Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Личностный уровень интегральной индивидуальности

Поиск

 

Цель раздела: знакомство с основными направления, понятиями и проблемами фундаментальных исследований психологии личности.

Задачи раздела:

Ø дать общее представление о личности;

Ø познакомить студентов с теоретическими концепциями личности (западные теории, отечественные теории);

Ø усвоение студентами общих представлений о свойствах личности, их взаимосвязи (структура личности);

Ø усвоение студентами основных понятий, закономерностей, существующих в психологии личности (мотивация, способности, интеллект, самосознание).

 

Содержание раздела «Личностный уровень ИИ»

 

Тема 1. Личность и основные стратегии ее определения в психологии

 

Место личности в структуре ИИ. Понятия индивид-индивидуальность-личность. Общее представление о личности.

Отличительные признаки свойств личности. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии.

 

Тема 2. Теории личности

Психодинамические теории личности в трудах З. Фрейда и А. Адлера. Аналитическая теория личности К. Г. Юнга. Личность в рамках гуманистического подхода А. Маслоу и К. Роджерса. Когнитивная теория личности Дж. Келли. Поведенческая теория личности Дж. Уотсона, Б. Скиннера. А. Бандуры и Дж. Роттера. Диспозициональный подход в исследовании личности в работах Г. Оллпорта, Р. Кеттелла, Г. Айзенка. Эго-теории личности Э. Эриксона, К. Хорни, Э. Фромма. Деятельностный подход в изучении личности С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского. Формирование и развитие личности.

 

Тема 3. Структура личности

История исследования структуры личности. Исследования структуры личности в зарубежной психологии. Идеографический подход Г. Оллпорта. Лексикографический подход Р. Кеттелла. Пятифакторная модель В. Нормана. Клинические модели личности, основанные на тестах MMPI, CPI. Диспозициональные теории личности М. Заккермана, Г. Айзенка. Отечественные исследования структуры личности. Структура личности по С.Л. Рубинштейну, А. Г. Ковалеву, К. К. Платонову. Специфика подхода к структуре личности В. С. Мерлина.

Тема 4. Направленность личности. Мотивация и мотивы

Направленность личности. Основные формы направленности личности: брутальный тип личности, мещанин, эгоист, аскет. Система мотивов и гармоничная личность. Критические ситуации в проявлении истинных отношений личности. Понятие о мотиве и потребности.

Общее представление о мотивации. Отличительные признаки мотивов. Неосознанные или бессознательные мотивы: влечения, гипнотические установки, установки, фрустрационные состояния. Характеристика потребностей и критерии их классификации. Врожденные потребности: голод, жажда, температурная регуляция, сон, половая потребность. Приобретенные потребности: потребность в общении, познавательная потребность, эстетическая потребность, альтруизм, потребность в достижении успеха и избегания неудач. Психологические теории мотивации. Основные закономерности функционирования и развития мотивационной сферы. Управление мотивацией.

Тема 5. Отношения личности

Отношение личности как основной признак ее свойств. Отношение к людям, себе, делу и собственности. Убеждения личности как осознанные и обобщенные свойства личности

Тема 6. Характер

Понятие о характере и его отличительные признаки. Проявление характера в типичных социальных ситуациях: общении, учении, деятельности. Структура характера и его формальные свойства. Физиологическая основа характера. Роль свойств нервной системы и психодинамических свойств в становлении характера. Привычки, установки, автоматизмы и их роль в формировании характера. Типы типологий характеров. Конституциональные теории, (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.), акцентуальные теории, (Леонгард, Личко и др.), социальная типология характеров (Фромм и др.). Классификация характеров по К.Г. Юнгу, З. Фрейду, Э. Берну. История изучения характера: физиогномика, френология, хиромантия, дерматоглифика, характерология, конституциональная психология, графология. Современное представление о характере в отечественной психологии.

Тема 7. Способности

Способности, условиях их проявления и физиологическая основа. Виды способностей: общие и специальные. Уровни способностей: одаренность, талант, гениальность. Подходы к диагностике способностей. Основные трудности и ошибки в диагностике способностей. Пути развития способностей.

Общее представление об интеллекте. Социальный интеллект, эмоциональный интеллект, мудрость. Возрастная динамика интеллекта. Эффект Флинна. Влияние формальных особенностей семьи на интеллект: возраст родителей, порядковый номер рождения и количество сиблингов. Интеллект и социальный статус. Гендерные, расовые и социальные особенности интеллекта. Модели интеллекта.

Тема 8. Самосознание

Понятие самосознания. Компоненты самосознания по В.С. Мерлину. Я-концепция: образ «Я», самооценка и поведение. Составляющие Я-концепции. Полоролевая идентификация. Андрогинный тип личности. Этническая идентификация. Самооценка и ее функции. Структура, формы и виды самооценки. Самооценка и ее роль в адаптации и дезадаптации личности. Уровень притязаний и его роль в мотивации достижений. Понятие о самоэффективности. Развитие самосознания и самосовершенствование личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.006 с.)