Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел Y. Деятельность. Речь. Общение.

Поиск

Цель раздела: знакомство с основными направления и проблемами фундаментальных исследований деятельности, речи и общения человека.

Задачи раздела:

Ø дать общее представление о законах и закономерностях деятельности и общения;

Ø познакомить студентов с основными понятиями деятельностного подхода в психологии;

Ø усвоение студентами основных определений, теорий, фактов, закономерностей, существующих в речевой и коммуникативной деятельности,

 

Тема 1. Деятельность и интегральная индивидуальность (деятельность и свойства субъекта как детерминанты развития интегральной индивидуальности)

Деятельность и интегральная индивидуальность. Понятие деятельности в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Д.Н.Узнадзе, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин).

Проблема соотношения «внешнего» и «внутреннего» как соотношение сознания и деятельности.

Интегральная индивидуальность и её развитие в деятельности. (В.С.Мерлин, В.В.Белоус, А.И.Щебетенко). Структура интегральной индивидуальности и свойства субъекта деятельности (Т.Копань, 1996; С.Акур, 1999).

Структура интегральной индивидуальности и объективные детерминанты деятельности (К.Макарова, 1992; И.Дрокина, 2000; Л.Ивашнёва, 1998; Г.Юрьев, 1997; С.Клемешов, 2000; Г.Былим, 2000; С.Никулина, 2000). Кольцевая зависимость свойств субъекта и объективных требований действительности (В.В. Белоус, И.В. Боязитова, 2004). Интегральная индивидуальность и эффективность деятельности. (А.Найманов,1991; Е.Михитарьянц, 1993; А.Урусов, 2001.)

Тема 2. Категория деятельности и деятельностный подход в отечественной психологи. Индивидуальный стиль деятельности

Макро-и микроструктура деятельности. Цели, мотивы, действия, операции, поступки. Поликультурный аспект деятельности. Понятие ведущего вида деятельности в онтогенезе. Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд. Навыки и их формирование. Категория деятельности. Деятельностный подход в отечественной психологи. Индивидуальный стиль деятельности Понятие стиля деятельности (Е.Климов,1996; М.Щукин, 1995;); стиль совместной деятельности (Н.Орлинкова, 1988).

Тема 3. Речь (общая характеристика речевой деятельности)

Понятие о речевой деятельности. Связь мышления, языка и речи. Нейрофизиологические основы речи.

Поликультурный подход к изучению речи: возрастные, гендерные, культуральные и социальные детерминанты речи (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, К.Леви-Стросс, Б.Малиновский, М.Элиаде, М. Мид, И. Черепанова, А. Ситников и др.)

Классификация видов речи: устная, письменная, внешняя, внутренняя, монологическая, диалогическая.. Функции речи: коммуникативная, интеллектуальная, регулирующая. Психология понимания речи (герменевтика и экзегеза).

Теории развития речи (Н. Хомский, С. Пинкер, Д. Уотсон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Патология речи.

Речь в работе психолога. Нейро-лингвистическое программирование в современном образовании, менеджменте, рекламе и психотерапии.

Тема 4. Язык, речь, сознание и мышление. Развитие речи.

Язык и речь. Гипотеза лингвистической относительности и детерминизма Сепира-Уорфа. Речь и речевая деятельность. Виды и функции речи. Л.С. Выготский и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи. Взаимоотношения мышления и речи в различных психологических теориях. Методы изучения значений. Психосемантический подход. Проблема порождения и понимания речевого высказывания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н. Хомский и др.). Психофизиологические и нейропсихологические исследования мышления и речи.

Тема 5. Психология общения (представление об общении в отечественной и зарубежной психологии)

Роль общения в развитии психики и сознания человека. Объективные и субъективные условия общения.

Функции и виды общения (по Г. Андреевой).

Уровни общения по А.Добровичу: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный.

Общение и совместная деятельность. Понятие психодинамической общительности.

Мета-модель как психолого-лингвистический инструмент активного слушания в нейро-лингвистическом программировании.

Тема 6. Коммуникативная и интерактивная стороны общения. Социальная перцепция как сторона общения.

Коммуникативная и интерактивная стороны общения. Роль социальных норм, социальных санкций и конформизма в общении.

Поликультурный аспект общения: гендерные, возрастные и этнические детерминанты процесса общения.

Социальная перцепция как одна из сторон общения. Роль вербальных, невербальных и паралингвистических средств общения.

Тема 7. Психологические механизмы общения и его эффекты

Характеристика психологических механизмов общения: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, идентификация, аффилиация, антиципация, фасилитация, ингибиция.

Стили общения по В. Сатир. Общение как структурирование времени по Э.Берну. Психологическая культура общения. Учёт индивидуальных особенностей партнёров в общении.

Навыки активного слушания: отзеркаливание, перефразирование, эмпатическое слушание с отражением чувств, резюмирование и т.д.

 

 


 


Содержание семинарских (практических) занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.008 с.)