневой переработки информации в когнитивной психологии (Ф. Крейк, Г. Локхарт).

 

Тема 23. Произвольная память.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Управление мнемическими процессами.

2. Приемы произвольного запоминания: повторение; образные и вербальные мнемотехники.

3. Социо-культурная детерминация развития произвольной памяти (П.Жане, Л.С.Выготский).

4. Развитие произвольной памяти в онтогенезе, параллелограмм развития (А.Н.Леонтьев).

 

Тема 24. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Исследования памяти в работах Г.Эббингауза: методы и законы.

2. Кривая забывания.

3. Позиционный эффект.

4. Эффект фон Ресторф.

5. Проблема доступности запечатленной информации: модели забывания (угасание, проактивная и ретроактивная интерференция, вытеснение, потеря доступа к хранящейся в памяти информации и др.).

6. Воспроизведение как конструирование (Ф.Бартлетт).

7. Когнитивная психология памяти: когнитивные схемы; эксплицитная и имплицитная память; эффекты предшествования (прайминг)

 

Тема 25. Индивидуальные особенности и методы рационального запоминания

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Объективные и субъективные условия запоминания.

2. Основные виды запоминания.

3. Воспроизведение как процесс воссоздания образа.

4. Припоминание.

5. Узнавание и его отличие от воспроизведения.

6. Связь процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей.

7. Основные формы забывания.

8. Способы замедления процессов забывания.

9. Явления реминисценции.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Зависимость запоминания от характера деятельности, в которую оно включено, от места запоминаемого материала в структуре деятельности.

2. Роль упражнения, способа заучивания, повторений на продуктивность запоминания.

3. Влияние уровня мотивации на научение и память. Закономерности запоминания по Эббингаузу.

4. Использование стимулов-средств для запоминания и припоминания.

5. Воображение и память.

6. Ассоциации и запоминание.

7. Методы рационального запоминания.

 

Тема 26. Системы памяти

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Представления о множественности систем памяти, методы исследования.

2. Модели памяти: история и современное состояние.

3. Многокомпонентная модель памяти (У.Аткинсон, Р.Шифрин).

4. Сенсорный регистр: иконическая память (Дж.Сперлинг), эхоическая память (Н. Морей).

5. Рабочая память (А.Бэддэли и др.).

6. Долговременная память: семантическая и эпизодическая (Э.Тулвинг); процедурная и декларативная память.

7. Формы репрезентации информации в различных системах памяти.

8. Проблема автобиографической памяти (Дж. Робинсон, В.В. Нуркова).

 

Ключевые термины по теме: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, сенсорная память, кратковременная память, механическая память, смысловая память, произвольная память, непроизвольная память, оперативная память, реминисценция, проактивное торможение, ретроактивное торможение.

Тема 27. Общая характеристика мышления.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Общие представления о мышлении.

2. Определения мышления, круг феноменов.

3. Специфика психологического изучения мышления.

4. Диалогическая природа мышления человека.

5. Мышление как процесс разрешения проблемных ситуаций.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Мышление в системе познавательных процессов.

2. Типы задач.

3. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое; теоретическое и практическое; абстрактное и конкретное; репродуктивное и продуктивное; творческое и критическое; логическое и интуитивное; эмоциональное и рациональное; аутистическое и реалистическое и др.

4. Индивидуальные особенности мышления.

5. Типы и стили мышления.

6. Ошибки и нарушения мышления.

 

Тема 28. Основные теории и методы изучения мышления: история и современное состояние.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Классическая психология сознания: мышление как ассоциация представлений (У.Джемс, А. Бэн).

2. Вюрцбургская школа: мышление как акт усмотрения отношений. Безобразное мышление.

3. Детерминирующая тенденция.

4. Метод ретроспективной интроспеции.

5. Мышление как функционирование интеллектуальных операций: «теория комплексов» О.Зельца.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Гештальттеория: мышление как переструктурирование проблемной ситуации (М.Вертгеймер, К.Дункер, В.Келер).

2. Понятия инсайт, конфликт, функциональное решение.

3. Метод «рассуждения вслух» и метод подсказки.

4. Бихевиоризм и необихевиоризм: мышление форма как поведения в новых условиях (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер).

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. "Промежуточные переменные" как регуляторы мышления: когнитивные карты (Э.Толмэн).

2. Когнитивный подход к анализу мышления.

3. Теория Ж.Пиаже: когнитивные схемы и операции, ассимиляция и аккомодация.

4. Мышление как процесс обработки информации (Г.Саймон, Дж.Брунер и др.).

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Мышление как высшая психическая функция (Л.С. Выготский).

2. Мышление как познавательная деятельность (А.Н. Леонтьев).

3. Смысловая теория мышления (школа О.К.Тихомирова).

4. Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин).

5. Исследования процессуальных форм мышления в школе С.Л.Рубинштейна (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин).

 

Тема 29. Структура процесса мышления.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

2. Формы мышления: суждение, умозаключение, аналогия.

3. Мышление и решение задач: соотношение проблемной ситуации и задачи.

4. Цель, задача и искомое в мыслительной деятельности.

5. Способы решения мыслительных задач (алгоритмический и эвристический).

 

Тема 30. Интеллект. Креативность.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к изучению интеллекта.

2. Теории и модели интеллекта: однофакторные и многофакторные модели (А.Бинэ и Т.Симон, Ч.Спирман, Г.Айзенк, Дж.Равен, Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг и др.).

3. Проблема измерения уровня развития интеллекта. Теории креативности.

4. Соотношение интеллекта и креативности, методы их диагностики.

5. Показатели креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).

6. Интуиция (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров).

7. Эвристика.

 

Тема 31. Фило-, социо- и онтогенез мышления.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Филогенез мышления.

2. Основные направления изучения интеллектуального поведения животных.

3. Социогенез мышления.

4. Культурно - историческая концепция становления речевого мышления как высшей психической функции (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).

5. Роль культуры в формировании специфики мышления: кросс-культурные исследования (Л. Леви-Брюль, А.Р. Лурия, М. Коул и др.).

6. Развитие мышления в онтогенезе (Д. Брунер, Ж.Пиаже, Л.С. Выготский и др).

7. Современные представления об интеллектуальном развитии человека в течение всей жизни.

8. Принципы развития мышления.

Ключевые термины по теме: абстракция, анализ, гипотеза, дедукция, интеллект, индукция, инсайт, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, обобщение, понятие, разум, словесно-логическое мышление, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, эвристика.

 

Тема 32. Воображение. Формы, виды и механизмы.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о воображении.

2. Отличие воображения от образов памяти и восприятия.

3. Физиологическая основа воображения.

4. Роль воображения в регуляции процессов организма человека.

5. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

6. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

7. Сновидения, галлюцинации и грезы.

8. Мечты и фантазии.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Функции воображения.

2. Основные этапы формирования воображаемых образов.

3. Анализ, абстрагирование, синтез.

4. Агглютинация как механизм формирования образов воображения.

5. Схематизация и акцентировка.

 

Тема 33. Этапы и механизмы творческой деятельности

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Творчество и развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание.

2. О.М. Дьяченко (1980) о творческих работах детей.

3. Е.Е.Кравцова, Г.Г. Кравцов (1996) о творческих способностях.

4. Г. Рибо о методах изобретения

5. Г. Уоллес о творческом процессе.

6. Г. С. Альтшуллер —теория решения творческих задач.

Ключевые термины по теме: виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное; сновидения, галлюцинации и грезы, мечты и фантазии, агглютинация, схематизация и акцентировка

 

Тема 34. Общая характеристика эмоций.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Общее представление об эмоциях.

2. Феноменология эмоций. Функции эмоций.

3. Теории эмоций: трехмерная теория чувствований В.Вундта, «периферическая» теория Джеймса-Ланге, «утилитарная» теория У. Кеннона, теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

 

Семинар

1. Вопросы для обсуждения

2. Эмоциональный тон ощущений.

3. Эмоции в регуляции деятельности.

4. Биологическая целесообразность эмоций.

5. Условия возникновения эмоционального процесса.

6. Соотношение эмоций и процессов познания.

 

Тема 35. Эмоции и чувства. Основные виды и закономерности

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Значение эмоций и чувств в жизни человека.

2. Классификации эмоций, их основания.

3. Понятие базовых эмоций.

4. Разновидности эмоциональных явлений.

5. Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические.

6. Чувства и их виды: моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

7. Настроения, аффекты, страсти, стресс.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Психологические закономерности эмоций и чувств: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения.

2. Внешнее выражения (экспрессия) эмоций и чувств.

3. Физиологическое объяснение эмоций.

4. Эмоции и личность.

5. Управление эмоциями и чувствами.

 

Тема 36. Способы изучения эмоций.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Самонаблюдение в изучении эмоций.

2. Физиологические показатели выражения эмоций и их выявление.

3. Диагностика аффекта и детекция лжи.

4. Поведенческие проявления эмоций (эмоциональная экспрессия): мимические, пантомимические и речевые.

5. Изучение влияния эмоций на деятельность и познавательные процессы.

 

Тема 37. Эмоциональные состояния и чувства.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Общее представление об эмоциональных состояниях.

2. Физиологический и эмоциональный стресс.

3. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

4. Фрустрация: экспериментальные исследования, типы реакции в состоянии фрустрации.

5. Страх и тревога, виды и функции тревоги.

6. Тревожность как состояние и как свойство личности. Другие негативные эмоциональные состояния.

7. Психологическая защита и совладание.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Эмоции в межличностных отношениях.

2. Привязанность.

3. Эмпатия.

4. Любовь.

5. Положительные эмоциональные состояния.

6. Радость.

7. Счастье.

8. Пиковые переживания.

9. Состояние потока.

10. Современная позитивная психология об эмоциях и чувствах.

 

Ключевые термины по теме: эмоции, чувства, настроение, аффект, астенические чувства, депрессия, ирония, стенические чувства страсть, стресс, эмпатия, стыд, презрение, отвращение, гнев, страдание, удивление, радость; психологические закономерности эмоций и чувств: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения.

 

Тема 38. Воля и ее значение в организации и регуляции деятельности

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о воле, ее значение в жизни человека, в организации и регуляции деятельности.

2. Проблема воли в психологии.

3. Произвольность и воля.

 

Тема 33. Основные направления исследования воли в психологии. Развитие воли

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Исследования воли в психологии.

2. Изучение воли как мотивационной саморегуляции в школах Л.С. Выготского и Х. Хекхаузена.

3. Проблема самодетерминации.

4. Волевые качества личности: решительность, самостоятельность, целеустремленность, смелость, мужество, выдержка.

5. Природа волевого действия.

6. Воля, сознание, речь.

7. Структура волевого действия.

8. Развитие волевых процессов у человека.

 

Ключевые термины по теме: воля, волевая активность, волевое действие, волевое усилие, волевое поведение, волевой процесс, волевые качества, целеустремленность, упорство, терпеливость, настойчивость, выдержка, самообладание, смелость, решительность, самоотверженность, принципиальность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, организованность, деловитость, старательность, сила воли.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Двойственная природа образов восприятия: восприятие как отражение объективного мира и форма представления знаний субъекта о нем.

2. Основные подходы к объяснению механизмов восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Критерии различения этих подходов.

3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпирическая точки зрения.

4. Теории перцептивного научения: обогащение и дифференциация.

5. Экологический подход к восприятию пространства и движения.

6. Экологическая теория константности.

7. Способы искажения сетчаточных изображений: инверсия, реверсия, смещение в пространстве и во времени, изменение цветности знака диспаратности.

8. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации и ее экспериментальные исследования.

9. Феномены псевдоскопического восприятия.

10. Кросскультурные исследования восприятия.

11. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста.

12. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза и ее модификация(Пьерон).

13. Явление ретроактивной интерференции и его исследование.

14. Явление реминисценции. Феномен Бэлларда.

15. Общая характеристика систем памяти (СР, КП, ДП): функции,емкость, процессы, форма хранения информации.

16. Характеристика иконической памяти. Эксперимент Сперлинга: методика частичного отчета с задержкой и без задержки, результаты и выводы.

17. Характеристика эхоической памяти. Эффекты модальности и приставки.

18. Характеристика кратковременной памяти (КП). Эксперимент М.Петерсон и Л.Петерсона.

19. Контролируемые процессы в КП: повторение, структурирование, их функции.

20. Сканирование памяти и зрительная КП. Эксперимент Стернберга.

21. Эксперименты Познера по сравнению букв.

22. Забывание в КП. Эксперимент Во и Нормана.

23. Эксперименты на свободное припоминание. Позиционные эффекты и их объяснение.

24. Понятие, методы и основные результаты исследования метапамяти.

25. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).

26. Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.

27. Характеристика контролируемой и автоматической переработки информации.

28. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.

29. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.

30. Понятие, методы и результаты исследования метавнимания.

31. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.

32. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов.

33. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.

34. Характеристика видов памяти, по Бергсону.

35. Виды амнезий. Изменения памяти при корсаковском синдроме. Закон регрессии Рибо.

36. Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований.

37. Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.

Примерные темы для рефератов:

1. Интегративный подход в исследовании сенсорных форм чувствительности.

2. Роль зрительной системы человека в развитии познавательных процессов.

3. Эмоциональный аспект цветовосприятия.

4. Иллюзии восприятия.

5. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятии.

6. Психофизиологические основы памяти.

7. Интегративный подход в исследовании памяти.

8. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.

9. Влияние осмысленности материала на запоминание.

10. Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти.

11. Трехкомпонентная теория памяти.

12. Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней переработки информации.

13. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.

14. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.

15. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

16. Характеристика функций и свойств внимания.

17. Эффекты и критерии наличия внимания.

18. Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.

19. Взаимообусловленность функционирования памяти и мышления в индивидуальном развитии психики человека.

20. Познание и мышление, проблемы объективности и истины.

21. Закономерности мышления.

22. Мышление как процесс постановки и решения задач.

23. Мышление в условиях диалога с компьютером.

24. Соотношение понятий: мышление, ум, мудрость, рассудок, разум, интеллект.

25. Характеристика и сравнение основных видов мышления.

26. Полиморфность процессов мышления, их зависимость от характера задачи и от индивидуальных особенностей субъекта.

27. Продуктивные и репродуктивные формы интеллектуальной деятельности.

28. Исследование мышления в отечественной психологии.

29. Специфика эмоционального отражения.

30. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций.

31. Представления Ч.Дарвина о выражении эмоций.

32. Теория Джемса-Ланге.

33. В.С.Мерлин о месте эмоций в структуре интегральной индивидуальности.

34. Роль эмоций в интеллектуальной деятельности.

35. Эмоциональный стресс.

36. Эмоции и аффекты.

37. Вояи и подходы к ее изучению.

38. В.С.Мерлин о месте волевых процессов в структуре интегральной индивидуальности.

39. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции.

40. Волевая регуляция как преобразование проблемных ситуаций.

 

Примерные темы для курсовых работ:

1. Интегративный подход в исследовании сенсорных форм чувствительности.

2. Сенсорно-перцептивные процессы в структуре психики.

3. Роль зрительной системы человека в развитии познавательных процессов

4. Теории восприятия.

5. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы.

6..Экологический подход к зрительному восприятию

7. Фурье-анализ зрительного восприятия.

8. Интегративный подход в исследовании памяти.

9. Исследование памяти в когнитивной психологии.

10. Человеческая память и процесс обучения.

11. Основные факты и закономерности психологии памяти.

12. Память и деятельность.

13. Память в процессе развития.

14. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.

15. Проблема соотношения и роли чувственных и логических компонентов познания в развитии психики субъекта.

16. Взаимообусловленность функционирования памяти и мышления в индивидуальном развитии психики человека.

17. Комплексное исследование структуры индивидуального знания.

18. Пути и методы исследования мышления.

19. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение решений.

20. Полиморфность процессов мышления.

21. Мышление и прогнозирование.

22. Стратегическое мышление в сложных ситуациях.

23. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений.

24. Значение интроспективной психологии, вюрцбургской школы и теории О.Зельца для развития современной психологии мышления.

25. Методология изучения мышления как познавательного процесса в когнитивных теориях.

26. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода.

27. Фило- и социогенез мышления.

28. Онтогенетическое развитие мышления и речи.

29. Язык, речь, сознание и мышление.

30. Проблема соотношения чувственных и логических компонентов познания в дискуссии о воображении

31. Микро – и макрогенетические аспекты умственного развития человека

32. Исследования мышления в отечественной психологической науке

33. Психология продуктивного (творческого мышления).

34. Психология интеллекта: парадоксы исследования.

35. Роль мышления в развитии жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации.

36. Исследование внимания в когнитивной психологии.

37. Теории волевого внимания.

38. Влияние эмоций на познавательные процессы.

39. Теория дифференциальных эмоций.

40. Управление эмоциями и чувствами.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.015 с.)