Раздел II. Психические процессы. Вторичные свойства индивида. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Психические процессы. Вторичные свойства индивида.



Цель раздела: знакомство с основными направления, понятиями и проблемами фундаментальных исследований психологии психических процессов.

Задачи раздела:

Ø дать общее представление о законах и закономерностях функционирования психических процессов;

Ø познакомить студентов с основными понятиями психологии познавательных и регулирующих процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, эмоции и чувства, волевые процессы);

Ø усвоение студентами основных определений, теорий, фактов, закономерностей, методов, существующих в психологии познавательных процессов.

Ø усвоение студентами основных определений, теорий, фактов, закономерностей, методов, существующих в психологии познавательных процессов.

 

Содержание II раздела/

Тема 1. Место и роль психических процессов в структуре ИИ.

Общее представление о когнитивных и эмоционально-волевых процессах и их взаимосвязь. Связь психических процессов со свойствами нейродинамического уровня.

Влияние психодинамических особенностей индивидуальности на познавательные процессы. Динамика отрицательных последовательных образов в зависимости от экстраверсии – интроверсии (исследование Т. П. Палкиной). Индивидуальные различия в динамике мыслительной деятельности у лиц разного темперамента по Ю.В. Кулюткину. Влияние психодинамической тревожности на результативность учебной деятельности школьников (Р. Аллагулов).

Зависимость психических процессов от свойств личности. Влияние волевых черт личности на самооценку (исследование И.В.Боязитовой)

 

Тема 2. Ощущение. Классификация ощущений.

Понятие об ощущении. Место ощущений в ряду других познавательных процессов. Раздражимость чувствительность. Рефлекторная природа ощущений. Анализаторы как органы ощущений, их общее строение и функции. Феномены взаимодействия сенсорных процессов..Классификации ощущений. Виды ощущений: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные. Специфика ощущений различных модальностей. Свойства ощущений.

 

Тема 3. Закономерности ощущений

Адаптация. Контраст. Взаимодействие ощущений. Синестезия. Сенсибилизация. Понятие о пороге сенсорных процессов. Подпороговая, абсолютная, различительная чувствительность. Классические методы измерения порогов.

Тема 4 .Психофизика и проблемы измерения ощущений. Предмет и задачи психофизики. Прямое и косвенное измерение ощущений. Закон Бугера-Вебера. Закон Фехнера. Закон Стивенса. Определение измерения, типы измерительных шкал. Психофизическая теория обнаружения сигналов.

Тема 5. Общее представление о восприятии

Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения, их генетическая взаимосвязь. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимулы. Двойственная природа образов восприятия: чувственная ткань и предметное содержание. Виды образных явлений, специфика образов восприятия среди других видов образов.

Тема 6. Физиологическая основа восприятия.

Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Физиологический механизм восприятия, раздражители, центры анализаторов, нейроны-детекторы, временные нервные связи в интегративных зонах коры головного мозга, перцептивные зоны.

Тема 7. Виды восприятия и свойства восприятия.

Свойства восприятия: целостность, структурность, предметность, константность, осмысленность, обобщенность, избирательность. Роль движений в восприятии.

Восприятие фигуры и фона. Восприятия целого и части. Неизменная информация в восприятии. Активный характер восприятия. Иллюзии. Влияние культурного опыта на восприятие. Восприятие и личность.

Тема 8. Восприятие пространства, движения, времени.

Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины. Роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа. Восприятие движения, признаки восприятия реального движения. Системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения. Экологический подход к восприятию пространства и движения. Феноменология восприятия времени. Механизмы и теории восприятия времени.

Тема 9. Константность восприятия.

Определение и виды константности восприятия. Процедура ее измерения. Коэффициент константности. Ядер-контекстная теория константности. Теория перцептивных уравнений. Экологическая теория константности.

Тема 10. Предметность восприятия.

Виды оптических искажений. Феномены инвертированного зрения. Перцептивная адаптация к искажениям и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия; правило правдоподобия. Исследование феномена "кожного зрения" у слепых. Проблема создания искусственных органов чувств. Концепция образа мира А.Н. Леонтьева.

Тема 11. Теории восприятия.

Теоретические подходы к объяснению механизмов восприятия. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу (bottom-up): структуралистская теория, гештальттеория, экологическая теория Дж. Гибсона. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу (top-down): теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, теория категоризации Дж. Брунера, ресурсный подход к восприятию Д. Канемана, теория перцептивного цикла У. Найссера.

Тема 12. Развитие восприятия.

Развитие сенсорики в пренатальный период: чувствительность внутриутробного младенца к тактильной, слуховой и зрительной стимуляции. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Эмпирические исследования, подтверждающие нативистическую и эмпиристическую точки зрения. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Развитие сенсорики в онтогнезе и трудовой деятельности. Теоретические представления о механизмах перцептивного научения.

Тема 13. Культурно-исторические и индивидуально-психологические детерминанты восприятия.

Кросскультурные исследования восприятия. Культурно-историческая традиция в исследовании восприятия. Мотивация, потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.

Тема 14. Общая характеристика процесса внимания и его физиологическая основа

Общее представление о внимании. Проблема внимания. Внимание: самостоятельный процесс или свойство других психических процессов. Психологические теории внимания: теория внимания В.Вундта, В. Джеймса, Т. Рибо, Н.Н. Ланге. Внимание в гештальтпсихологии. Модели внимания в когнитивной психологии. Теория П. Я. Гальперина. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д. Н. Узнадзе. Внимание как теоретический конструкт: история и современное состояние. Феномены внимания. Внимание как процесс организации психической деятельности. Функции внимания, механизмы их реализации. Физиологические основы внимания.

Тема 15 Функции, виды и свойства внимания .

Виды внимания: внешнее, внутренне, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Виды внимания (Э.Титченер, У.Джеймс, Н.Ф.Добрынин). Нарушения. Субъективные и объективные критерии внимания. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Роль движений в акте внимания. Роль внимания в различных видах жизнедеятельности.

Функции внимания. Свойства внимания: избирательность, сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение. Индивидуальные особенности внимания. Взимание и личность.

Тема 16. Внимание как механизм мобилизации для оптимального выполнения деятельности.

Моторные теории внимания. Теория моноидеизма Т.Рибо. Естественное и искусственное внимание. Проблема внимания в гештальтпсихологии (Э. Рубин, В. Келер). Ресурсные теории внимания (Д.Канеман и другие). Качественное своеобразие психических процессов, протекающих в условиях внимания (В.Вундт, Д.Н.Узнадзе).

Тема 17. Внимание как механизм селекции информации

Избирательность как свойство сознания. Понятие преперцепции (У.Джеймс). Метафора фильтра. Метафора прожектора. Модели ранней и поздней селекции. Модель множественной и гибкой селекции (Э.Трейсман). Соотношение моделей селекции и моделей ресурсов (У. Джонстон, С. Хайнц).

Предвосхищение как механизм селекции. Теория волевого внимания (Н.Н.Ланге): усиление образа восприятия за счет содержания памяти.

Теория внимания как перцептивного действия (У.Найссер).

Тема 18. Внимание как механизм интеграции содержания сознания.

Внимание как состояние и процесс сознания. Перцепция и апперцепция. Объем сознания и объем внимания (В.Вундт). Понятия аккомодации и инерции внимания (Э. Титченер). Теория внимания как интеграции признаков воспринимаемого объекта (Э.Трейсман).

Внимание как механизм упорядочения сознания (М. Чиксентмихайи).

Тема 19. Внимание как контроль.

Развитие внимания как высшей психической функции (Л.С.Выготский). Деятельностная интерпретация феномена внимания (А.Н.Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Иванников). Внимание как умственный контроль: формирование внимания (П.Я.Гальперин).

Современные представления о внимании как контроле (Д. Норман и Т. Шаллис, М.Познер и др.). Контролируемые и автоматические процессы переработки информации (Р. Шиффрин, Р. Шнайдер).

Тема 20. Общая характеристика процессов памяти и ее теории.

Общее представление о памяти. Специфика памяти человека. Биохимические и физиологические механизмы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Функции памяти. Проблема классификации видов памяти. Память как сквозной психический процесс (Л.М.Веккер). Память и научение. Теории памяти. Ассоциативная теория памяти. Исследования Г. Эббингауза. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского-Леонтьева. Информационно-кибернитическая теория памяти. Нарушения памяти. Феноменальная память.

Тема 21. Виды памяти

Основные виды памяти: двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словесно-логическая, произвольная, непроизвольная, кратковременная, оперативная, долговременная, механическая и логическая.

Тема 22. Непроизвольная память.

Закономерности непроизвольного запоминания. Деятельностный подход (А.А.Смирнов, П.И.Зинченко). Эффект генерации.Интенциональный подход (Г.К. Середа). Исследования памяти в школе К. Левина: эффект незаконченного действия (Б.В.Зейгарник, М.А.Овсянкина); забывание намерения, эффект замещающего выполнения действия (Г.В.Биренбаум). Психоаналитический подход (З.Фрейд). Память и установка: школа Д.Н. Узнадзе. Модели уровневой переработки информации в когнитивной психологии (Ф. Крейк, Г. Локхарт).

Тема 23. Произвольная память.

Управление мнемическими процессами. Приемы произвольного запоминания: повторение; образные и вербальные мнемотехники. Социо-культурная детерминация развития произвольной памяти (П.Жане, Л.С.Выготский). Развитие произвольной памяти в онтогенезе, параллелограмм развития (А.Н.Леонтьев).

Тема 24. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти

Исследования памяти в работах Г.Эббингауза: методы и законы. Кривая забывания. Позиционный эффект. Эффект фон Ресторф. Проблема доступности запечатленной информации: модели забывания (угасание, проактивная и ретроактивная интерференция, вытеснение, потеря доступа к хранящейся в памяти информации и др.). Воспроизведение как конструирование (Ф.Бартлетт). Когнитивная психология памяти: когнитивные схемы; эксплицитная и имплицитная память; эффекты предшествования (прайминг).

Тема 25. Индивидуальные особенности и методы рационального запоминания

Объективные и субъективные условия запоминания. Основные виды запоминания. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Связь процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей. Основные формы забывания. Закон забывания Эббингауза. Способы замедления процессов забывания. Явления реминисценции.

Зависимость запоминания от характера деятельности, в которую оно включено, от места запоминаемого материала в структуре деятельности. Роль упражнения, способа заучивания, повторений на продуктивность запоминания. Влияние уровня мотивации на научение и память. Закономерности запоминания по Эббингаузу. Использование стимулов-средств для запоминания и припоминания. Воображение и память. Ассоциации и запоминание. Методы рационального запоминания.

Тема 26. Системы памяти

Представления о множественности систем памяти, методы исследования. Модели памяти: история и современное состояние.

Многокомпонентная модель памяти (У.Аткинсон, Р.Шифрин). Сенсорный регистр: иконическая память (Дж.Сперлинг), эхоическая память (Н. Морей). Рабочая память (А.Бэддэли и др.). Долговременная память: семантическая и эпизодическая (Э.Тулвинг); процедурная и декларативная память. Формы репрезентации информации в различных системах памяти. Проблема автобиографической памяти (Дж. Робинсон, В.В. Нуркова).

Тема 27. Общая характеристика мышления.

Общие представления о мышлении. Определения мышления, круг феноменов. Специфика психологического изучения мышления. Диалогическая природа мышления человека. Мышление как процесс разрешения проблемных ситуаций. Мышление в системе познавательных процессов. Типы задач. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое; теоретическое и практическое; абстрактное и конкретное; репродуктивное и продуктивное; творческое и критическое; логическое и интуитивное; эмоциональное и рациональное; аутистическое и реалистическое и др. Индивидуальные особенности мышления. Типы и стили мышления. Ошибки и нарушения мышления.

Тема 28. Основные теории и методы изучения мышления: история и современное состояние.

Классическая психология сознания: мышление как ассоциация представлений (У.Джемс, А. Бэн). Вюрцбургская школа: мышление как акт усмотрения отношений. Безобразное мышление. Детерминирующая тенденция. Метод ретроспективной интроспеции. Мышление как функционирование интеллектуальных операций: «теория комплексов» О.Зельца. Гештальттеория: мышление как переструктурирование проблемной ситуации (М.Вертгеймер, К.Дункер, В.Келер). Понятия инсайт, конфликт, функциональное решение. Метод «рассуждения вслух» и метод подсказки. Бихевиоризм и необихевиоризм: мышление форма как поведения в новых условиях (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер). "Промежуточные переменные" как регуляторы мышления: когнитивные карты (Э.Толмэн). Когнитивный подход к анализу мышления. Теория Ж.Пиаже: когнитивные схемы и операции, ассимиляция и аккомодация. Мышление как процесс обработки информации (Г.Саймон, Дж.Брунер и др.).

Мышление как высшая психическая функция (Л.С. Выготский). Мышление как познавательная деятельность (А.Н. Леонтьев). Смысловая теория мышления (школа О.К.Тихомирова). Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин). Исследования процессуальных форм мышления в школе С.Л.Рубинштейна (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин).

Тема 29. Структура процесса мышления.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Формы мышления: суждение, умозаключение, аналогия.

Мышление и решение задач: соотношение проблемной ситуации и задачи. Цель, задача и искомое в мыслительной деятельности. Способы решения мыслительных задач (алгоритмический и эвристический).

Тема 30. Интеллект. Креативность.

Подходы к изучению интеллекта. Теории и модели интеллекта: однофакторные и многофакторные модели (А.Бинэ и Т.Симон, Ч.Спирман, Г.Айзенк, Дж.Равен, Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг и др.). Проблема измерения уровня развития интеллекта. Теории креативности. Соотношение интеллекта и креативности, методы их диагностики. Показатели креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс). Интуиция (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров). Эвристики.

 

Тема 31. Фило-, социо- и онтогенез мышления.

Филогенез мышления. Основные направления изучения интеллектуального поведения животных. Социогенез мышления. Культурно - историческая концепция становления речевого мышления как высшей психической функции (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Роль культуры в формировании специфики мышления: кросс-культурные исследования (Л. Леви-Брюль, А.Р. Лурия, М. Коул и др.). Развитие мышления в онтогенезе (Д. Брунер, Ж.Пиаже, Л.С. Выготский и др). Современные представления об интеллектуальном развитии человека в течение всей жизни. Принципы развития мышления.

 

Тема 32. Воображение. Формы, виды и механизмы.

Понятие о воображении. Отличие воображения от образов памяти и восприятия. Физиологическая основа воображения. Роль воображения в регуляции процессов организма человека. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Сновидения, галлюцинации и грезы. Мечты и фантазии.

Функции воображения. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглюцинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.

 

Тема 33. Этапы и механизмы творческой деятельности

Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. О.М. Дьяченко (1980) о творческих работах детей, которые характеризовались развитым воображением. Е.Е.Кравцовой, Г.Г. Кравцовым (1996) были приведены факты, говорящие о том, что творческие способности дошкольников улучшаются при организации занятий продуктивными видами деятельности совместно со взрослым. Г. Рибо: «что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач.

 

Тема 34. Общая характеристика эмоций.

Общее представление об эмоциях. Феноменология эмоций. Функции эмоций. Теории эмоций: трехмерная теория чувствований В.Вундта, «периферическая» теория Джеймса-Ланге, «утилитарная» теория У. Кеннона, теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Эмоциональный тон ощущений.

Эмоции в регуляции деятельности. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса. Соотношение эмоций и процессов познания.

 

Тема 35. Эмоции и чувства. Основные виды и закономерности

Значение эмоций и чувств в жизни человека. Классификации эмоций, их основания. Понятие базовых эмоций. Разновидности эмоциональных явлений. Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические. Чувства и их виды: моральные, интеллектуальные, эстетические и др. Настроения, аффекты, страсти, стресс.

Психологические закономерности эмоций и чувств: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения. Внешнее выражения (экспрессия) эмоций и чувств.

Физиологическое объяснение эмоций. Эмоции и личность. Управление эмоциями и чувствами.

Тема 36. Способы изучения эмоций.

Самонаблюдение. Физиологические показатели выражения эмоций и их выявление. Диагностика аффекта и детекция лжи. Поведенческие проявления эмоций (эмоциональная экспрессия): мимические, пантомимические и речевые. Изучение влияния эмоций на деятельность и познавательные процессы.

Тема 37. Эмоциональные состояния и чувства.

Общее представление об эмоциональных состояниях. Физиологический и эмоциональный стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Фрустрация: экспериментальные исследования, типы реакции в состоянии фрустрации. Страх и тревога, виды и функции тревоги. Тревожность как состояние и как свойство личности. Другие негативные эмоциональные состояния. Психологическая защита и совладание.

Эмоции в межличностных отношениях. Привязанность. Эмпатия. Любовь. Положительные эмоциональные состояния. Радость. Счастье. Пиковые переживания. Состояние потока. Современная позитивная психология.

Тема 38. Воля и ее значение в организации и регуляции деятельности

Понятие о воле, ее значение в жизни человека, в организации и регуляции деятельности. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля.

Тема 33. Основные направления исследования воли в психологии. Развитие воли

Исследования воли в психологии. Изучение воли как мотивационной саморегуляции в школах Л.С. Выготского и Х. Хекхаузена. Проблема самодетерминации.

Волевые качества личности: решительность, самостоятельность, целеустремленность, смелость, мужество, выдержка. Природа волевого действия. Воля, сознание, речь. Структура волевого действия. Развитие волевых процессов у человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.059 с.)