Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Деятельность. Общение. Речь.

Поиск

Тема 1. Деятельность и интегральная индивидуальность (деятельность и свойства субъекта как детерминанты развития интегральной индивидуальности)

Семинар

Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие «деятельность» и ее признаки

2. Общая психологическая характеристика деятельности

3. Структура деятельности

4. Виды деятельности

5. Проблема совместной деятельности

 

Тема 2. Категория деятельности и деятельностный подход в отечественной психологи. Индивидуальный стиль деятельности

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Деятельностный подход в отечественной психологии.

2. Взаимосвязь сознания и деятельности.

3. Особенности субъектно-деятельностного подхода.

4. Интериоризация и экстериоризация сознания в деятельности.

5. Умения и навыки и условия их формирования.

6. Интегральная индивидуальность и ее развитие в деятельности.

7. Индивидуальный стиль деятельности и его роль в жизни человека.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Активность, деятельность и поведение.

2. Изучение поведения в зарубежной психологии.

3. Поведение в бихевиоральных теориях (Д. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Толмен, К. Халл).

4. Социальное направление в изучении поведения (А. Бандура и Дж. Роттер).

5. Научение в когнитивной психологии.

 

Ключевые термины по теме: целеполагание, орудия труда, обучение, воспитание, активность, предметность, субъектность, продукт деятельности, интериоризация, экстериоризация, деятельностный подход, потребность, мотив, цель, средства деятельности, действие, операция, утомление, усталость, игра, учение, труд, ведущая деятельность, умение, навыки, привычки, взаимодействие навыков, интерференция навыков, индивидуальный стиль деятельности.

Тема 3. Речь (общая характеристика речевой деятельности)

Семинар

Вопросы для обсуждения

 

1. Общее представление о речи и языке.

2. Роль языка и речи в формировании сознания.

3. Специфика речевой деятельности.

4. Теории речи.

5. Специфика внутренней речи.

6. Язык и культура.

 

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Физиологические механизмы речи.

2. Нарушение речи.

3. Виды свойства и функции речи.

4. Развитие речи.

5. Личность человека и его речь.

6. Детское словотворчество.

 

Тема 4.

Язык, речь, сознание и мышление. Развитие речи.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Язык и речь.

2. Гипотеза лингвистической относительности и детерминизма Сепира-Уорфа.

3. Речь и речевая деятельность.

4. Виды и функции речи. Л.С. Выготский и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи.

5. Взаимоотношения мышления и речи в различных психологических теориях.

6. Методы изучения значений.

7. Психосемантический подход.

8. Проблема порождения и понимания речевого высказывания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н. Хомский и др.).

9. Психофизиологические и нейропсихологические исследования мышления и речи.

 

Ключевые термины по теме: язык, речь, мышление, речевая деятельность, общение, вербальный канал общения, невербальный канал общения, коммуникативная функция, интеллектуальная функция, регулирующая функция, семантика, смысл, голосовой аппарат, органы слуха, речевые способности, ассимметрия мозга, центр Брока, центр Вернике, афазия, алалия, задержка развития речи, глухота, тугоухость, заикание, устная речь, письменная речь, внутренняя речь, активная речь, пассивная речь, гуление, лепет, младенческое разговор-пение, словотворчество, эгоцентрическая речь.

 

Тема 5. Психология общения (представление об общении в отечественной и зарубежной психологии)

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Роль общения в развитии психики и сознания человека.

2. Объективные и субъективные условия общения.

3. Функции и виды общения (по Г. Андреевой).

4. Уровни общения по А.Добровичу: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный.

5. Общение и совместная деятельность.

6. онятие психодинамической общительности.

7. Мета-модель как психолого-лингвистический инструмент активного слушания в нейро-лингвистическом программировании.

Тема 6. Коммуникативная и интерактивная стороны общения. Социальная перцепция как сторона общения.

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Коммуникативная и интерактивная стороны общения.

2. Роль социальных норм, социальных санкций и конформизма в общении.

3. Поликультурный аспект общения: гендерные, возрастные и этнические детерминанты процесса общения.

4. Социальная перцепция как одна из сторон общения.

5. Роль вербальных, невербальных и паралингвистических средств общения.

Тема 7. Психологические механизмы общения и его эффекты

Семинар

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика психологических механизмов общения: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, идентификация, аффилиация, антиципация, фасилитация, ингибиция.

2. Стили общения по В. Сатир.

3. Общение как структурирование времени по Э.Берну.

4. Психологическая культура общения.

5. Учёт индивидуальных особенностей партнёров в общении.

6. Навыки активного слушания: отзеркаливание, перефразирование, эмпатическое слушание с отражением чувств, резюмирование и т.д.

 

Ключевые термины по теме: общение, функции общения, стиль общения, средства общения, взаимодействие в общении, социально-психологическая общность, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода, коммуникативная деятельность общения, интерактивная деятельность общения, перцептивная деятельность общения, структура взаимодействия, ритуальный тип общения, манипулятивный тип общения, гуманистический тип общения, социальная перцепция, идентификация, рефлексия, обратная связь, эффект Барнума, эффект бумеранга, эффект первого впечатления, эффект края, эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, эффект стереотипизации.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Генетические и социальные предпосылки в развитии речи

2. Нарушение деятельности

3. Искусство слушать

4. Общение в работе психолога

Примерные темы для рефератов:

1. Нарушение деятельности

2. Проблема мотивации деятельности.

3. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Резервы в деятельности и их актуализация.

4. Отличительные особенности речи людей от систем общения животных.

5. Личность человека и его речь.

6. Детское словотворчество.

7. Речь в работе психолога.

8. Преодоление нарушений речи.

9. Обучение «проблемных» детей

10. Общение как фактор развития человека.

11. Соотношение общения, деятельности и поведения

12. Роль денотации и коннотации в вербальной коммуникации.

13. Письменная коммуникация.

14. Невербальное общение.

15. Кооперация и конкуренция как типы взаимодействия людей.

 

Примерные темы для курсовых работ:

1. Язык, речь и мышление.

2. Развитие речи.

3. Язык и сознание.

4. Специфика внутренней речи

5. Соотношение генетического и социального в развитии речи.

6. Подходы к общению в отечественной и зарубежной психологии.

7. Влияние межличностных отношений на эффективность деятельности.

8. Деятельность.

9. Проблема совместной деятельности.

 


Вопросы для самоконтроля по курсу «Общая психология»

1. Понятие сознания в интроспективной психологии и в работах Л.С.Выготского (сравнительный анализ)

2. Дискуссии по проблеме предмета психологии в школе А.Н.Леонтьева.

3. Сравнительный анализ классической и неклассической физиологии. Психологический смысл неклассической физиологии.

4. Метод интроспекции, его сущность, варианты и принципиальные ограничения.

5. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различие.

6. Полиморфная индивидуальность и основные пути ее исследования.

7. Интегральная индивидуальность и условия ее развития.

8. Интегральная индивидуальность и ее функционально-генетическая реконструкция.

9. Психология гендерных структур интегральной индивидуальности.

10. Интегральная индивидуальность и отношение к образовательной деятельности.

11. Интегральная индивидуальность и мотивация поведения.

12. Развитие интегральной индивидуальности современными образовательными технологиями.

13. Развитие интегральной индивидуальности в процессе обучения иностранному языку.

14. Интегральная индивидуальность у стабильных и нестабильных супружеских пар.

15. Интегральная индивидуальность и эффективность деятельности.

16. Интегральная индивидуальность и самостиль деятельности.

17. Смысложизненные ориентации и их динамика преобразующей деятельности.

18. Прикладной аспект психологии полиморфной индивидуальности.

19. Чем ощущение отличается от восприятия? Приведите примеры, доказывающие, что между этими двумя явлениями невозможно провести четкую границу.

20. Опишите нерешенные проблемы восприятия. Объясните, в чем сходство и различие между физическим миром и тем, как мы его воспринимаем.

21. Какова роль философии эмпиризма в трактовке ощущения и восприятия? Опишите вклад физиков ХІХв. В формирование современных представлений об ощущении и восприятии. Приведите примеры.

22. Что такое дифференциальный порог (порог различения) и как можно доказать его существование?

23. Что такое закон или уравнение Фехнера? Какую зависимость между стимулированием и ощущением он устанавливает? Как он связан с отношение (законом) Вебера?

24. Какую зависимость между ощущением и стимулированием устанавливает степенной закон Стивенса? Чем степенной закон Стивенса отличается от уравнения Фехнера?

25. Что такое дифференциация фигуры и фона? Какой фундаментальный принцип организации восприятия того, что находится в поле зрения, они иллюстрирует?

26. Что такое перцептивная установка? Какую роль в организации восприятия они отводит ожиданиям и предчувствиям? Как предшествующий опыт человека влияет на прецептивную установку?

27. Какое значение для выживания биологических видов имеет восприятие движения? Какую информацию об окружающем мире дает наблюдение за движущими предметами?

28. Объясните, почему при просмотре кинофильма на большом экране или по телевизору иногда кажется, что колеса со спицами катятся назад, хотя на самом деле транспортное средство едет вперед.

29. Поясните общее положение, согласно которому многие иллюзии восприятия определяются не одной какой-либо причиной, а несколькими разными причинами? Какие структурные и когнитивные компоненты, искажающие восприятие, могут причиной возникновения иллюзий?

30. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

31. В чем заключается отличие памяти от других психических функций? Где проходит граница между памятью и восприятием, вниманием, мышлением, понимаем, осознанием, подготовкой программы действия?

32. Приведите примеры и проанализируйте факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации.

33. Приведите примеры и проанализируйте факты участия памяти в порождении знаний, процессах понимания и при построении ментальных моделей среды.

34. Каковы количественные и качественные особенности памяти

35. Приведите примеры, иллюстрирующие связь памяти с личностью человека

36. Какие Вы знаете мнемотехнические приемы и как они влияют на развитие памяти?

37. Влияет ли возраст человека на память. Какие Вы можете привести аргументы, что память не зависит от возраста?

38. Как связаны мышление и эмоции?

39. Почему для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens»?

40. Что является осознанным и неосознанным в мыслительной деятельности?

41. Объясните феномен эмоциональной активации в структуре решения задачи

42. Охарактеризуйте мышление в условиях диалога с компьютером. Искусственный интеллект.

43. Раскройте теорию планомерного формирования умственных действий Гальперина.

44. Каковы основные условия развития творческого мышления?

45. Какие Вы знаете методы активизации мышления?

46. Какова связь воображения и мышления?

47. Является ли творческое воображение отражением личности и почему?

48. Как связаны между собой воображение и индивидуальное творчество художника? Сделайте сравнительный анализ различных направлений в современном искусстве.

49. Как используется воображение в психотерапевтических целях?

50. Перечислите этапы развития внимания у детей.

51. Можно ли управлять внимаем? Какие методы управления вниманием Вы знаете?

52. В чем проявляются индивидуальные особенности внимания?

53. Как проявляются эмоции в деятельности?

54. Охарактеризуйте уровни проявления эмоций и чувств (мимика, пантомимика, культурные различия в проявлении эмоций).

55. В чем заключается индивидуальное своеобразие эмоций и чувств?

56. Охарактеризуйте развитие эмоционально-волевой сферы у человека

57. Каковы основные направления исследования воли.

58. Какие Вы знаете методы развития волевых процессов у человека? Роль игры в развитии воли.

59. Охарактеризуйте структуру личности.

60. Личность и основные стратегии ее определения в психологии.

61. Место личности в структуре ИИ. Понятия индивид-индивидуальность-личность. Общее представление о личности.

62. Отличительные признаки свойств личности.

63. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии..

64. История исследования структуры личности.

65. Исследования структуры личности в зарубежной психологии.

66. Отношение личности как основной признак ее свойств. Отношение к людям, себе, делу и собственности. Убеждения личности как осознанные и обобщенные свойства личности.

67. Основные формы направленности личности: брутальный тип личности, мещанин, эгоист, аскет.

68. Система мотивов и гармоничная личность.

69. Критические ситуации в проявлении истинных отношений личности. Понятие о мотиве и потребности.

70. Общее представление о мотивации. Отличительные признаки мотивов

71. Структура общества и социальные взаимоотношения. Характер зависимости свойств личности от всеобщих социальных взаимоотношений

72. Понятие лидерства. Лидерство и руководство как социально-психологическое явление. Отличия руководства от лидерства.

73. Психология межгрупповых отношений.

74. Деятельность и интегральная индивидуальность.

75. Проблема соотношения «внешнего» и «внутреннего».

76. Навыки и их формирование.

77. Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд.

78. Интегральная индивидуальность и её развитие в деятельности. Структура интегральной индивидуальности и свойства субъекта деятельности (Т.Копань, 1996; С.Акур,1999).

79. Понятие о речевой деятельности. Связь мышления, языка и речи. Нейрофизиологические основы речи.

80. Классификация видов речи: устная, письменная, внешняя, внутренняя, монологическая, диалогическая, монологическая.

81. Функции речи: экспрессивная, информационная, номинативная, суггестивная, сакрально-магическая, терапевтическая, мобилизационная.

82. Психология понимания речи (герменевтика и экзегеза).

83. Роль общения в развитии психики и сознания человека. Объективные и субъективные условия общения.

84. Функции и виды общения (по Г. Андреевой). Роль социальных норм, социальных санкций и конформизма в общении.

85. Социальная перцепция как одна из сторон общения. Роль вербальных, невербальных и паралингвистических средств общения.

86. Уровни общения по А.Добровичу: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный.

87. Общение и совместная деятельность. Понятие психодинамической общительности.

88. Характеристика психологических механизмов общения: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, идентификация, аффилиация, антиципация, фасилитация, ингибиция.

89. Стили общения по В. Сатир. Общение как структурирование времени по Э.Берну. Психологическая культура общения. Учёт индивидуальных особенностей партнёров в общении.

90. Навыки активного слушания: отзеркаливание, перефразирование, эмпатическое слушание с отражением чувств, резюмирование и т.д.

 


2.3. Содержание частей дисциплины (разделов, групп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.013 с.)