Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Теоретические, методологические и естественно-научные основы психологии.

Поиск

Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи общей психологии.

2. Плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке.

3. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.

4. Особенности психологии как науки.

5. Мир психических явлений

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение житейской и научной психологии.

2. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний.

3. Внешние и внутренние фактора развития психологической науки.

4. Специфика психологического познания.

5. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

 

Ключевые термины по теме: психология, общая психология, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, интроспекционизм, бихевиоризм, прихоанализ, ассоциативная психология, гештальпсихология, психика, мозг, психическое отражение, сознание.

 

Тема 2. Развитие представлений о предмете психологии. Основные школы и направления

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Представления о предмете психологии до её выделения в самостоятельную науку.

2. Душа как предмет психологии. Сознание как предмет психологического исследования

3. Бессознательное как предмет исследования в психологии. Психоанализ. Психология установки. Исследования неосознаваемых процессов в когнитивной психологии.

4. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.

5. Целостный подход к изучению психических явлений. Гештальтпсихология.

6. Проблема человека в гуманистической и экзистенциальной психологии.

7. Информационный подход к исследованию познания в когнитивной психологии.

8. Проблема социокультурной детерминации психического развития.

9. Культурно-историческая психология.

10. Деятельностный подход в психологии.

11. Тенденции развития современной психологии.

 

Тема 3. Историческое введение в психологию

Семинар

Вопросы для обсуждения

 

1. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения.

2. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки.

3. Предметно-логический, личностный и социальный аспекты развития психологического знания.

4. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

5. Историческое преобразование взглядов на природу психики.

 

Тема 4. Этапы развития психологии

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Психология как наука о душе (Античная философия, Платон, Аристотель).

2. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании (Р.Декарт)

3. Психология как наука о сознании В.Вундт, Дж. Локк, у.Джемс).

4. Метод интроспекции, его сущность и критика.

5. Современные проблемы понятия и направления в психологии.

6. Психология как наука о бессознательном.

7. Проблема неосознаваемых процессов в психологии.

8. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного.

9. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н. Узнадзе.

10. Классификации неосознаваемых явлений в психологии.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Психология как наука о поведении.

2. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме.

3. Объективный подход в психологи Дж.Уотсона. Схема «стимул-реакция».

4. Развитие идей объективного подхода в необихевиоризхме Э.Толмена.

5. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

6. Целостный подход в психологии.

7. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического наблюдения.

8. Идеографический и номотетический подходы в современной психологии.

9. Гуманистическая психология. Основные идеи и представители.

10. Номотетический подход в современной психологии. Сущность компьютерной метафоры.

 

Ключевые термины по теме: психология, общая психология, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, интроспекционизм, бихевиоризм, прихоанализ, ассоциативная психология, гештальпсихология, психика, мозг, психическое отражение, сознание.

Тема 5. Естественно-научные основы психологии

Семинар 17.

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика и отражение.

2. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные токи зрения решения этой проблемы (анропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).

3. Закономерности высшей нервной деятельности.

4. Особенности и виды безусловных рефлексов

5. Особенности и классификация условных рефлексов.

6. Сущность динамического стереотипа.

7. Естественно-научные основы психики в теориях российских ученых.

8. Сущность и особенности функциональных систем психики.

9. Анатомо-физиологическое представительство психических процессов и состояний человека.

 

Тема 6. Специфика психического отражения

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Необходимость возникновения психического отражения в эволюции.

2. Этапы психического развития в филогенезе по А.Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта.

3. Роль психики в эволюции животного мира (А.Н.Северцов).

4. Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри).

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение, развитие сознания.

2. Основные отличия психики человека от психики животных.

3. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания.

4. Сознание и язык, его функции.

 

Семинар.

Вопросы для обсуждения

1. Две ипостаси психики человека: психика как деятельность и психика как образ (А.Н.Леонтьев) их возможное соотношение.

2. Природа человеческого сознания, характеристика сознания

3. Структура сознания.

4. Историческое развитие сознания.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Сознание и бессознательное в психике человека.

2. Представление о бессознательном, сформулированное Г.В.Лейбницем в ХУШ веке.

3. Бессознательное как предмет психологического исследования в Х1Х веке (И.Ф.Герберт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт).

4. Бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании З.Фрейда в конце Х1Х века.

5. Современное понимание бессознательного в рамках психодинамических теорий личности (З.Фрейд, Г.Салливан, К.Хорни, А.Адлер, К.Юнг).

 

Ключевые термины по теме: психология, общая психология, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, интроспекционизм, бихевиоризм, прихоанализ, ассоциативная психология, гештальпсихология, психика, мозг, психическое отражение, сознание.

 

Тема 7. Методологические основы психологии.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Общая, специальная и частная методология.

2. Специфика методологии психологической науки.

3. Методологические принципы.

4. Вклад в разработку методологических принципов ведущих отечественных ученых (С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева и др.).

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. История развития психологического исследования.

2. Цели и задачи и условия психологического исследования.

3. Этапы и принципы психологического исследования.

4. Приемы измерений и статистические способы обработки их результатов в психологическом исследовании

4. Методы психологического исследования.

 

Тема 8 Фундаментальные проблемы психологии.

Семинар 14.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема порождения сознания. Сознание и язык. Сознание и самосознание.

2. Психофизиологическая проблема.

3. Психофизическая проблема.

4. Этические проблемы профессиональной деятельности психолога.

5. Роль психологии в решении актуальных проблем современного общества.

 

Тема 9. Психология полиморфной индивидуальности

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Психология полиморфной индивидуальности и ее основные составляющие.

2. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке.

3. Структура интегральной индивидуальности

4. Способы интеграции наук о человеке.

5. Редукционизм и интегратизм в познании индивидуальности.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Тенденции исследования интегральной индивидуальности (одноуровневые связи интегральной индивидуальности и ее развитие; межуровневые связи интегральной индивидуальности и ее развитие)

2. Аддитивная и неаддитивная стратегии исследования интегральной индивидуальности.

3. Критерии иерархии и пути распознавания уровней ИИ.

4. Практическое значение теории ИИ.

 

Тема 10. Структура интегральной индив-ти (ИИ)

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Биохимический уровень ИИ

2. Соматический уровень ИИ

3. Нейродинамический уровень ИИ

4. Психодинамический уровень ИИ. Первичные свойства индивида.

5. Вторичные свойства индивида

6. Личностный уровень ИИ

7. Социально-психологический уровень ИИ

 

Тема 11 Основные принципы познания ИИ

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Принцип системности.

2. Принцип структурности

3. Иерархический принцип.

4. Принцип снятия.

5. Принцип значности.

6. Принцип детерминанты.

7. Принцип развития

 

Тема 12. Уровень организма в структуре ИИ

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Взаимосвязь соматической, биохимической и нейродинамической индивидуальностей.

2. Связь психологии с естественно-научными дисциплинами.

3. Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности. Строение нервной системы человека.

4. Основные структуры головного мозга

5. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Закономерности процессов возбуждения и торможения.

6. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности.

 

Тема 13. Психодинамический уровень ИИ. Первичные свойства индивида

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Психодинамический уровень ИИ.

2. Место темперамента в структуре интегральной индивидуальности.

3. Представление о темпераменте

4. История изучения темперамента.

 

Тема 14. Этап редукционизма и интегратизма в учении о типах темперамента.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Этапы редукционизма и интегратизма в учении о темпераменте.

2. Гуморальные теории темперамента (Гиппократ, Гален, Кант, Лесгафт).

3. Конституциональные теории темперамента (Э. Кречмер. У. Шелдон).

4. Психофизиологические теории темперамента (И.П.Павлов).

5. Современное состояние учения о типах темперамента. Темперамент как инвариант (В.В.Белоус).

 

Тема 15. Отличительные признаки и основные свойства темперамента

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Отличительные признаки темперамента.

2. Разные точки зрения на выделение свойств темперамента.

3. Основные свойства темперамента.

4. Пути гармонизации темперамента и деятельности.

 

Ключевые термины по теме: темперамент, эктраверсия, интроверсия, пластичность, ригидность, импульсивность, активность, эмоциональность, тревожность, редукционизм, интегратизм, инвариант, гуморальные теории, конституциональные теории, психофизиологические теории, интегральная индивидуальность.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Понятие сознания в интроспективной психологии и в работах Л.С.Выготского (сравнительный анализ)

2. Принцип елементаризма и целостный подход в психологии: сравнительный анализ.

3. Сравнительный анализ классической и неклассической физиологии. Психологический смысл неклассической физиологии.

4. Метод интроспекции, его сущность, варианты и принципиальные ограничения.

5. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различие.

6. Понятие ассоциации в психологии. Предмет и задачи ассоциативной психологии.

7. Ассоциации как механизм работы сознания в ассоциативной психологии.

8. Методы исследования бессознательного по З.Фрейду.

9. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей.

10. Полиморфная индивидуальность и основные пути ее исследования.

11. Интегральная индивидуальность и условия ее развития.

12. Интегральная индивидуальность и ее функционально-генетическая реконструкция.

13. Психология гендерных структур интегральной индивидуальности.

14. Интегральная индивидуальность и отношение к образовательной деятельности.

15. Интегральная индивидуальность и мотивация поведения.

16. Развитие интегральной индивидуальности современными образовательными технологиями.

17. Развитие интегральной индивидуальности в процессе обучения иностранному языку.

18. Интегральная индивидуальность у стабильных и нестабильных супружеских пар.

19. Интегральная индивидуальность и эффективность деятельности.

20. Интегральная индивидуальность и самостиль деятельности.

21. Смысложизненные ориентации и их динамика преобразующей деятельности.

22. Прикладной аспект психологии полиморфной индивидуальности.

Примерные темы для рефератов:

1. Методологические принципы психологии.

2. Предмет и категории психологии.

3. Сознание и бессознательное как проблема психологии.

4. Проблема закона и закономерностей психической деятельности.

5. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке о человеке.

6. Учение о человеке в трудах Б.Г.Ананьева (междисциплинарный подход).

7. Учение В.С.Мерлина об интегральной индивидуальности.

8. Пути интеграции наук о человеке.

9. Редукционизм и интегратизм в понимании целостной индивидуальности.

10. Интегральная индивидуальность с позиции соотношения внешнего и внутреннего.

11. Основные направления в исследовании психологии полиморфной индивидуальности.

12. Важнейшие принципы исследования психологии полиморфной индивидуальности.

13. Интегратизм как восхождение от аддитивной к неаддитивной стратегии познания полиморфной индивидуальности.

14. Принцип иерархии как стержневая характеристика полиморфной индивидуальности.

15. Взаимосвязь структур нейродинамической и психодинамической индивидуальностей.

16. Интегральная характеристика экстравертов и интровертов.

17. Пологендерные структуры интегральной индивидуальности.

18. Психология этнических структур интегральной индивидуальности.

19. Многомерная типология интегральной индивидуальности.

20. Структура интегральной индивидуальности и психология субъекта.

21. Интегральная индивидуальность и эффективность деятельности.

22. Структура интегральной индивидуальности и требования объекта.

23. Многообразие подходов к целостной (видовой) индивидуальности.

24. Типология целостной (видовой) индивидуальности.

25. Многоуровневая модель психологии всеобщей индивидуальности.

26. Полиморфная индивидуальность и психологическое образование в высшей школе.

27. Интегральная индивидуальность и пути разрешения межэтнических конфликтов.

28. Психология всеобщей индивидуальности и ее приложение.

29. Интегральная индивидуальность как объект междисциплинарного исследования.

30. Интегральная индивидуальность и основные направления ее исследования в педагогической психологии.

31. Структура интегральной индивидуальности и субъективные детерминанты деятельности.

32. Структура интегральной индивидуальности и объективные детерминанты деятельности.

33. Развитие интегральной индивидуальности в условиях симультанного взаимодействия объективной и субъективной детерминации.

34. Мозг и психика.

35. Физиологические основы индивидуально-психологических различий.

36. Место темперамента в структуре интегральной индивидуальности.

37. Современные концепции типа темперамента.

38. Взаимосвязь нейро-психодинамических уровней интегральной индивидуальности.

39. Темперамент и интеллект в структуре индивидуальности.

40. Пути гармонизации темперамента и деятельности.

Примерные темы для курсовых работ:

1. Историческое развитие предмета психологии до возникновения психологии как самостоятельной науки.

2. Теоретические основы психологии.

3. Естественно-научные основы психологии.

4. Методологические основы психологии.

5. Методологические принципы психологии.

6. Проблема предмета и категорий психологии как самостоятельной научной дисциплины.

7. Проблема закона и закономерностей психической деятельности.

8. Психология познания различных сфер человеческой индивидуальности.

9. Пути и способы интеграции наук о человеке.

10. Принципы системного исследования интегральной индивидуальности.

11. Интегральная индивидуальность с позиции соотношения внешнего и внутреннего.

12. Дискуссии о роли и значении физиологического учения И.П. Павлова для познания психических явлений.

13. Исследование физиологических основ индивидуально – психологических различий (Школа Б.М. Теплова – В.Д. Небылицина).

14. Изучение нейропсихологических основ психики.

15. Исследование взаимосвязи нейро - психодинамических уровней интегральной индивидуальности (школа В.С. Мерлина – В.В. Белоуса).

16. Изучение психофизиологических механизмов высших психических функций – мышления и речи.

17. Нетрадиционные подходы в исследовании мозговых процессов.

18. Место темперамента в структуре интегральной индивидуальности.

19. Учение о типах темперамента.

20. Пути гармонизации темперамента и деятельности

21. Проблема соотношения «академической» (теоретической и экспериментальной) и практической психологии.

22. Душа, как исторически первый предмет психологии.

23. Путь Р.Декарта к понятию сознания.

24. Предмет и методы эмпирической психологии сознания. Свойства сознания.

25. Понятие бессознательного в психоанализе З.Фрейда. Предсознательное и бессознательное.

26. Понятие установки в психологии (по работам Д.Н.Узнадзе)

27. Возможные классификации неосознаваемых явлений.

28. Понятие «поведение» в бихевиоризме.

29. Понятие «промежуточные переменные» и экспериментальные исследования поведения в необихевиоризме (по работам Э.Толмена).

30. Понятие целостного подхода в психологии.

31. Понятие «гештальт» в психологии. Экспериментальные исследования в гештальтпсихологии.

32. Понятие гуманистической психологии в широком и узком смысле слова.

33. «Компьютерная метафора» и примеры экспериментальных исследований в когнитивной психологии.

34. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе.

35. Основные положения культурно-исторического подхода в психологии (по работам Л.С.Выготского).

36. Принцип единства сознания и деятельности.

37. Условия возникновения психического отражения.

38. Роль психики в эволюции животного мира.

39. Роль языка в возникновении сознания.

40. Психологический смысл формулы А.Н.Леонтьева «Индивидом рождаются, личностью становятся»




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.145 (0.008 с.)