Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема психология социальных групп

Поиск

 

Задание 1. Заполните пробелы:

1. Метаиндивидуальность – это психологическая характеристика жизни человека в …

2. Метаиндивидуальность выражается в отношении … к данной конкретной индивидуальности.

3. Метаиндивидуальность проявляется в индивидуальном вкладе человека в…, его влиянии на окружающих, в психологической атмосфере, которая создается этим влиянием.

4. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом … и воспроизведения его в своей деятельности. (Ответ см. у
Мерлина В.С. [9] С. 111-112).

 

Задание 2. Дополните предложения.

1. Эмоционально-личностный статус выражается в …

2. Ценностно-ориентационный статус проявляется в …

3. Референтно-метрический статус проявляется в…

4. Социальная фасилитация заключается в стимулирующем влиянии поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность …

5. Неформальная группа – это реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе …

6. Коллектив – это группа, в которой межличностные отношения опосредованы совместной деятельностью, а содержание этой деятельности …

7. Социально-психологический климат характеризует качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих …

 

Задание 3. Какие из утверждений неверны и почему:

1. Деловое лидерство – определяется вкладом участника в реализацию профессиональной совместной деятельности.

2. Профессиональное лидерство – это способность участников группы брать на себя ответственность и руководить группой при реализации каких-либо целей совместной деятельности.

3. Референтным лидером является участник группы способный притягивать к себе людей и быть предпочтимым в общении.

4. Эмоциональным лидером является участник группы, чье мнение играет важную роль для большинства ее членов, при этом речь идет о значимых для совместной деятельности событиях, фактах.

5. Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей.

6. Внушение – это такой вид воздействия одного человека на другого, при котором у другого человека (реципиента), помимо его воли и желания возникают мысли у чувства, желания и настроения, которые пытался вызвать внушающий человек (индуктор).

7. Идентификация заключается во внутреннем осознанном расхождении во мнениях с окружающими, но внешнем согласии с ними, реализуемом в поведении.

8. Конформность – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.

 

Задание 4. Выберите правильный ответ и обоснуйте его.

1. Отличительными признаками лидера являются слова факторы:

а) обычно назначается официально и несет официальную ответственность за состояние дел в группе;

б) в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями;

в) обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных;

г) представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями;

2. Отличительные признаки руководителя:

а) обычно он выдвигается стихийно;

б) он не может иметь официальных прав и обязанностей в группе, но за ним признается право принимать решение в значимых для группы ситуациях;

в) он несет официальную ответственность за организацию и результаты совместной деятельности;

г) он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений в группе.

3. Показатели социальной перцепции отражают:

а) реальные изменения в поведении членов контактной группы под влиянием конкретной индивидуальности;

б) специфические особенности контактной социальной группы и конкретной социальной ситуации;

в) социальные роли, т.е. поведение человека в ответ на требования и ожидания социальной группы;

г) все ответы верны.

4. Различия социализации у детей и взрослых проявляется в том, что:

а) социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации;

б) дети могут оценивать нормы, а взрослые только усваивать их;

в) социализация детей зачастую предполагает понимание того, что существует множество «оттенков» проявления различных норм и правил, а социализация взрослых строится на подчинении и выполнении определенных норм и правил;

г) социализация детей ориентирована главным образом на мотивацию поведения, взрослых – на овладение определенными навыками.

5. По уровню развития различают следующие социальные группы:

а) большие и малые;

б) формальные и неформальные;

в) ассоциации, корпорации, диффузные группы, коллективы;

г) реальные и условные группы.

 

Задание 5. Определите какие характеристики относятся к отличительным признакам большой группы и какие – к отличительным признакам малой группы:

1. Пространственное и временное соприсутствие людей, оно дает возможность личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия.

2. Наличие постоянной цели совместной деятельности, реализация которой способствует реализации потребности каждого и в тоже время соответствует общим потребностям.

3. Количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе социальных признаков (классовой принадлежности пола, возраста, национальности и т.п.).

4. Наличие в группе организующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы или функция руководства может быть распределена между членами группы, а лидерство носит ситуативно-специфический характер.

5. Разделение и дифференциация персональных ролей, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой разный вклад в совместную деятельность, играя разные роли.

6. Реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность.

7. Вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения.

8. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

9. Выработка специфической групповой структуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику – это важнейший признак групповой целостности.

 

Задание 6. Укажите, каким понятиям соответствуют следующие определения:

1) …- это процесс и результат включения индивида в социальные отношения, путем усвоения индивидом социального опыта, стереотипов поведения, норм и ценностных ориентацией социальной среды.

2) …- группа, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально-заданной деятельностью, организующей их труд.

3) …- реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, симпатий, либо на основе прагматической пользы.

4) …- ограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями.

5) …- объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности) общность людей, являющаяся объектом изучения и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.

6) …- общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

7) …- группа, межличностные отношения в которой опосредованы содержанием внутригруппового общения, а совместная деятельность либо отсутствует, либо не влияет на отношения между членами группы.

8) …- организованная группа, цели деятельности которой замкнуты внутри себя, характеризуется максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

9) …- общность, в которой отсутствует сплоченность, как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

10) …- устойчивая во времени организационная группа людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных отношений между членами группы.

 

Тема: Деятельность

 

Задание 1. Заполните пробелы:

1. Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в котором человек выступает как..., целенаправленно воздействующий на....

2. Деятельностный подход - это методологический принцип, с позиции которого рассматриваются процессы формирования....

3. В соответствии с деятельностным подходом, протекание и развитие психических процессов существенно зависит от содержания и структуры..., ее мотивов, целей, и средств осуществления.

4. Ведущая деятельность - та, в которой возникают и проявляются главные изменения в …, на данной стадии его развития.

5. Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений ….

 

Задание 2. Дополните предложения:

1. Труд - деятельность, направленная на создание ….

2. Учение - деятельность, направленная на усвоение....

3. Игра - деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая….

4. Действия - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение....

5. Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики, благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, т.е. процесс переноса предметных действий во....

6. Экстериоризация - процесс порождения внешних действий, на основе преобразования ряда внутренних структур, т.е. вынесение вовне результатов....

7. Действие как единица деятельности отличается от импульсивного поведенческого акта, тем, что ….

 

Задание 3. Какие из утверждений неверны и почему?

I. Двигательные навыки складываются после усвоения и многократного личностного воспроизведения правил, принятых в обществе норм поведения.

2. Поведенческие навыки - это большинство механических трудовых операций, спортивных и бытовых действий.

3. Мыслительные навыки - чтение чертежей, навыки заучивания текстов, построения монологической речи, распределения и концентрации внимания и др.

4. Сенсорные навыки - умение на слух принимать сообщения, передаваемые азбукой Морзе, способность по звуку шагов определить, кто приближается.

5.Взаимодействие навыков - это влияние приобретенных навыков на формирование новых, либо помогая новому навыку сформироваться либо мешая ему.

6. Интерференция навыков - тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков или снижают их эффективность.

7. Ассоциативное торможение - интерференция навыков, наблюдаемая уже после овладения новым навыком, когда старый навык оказывает отрицательное влияние на уже сформировавшийся новый.

8. Репродуктивное торможение - интерференция при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения другим, более совершенным или соответствующим новым условиям действия; при этом новый способ усваивается нередко с большими затруднениями из-за тенденции выполнять освоенное действие старым ранее усвоением способом.

9. Перенос навыков состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка.

 

Задание 4. Выберите правильный ответ и докажите его истинность.

1. Овладение навыком деятельности приводит к:

а) резкому уменьшению времени выполнения работы;

б) исчезновению лишних движений и мышечного напряжения при выполнении;

в) к повышению производительности и качества труда и уменьшению усталости при выполнении той же деятельности;

г) все ответы верны.

2. Умения это:

а) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью знаний, т.е. это действие, возникшее на основе переработки знаний или в результате подражания;

б) способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным;

в) действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью;

г) действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

3. Действие это:

а) способ, которым выполняется деятельность в реальных условиях;

б) относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели;

в) методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида;

г) вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период.

4. Экстериоризация отражает:

а) процесс преобразования внешних предметных действий во внутренние, умственные;

б) переход от внутреннего умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами;

в) реализацию человеческих потребностей и выступает в качестве образа конечного результата деятельности;

г) состояние напряжения, возникшего в результате нехватки в организме какого-либо вещества или отсутствия необходимого для индивида предмета.

5. Усталость это:

а) закономерный физиологический процесс временного снижения работоспособности организма или отдельного органа, наступающий в результате деятельности;

б) психологическое явление, переживание, вызванное утомлением;

в) потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени;

г) черта характера, заключающаяся в отрицательном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

 

Задание 5. Укажите, каким понятиям соответствуют следующие определения:

1)... - это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношения субъекта в предметной деятельности;

2)... - это методологический принцип, который означает понимание психических процессов и явлений как формирующихся в деятельности в воспроизводящих в своей структуре и динамике ее основные свойства; в основу этого принципа положена категорий деятельности;

3)... - это способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации;

4) … -.физиологическое, анатомо-морфологическое обеспечение психических процессов;

5)... - деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований;

6)... - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры;

7)... - процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом;

8)... - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности, для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей;

9)... - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности;

10)... - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения, отсутствием поэлементной сознательной регуляции.

 

Тема: психология общения

 

Задание 1. Заполните пробелы:

1. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями
в ……. и включающий в себя обмен……, выработку единой стратегии ……, восприятие и понимание другого человека.

2. Л. Фейербах: «Отдельный человек, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем; человеческая сущность налицо только в ……, в единстве человека с человеком, опирающемся лишь реальность различия между «Я» и «Ты».

3. Продуктом общения наряду с сознанием является и …… человека, который возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования своих усилий и наиболее эффективного взаимодействия.

4. Общение – это важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельного индивида или небольшой группы людей, но и больших …… вплоть до целых народов, наций и государств.

 

Задание 2. Дополните предложения:

1. Субъекты общения – участники общения, которые в процессе общения могут выполнять различные ролевые функции; но главная их характеристика – это активность, порождающая …

2. Средства общения могут быть вербальными и невербальными, это способы …

3. Потребности в общении определяются …

4. Мотивация общения, кроме обмена информацией направлена на значимое изменение в...

5. Деловое общение характеризуется высокой степенью …

6. Игровое общение характеризуется неустойчивостью …

 

Задание 3. Какие из утверждений неверны и почему.

1. Информационная цель общения – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

2. Контактная цель общения – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.

3. Побудительная цель общения – стимуляция активности партнера направляющая его на выполнение тех или действий.

4. Координационная цель общения – это возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

5. Амотивная цель общения – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

6. Цель взаимопонимания в общении – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание намерений, установок, переживаний, состояний партнера.

7. Функционально-ролевая цель общения – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивидуально.

8. Цель оказания влияния – изменение поведения, представлений, потребностей, активности и т.д. партнера.

 

Задание 4. Видовые особенности общения обусловлены их предметной направленностью. Укажите, каким видам общения соответствуют следующие характеристики; и обоснуйте свой ответ:

1) характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов;

2) протекает как правило, в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов, в которых доминирует дух смирения и умиротворенности;

3) доминирует дух разума и вечное стремление к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности – аргументы и доказательства;

4) доминирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладателю и богатству;

5) одна из форм удовлетворения потребностей людей в непосредственном контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу;

6) отличается самым высоким уровнем ожидания, тепла, взаимного внимания, глубины взаимопонимания, полноты эмоционального контакта и радости взаимной любви.

 

Виды общения: семейное общение, микрообщение, экономическое общение, научное общение, религиозное общение, политическое общение.

 

Задание 5. Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение, функционально-ролевое и межличностное общение, духовное и утилитарное общение, традиционное и инновационное общение. Укажите, какие характеристики отражают каждый из перечисленных типов общения, и объясните, почему.

1) характеризуется высокой степенью регламентированности и однозначности, четкостью сценария отношений между взаимодействующими индивидами, сути, выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отношений, определенности результатов;

2) характеризуются неустойчивостью ролевых отношений, уровня их доминирования, непрогнозируемостью результата;

3) опосредовано духовными, нравственными, интеллектуальными интересами;

4) опосредовано практицизмом, стремлением извлекать из общения непосредственную материальную выгоду;

5) характеризуется выполняемой в рамках той или иной организации роли, правами или обязанностями, степенью полноты их реализации, адекватностью реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации требования, которые она предъявляет к роли и статусу индивида;

6) характеризуется поддержанием и развитием взаимного интереса к мотивации и целям взаимодействия, степенью взаимного понимания;

7) характеризуется высокой степенью регламентации, обрядами, ритуалами, детально регламентированное коммуникативное поведение;

8) характеризуется разрушением любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют достижению новых знаний, нарушением заданного стереотипа коммуникативного поведения.

 

Задание 6. Выберите правильный ответ, и докажите его истинность.

1. Информационно-коммуникативная функция общения охватывает:

а) все процессы, которые могут быть описаны как передача-прием информации;

б) возможности регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других, а также испытывать регуляционные воздействия с их стороны;

в) регуляционные воздействия в эмоциональной сфере, которые меняют модальность и интенсивность эмоциональных состояний;

г) все процессы, которые находят свое выражение в сплочении малых и больших групп и ориентированные на достижение взаимопонимания.

2. Идентификация – это:

а) процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов;

б) представление, видение субъектом другого человека как продолжения самого себя, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;

в) механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов;

г) все ответы верны.

3. Вы решили быть внимательным на лекции. Где лучше сесть?

а) в последних рядах;

б) прямо перед лектором;

в) у окна;

г) в центре аудитории.

4. Ваш одногруппник написал доклад выступления, с которым он собирается выступать на семинаре. Что бы Вы посоветовали ему для того, чтобы удержать внимание слушателей?

а) читать по бумажке;

б) смотреть прямо перед собой в пространство;

в) говорить с опущенными глазами;

г) поддерживать со слушателями визуальный контакт.

5. Какого принципа должен придерживаться автор письменного сообщения, чтобы коммуникация была эффективной?

а) стараться произвести впечатление на читателей, употребляя редкие и умные слова;

б) считать своих читателей всезнайками;

в) писать коротко и понятно;

г) не перечитывать и не переписывать написанное.

6. У Вашего одногруппника часто споры переходят в ссоры; чтобы этого избежать, по Вашему мнению, ему следует:

а) следует не слушать аргументы оппонента, а терпеливо ждать, когда настанет его черед говорить;

б) не выслушивать до конца, а вырабатывать по ходу слушания контраргументы;

в) говорить о личности партнера, а не о его аргументах, наблюдениях, заключениях;

г) коротко, своими словами передать аргументы оппонента, для того, чтобы убедиться, что они правильно поняты, а также для того, чтобы преодолеть эмоциональную вовлеченность, а только потом излагать свою точку зрения.

7. Чтобы избежать неконструктивного конфликта необходимо:

а) демонстрировать свое превосходство;

б) говорить повелительным тоном;

в) не прощать людям мелких слабостей;

г) избегать упреков, будучи терпимым к своеобразию другого и подчеркивать достоинства собеседника.

 

Задание 7. Укажите понятиям соответствуют следующие определения:

1) … сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека;

2) … субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности;

… общение при помощи мимики, пантомимики, жестов, через прямые сенсорные или телесные контакты.

 

3.3.2. Примерные вопросы (задания) для зачета (экзамена) или /и образцы промежуточных и итоговых тестов (заданий).

РАЗДЕЛ 1

1. Особенности психологии как науки.

2. Представление о житейской и научной психологии.

3. Предмет, объект, задачи психологии.

4. Этапы развития психологии.

5. Психология, как наука о душе (взгляды древнегреческих философов на психику человека).

6. Психология, как наука о сознании (интроспекционизм).

7. Психология, как наука о поведении (бихевиоризм).

8. Психология, как наука о бессознательном (психоанализ).

9. Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики (гуманистическая психология, трансперсональная психология).

10. Разделы и отрасли психологии.

11. Понятие о методологии в психологии

12. Методологические принципы (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, системности).

13. Теоретические подходы к пониманию сущности психики (роль природных и социальных условий в развитии психики)

14. Историческое развитие психики и сознания.

15. Структура и специфика функционирования нервной системы.

16. Взаимосвязь нервной системы и психики человека.

17. Специфика психического отражения.

18. Сознание и бессознательное в психике человека.

19. Характеристика и структура сознания.

20. Бессознательное как предмет психологического исследования.

21. Мозг и психика.

22. Основные требования к методам и методикам исследования(валидность, надежность, достоверность).

23. История развития психологических исследований.

24. Предмет, объект, цели и задачи психологического исследования.

25. Принципы психологического исследования.

26. Этапы психологического исследования.

27. Классификация современных психологических методов.

28. Понятие о полиморфной индивидуальности.

29. Место и роль интегральной индивидуальности в системе наук о человеке.

30. Способы интеграции наук о человеке.

31. Пути распознавания уровней интегральной индивидуальности,

32. Основные принципы системного исследования интегральной индивидуальности.

33. Структура интегральной индивидуальности.

34. Пути исследования интегральной индивидуальности (аддитивная и неаддитивная стратегия исследования).

35. Практическое значение теории интегральной индивидуальности.

36. Редукционизм и интегратизм в познании индивидуальности.

37. Психология всеобщей индивидуальности.

38. Интегративная психология развития.

39. Интегральная индивидуальность и ее развитие в деятельности.

40. Интегральная индивидуальность и эффективность деятельности.

41. Первичные свойства индивида – темперамент человека(общая характеристика)

42. Взаимосвязь нейродинамической и психодинамической индивидуальностей.

43. Этап редукционизма в учении о темпераменте.

44. Гуморальные теории темперамента (Гиппократ, Гален, И.Кант, П.Ф.Лесгафт)

45. Конституциональные теории темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон, С.Стивенс).

46. Нейрофизиологические теории темперамента (И.П.Павлов).

47. (Г.Айзенк, Кречмер, Мейли, Шелдон, Юнг).

48. Этап интегратизма в учении о темпераменте (В.С.Мерлин).

49. Темперамент как инвариант (В.В.Белоус).

50. Пути гармонизации темперамента и деятельности.

 

РАЗДЕЛ 2

1. Сущность процесса ощущения.

2. Физиологическая основа ощущений.

3. Ощущения в свете теории отражения.

4. Общие свойства ощущений.

5. Виды ощущений (классификация Ч.С.Шеррингтон).

6. Характеристика основных видов ощущений.

7. Психофизические закономерности ощущений.

8. Психофизиологические закономерности ощущений.

9. Понятие о восприятии, как уровня перцептивного отражения.

10. Физиологические механизмы восприятия.

11. Основные свойства и виды восприятия.

12. Закономерности процесса восприятия.

13. Восприятие пространства.

14. Восприятие движения.

15. Восприятие времени.

16. Особенности личности и восприятие.

17. Общее представление о памяти.

18. Физиологические основы памяти.

19. Характеристика основных процессов памяти.

20. Характеристика видов памяти по признаку психической активности.

21. Особенности кратковременной и долговременной памяти.

22. Характеристика видов памяти в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения.

23. Значение памяти в жизни человека.

24. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

25. Понятие о мышлении.

26. Физиологические основы мышления.

27. Теории мышления.

28. Виды мышления и их особенности.

29. Формы мышления и их характеристика.

30. Этапы решения мыслительных задач. Мыслительные операции.

31. Качества мышления.

32. Понятие о воображении.

33. Физиологические основы воображения.

34. Виды воображения.

35. Основные функции воображения.

36. Индивидуальные особенности воображения.

37. Основные «техники» воображения.

38. Воображение и творческая деятельность.

39. Внимание как психический феномен. Проблема внимания.

40. Физиологические механизмы внимания.

41. Теоретические модели внимания.

42. Основные свойства внимания.

43. Функции внимания.

44. Виды внимания.

45. Подлинная и мнимая рассеянность.

46. Общее представление об эмоциях.

47. Физиологические основы эмоций.

48. Теории эмоций.

49. Классификация эмоций (по форме протекания).

50. Выражение эмоций и культурные традиции.

51. Функции эмоций.

52. Управление эмоциями и чувствами.

53. Воля и ее основные признаки

54. Физиологические аспекты волевых действий.

55. Теории воли.

56. Уровни регуляции поведения.

57. Волевые качества личности.

58. Характеристика волевого действия

59. Основные направления развития воли.

60. Развитие волевых качеств.

 

РАЗДЕЛ Ш

1. Место личности в структуре ИИ.

2. Общее представление о личности.

3. Личность, индивид, индивидуальность.

4. Отличительные признаки свойств личности.

5. Изучение личности в отечественной психологии.

6. Изучение личности в зарубежной психологии.

7. Формирование и развитие личности.

8. Основные факторы психического развития личности.

9. История исследования структуры личности.

10. Отечественные исследования структуры личности.

11. Исследования структуры личности в зарубежной психологии.

12. Отношение личности.

13. Основные формы направленности личности.

14. Понятие о мотиве.

15. Неосознанные мотивы (влечения, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния)

16. Осознанные мотивы (интересы, желания, убеждения, задачи)

17. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

18. Прямые императивные и неимперативные формы организации мотивационного процесса.

19. Врожденные потребности.

20. Приобретенные потребности.

21. Понятие о мотивации

22. Психологические теории мотивации.

23. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

24. Проявление характера в деятельности, общении и познании

25. Мотивация как фактор управления личностью.

26. Характер в структуре личности.

27. Понятие характера и его отличительные признаки.

28. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

29. Взаимосвязь черт характера и других черт личности.

30. Классификация черт характера.

31. Физиологическая основа характера.

32. Типология характера

33. Классификация акцентуций характера.

34. Формирование характера.

35. История изучения характера.

36. Способности, условиях их проявления и физиологическая основа.

37. Общие способности.

38. Общие интеллектуальные способности.

39. Специальные способности.

40. Уровни способностей.

41. Диагностика способностей.

42. Развитие способностей.

43. Понятие самосознания.

44. Компоненты самосознания.

45. Общее представление о «Я-концепции».

46. Самооценка

47. Уровень притязаний.

48. Локус контроля.

49. Развитие самосознания.

50. Самопознание и самосовершенствование.

РАЗДЕЛ IV

 

1. Социально-психологические свойства интегральной индивидуальности.

2. Особенности взаимосвязей интраиндивидуальных и социально-психологических свойств интегральной индивидуальности.

3. Взаимоотношения личности с социальными группами и обществом в целом.

4. Понятие о социальной группе и ее признаки.

5. Виды социальных групп.

6. Структура малой группы.

7. Отличительные признаки коллектива.

8. Развитие малой группы.

9. Разновидности конформизма и его причины.

10. Феномен группового давления.

11. Лидерство в малых группах.

12. Теории лидерства.

13. Роль личности руководителя в развитии социальных групп.

14. Специфика межгрупповых отношений.

15. Социальный опыт и его усвоение.

16. Самопознание в условиях социальной группы

17. Формирование личности в социальной группе.

18. Понятие о социальной дифференциации.

19. Социальные статусы и роли.

20. Роли с высоким и низким статусом. Соотношение статуса и свойств личности.

РАЗДЕЛ V

  1. Понятие «деятельность» и ее признаки.
  2. Общая психологическая характеристика деятельности.
  3. Взаимосвязь сознания и деятельности.
  4. Особенности субъектно-деятельностного подхода.
  5. Интериоризация и экстериоризация сознания в деятельности.
  6. Структура деятельности.
  7. Виды деятельности.
  8. Проблема совместной деятельности.
  9. Деятельностный подход в отечественной психологии.
  10. Взаимосвязь сознания и деятельности.
  11. Интериоризация и экстериоризация сознания в деятельности.
  12. Умения и навыки и условия их формирования.
  13. Зависимость эффективности деятельности от темперамента, пола и возраста человека.
  14. Индивидуальный стиль деятельности и его роль в жизни человека.
  15. Активность, деятельность и поведение в контексте профессиональной деятельности психолога.
  16. Изучение поведения в зарубежной психологии.
  17. Общее представление о речи и языке.
  18. Специфика речевой деятельности психолога.
  19. Теории речи.
  20. Физиологические механизмы речи.
  21. Нарушение речи.
  22. Виды, свойства и функции речи.
  23. Развитие речи.
  24. Общение как фактор человеческой жизнедеятельности.
  25. Категория общения в отечественной психологии.
  26. За


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.021 с.)