Проективность, или Вынесенность психических продуктов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективность, или Вынесенность психических продуктов.



Проективность, или Вынесенность психических продуктов.

Проекция – свойство, при котором процесс создания картины мира происходит внутри нас, но результаты (образы) проецируются (выносятся) во внешний мир. Точка, куда выносится образ, называется точкой локализации.

Как считает НЛП (см. Бендлер и Гриндер), локализация образов может рассказать об отношении человека к объёкту.

Несводимость психических явлений к биологическим.

Психическая жизнь объективно существует, но невидима для окружаю­щих (распределена по всему телу и сконцентрирована в головном мозге). Психические процессы не могут наблюдаться напрямую, но выражаются в каких-либо действиях (см. П. Экман, И.М. Сеченов). Все тело психично, т. к. является инструментом и формой психического. В описании психических процессов нельзя ограничиваться только физиологическими характеристиками, по физиологическим изменениям невозможно представить, на что реагирует организм. Однако попытки связать психику и работу мозга были. Л.С. Выгодский (см.) и А.Р. Лурия (см.) в 70-е годы XX в. создали новую науку – Нейропсихологию.

Чувственная недоступность психики для наблюдения

Психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Самому чело­веку психический процесс открывает свойства объекта, но человек не знает механизм этого процесса, а изменения в органах, доступные наблюдению, не открывают смысл пси­хического процесса (см. выше). Непознаваемость психики для человека отчасти определяется нежеланием знать о своих проблемах.

Спонтанная активность психики

Психическая активность может возникать без явной внешней и внутренней причины. Появляется какой-то внутренний сти­мул, который управляет психическим миром изнутри и толкает человека на поступок. Поэтому поведение человека не может быть непосредственно выведено из физиологических сдвигов внутри организма или из физических свойств воздействующих стимулов. У психики нет жесткой про­граммы, и субъект может действовать «на много ладов» (Сеченов), психическая актив­ность проявляется как активность свободная.


Вопрос № 1.2 Психофизическая и психофизиологическая проблема. Закон Вебера – Фехнера.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЯ ПРОБЛЕМА - проблема связи между миром физических явлений, изучаемых естественными нау­ками, и психологическими феноме­нами, исследуемыми психологией. В этом смысле её можно рассматривать и как психофи­зиологическую.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - проблема связи психических явлений (возникающим психическим или сенсорным образом) с физиологиче­скими процессами, происходящими в организме и мозге человека.

Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, кото­рую изучает физика и не как ряд элек­трических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциа­лов в различных частях коры, предмет изучения физиологии.

То есть психофи­зическая и психофизиологическая проблема заключается в изучении феномена проективности и несводимости к физиологии наших психических процессов. (См. Отличительные признаки психических процессов)

Простейшим процессом, в котором проявляются все основные парадоксально-специфические характеристики психического, является ощущение. Оно состав­ляет ту исходную область сферы психических процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и непсихические или допсихические явления. Именно с трудностями перехода через эту границу связана основная суть психофизической и психофизиологической проблем.

При всех очевидных различиях в работе сенсорных анализаторов разных модальностей имеются некоторые общие зако­номерности, которые позволяют вы­делить сенсорные процессы в один класс психических явлений. Эти общие закономерно­сти в первую очередь рассматриваются психофизикой. Схема построения сенсорного образа выглядит следующим образом.

 

Дистантный стимул физический источник сигнала

Проксимальный стимул сигнал, непосредственно вызывающий раздражение анализатора

После попадания сигнала на анализатор в последнем на некоторое время сохраняется остаточный возбуждение – последова­тельный образ. Для зрительного анализатора - иконическая память.

Раздражение анализатора вызывает физиологический процесс перекодировки информации в коды нервных сигналов, в ре­зультате чего возбуждается соответст­вующие части коры головного мозга.

Формируется чувственная ткань образа. Соотношение между работой нейронной системы анализатора и возникающим в результате психическим (сенсор­ным) образом - психофизиологическая проблема. Далее в работу включается вся целостная структура нашей психики. Единичный процесс восприятия заканчива­ется вычленением предметного содержания образа. Между начальной фазой процесса – дистантным стимуломи завершающей – предметным содержанием образа устанавлива­ется тождество непосредственной данности. В этом и заключается психофизическая проблема.

Решение психофизической проблемы – отношение психики и физического мира – начинается с определения границы между психическим и физическим явле­ниями. Фехнер, основатель психофизики считал, что граница материального и идеального проходит там, где начинается ощущение. Эта величина была названа ниж­ним абсолютным порогом чувствительности (см.).
Вопрос № 2.1 РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ (См. Таблицу)

Стадия элементарной сенсорной психики

Возникновение чувствительных живых организ­мов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение за­ключается в том, что выделяются про­цессы внешней деятельности, опосредствующие отноше­ния организмов к тем свойст­вам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Так возникает способность отражения орга­низмами воздействий окружающей действительности в их объек­тивных связях и отношениях — психическое отражение.

Соответственно отражение дей­ствительности, связанное с таким строением дея­тельно­сти, имеет форму чувствительности к отдельным воздей­ствующим свойствам (или совокупности свойств), форму эле­ментарного ощущения. Эту стадию в развитии пси­хики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных.

Усложнение дея­тельности происходит в двух главных направлениях. Одно из них наиболее ярко выражено по линии эволюции, ведущей от червей к насекомым и паукообразным. Оно проявляется в том, что деятельность животных приобретает характер иногда весьма длинных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на от­дельные последовательные воздействия. Механизмом такой деятельности является механизм элементарных рефлексов - врожденных, безусловных, условных.

Стадия перцептивной психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной пси­хики, вторая стадия развития, может быть названа ста­дией перцеп­тивной психики. Она характеризуется спо­собностью отражения внешней объективной действитель­ности уже не в форме от­дельных элементарных ощуще­ний, вызываемых отдельными свойствами или их сово­купностью, но в форме отражения ве­щей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое под­готовля­ется еще на предшествующей стадии.

Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействую­щих свойств в единый целостный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действи­тельность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей. Ha разных уровнях ста­дии перцептивной психики стоит большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-види­мому, связан с переходом позвоноч­ных к наземному образу жизни.

У животных впервые возникают чувственные представления. Вместе с изменением строения дея­тельности животных и соответствующим изменением формы отражения ими действительности происходит пе­рестройка также и функции па­мяти. Теперь, на этой более высокой стадии развития память выступает в моторной сфере в форме двигательных навыков, а в сенсорной сфере в форме примитивной об­разной памяти.

Поэтому-то, будут животные легко дифференцировать между собой раз­личные воздействия или нет, и произойдет или не прои­зойдет их обобщение, зависит не столько от степени их объективного сходства, сколько от их конкретной биоло­гиче­ской роли. Главное изменение в процессах дифференциации и обобщения при переходе к перцептивной психике выража­ется в том, что у животных возникают дифференциация и обобщение образов вещей.

Стадия интеллекта

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отраже­ния действи­тельности.

При переходе к третьей, высшей ста­дии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый про­цесс дея­тельность дифференцируется теперь на две фа­зы: фазу подготовления и фазу осуществ­ления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту ин­теллектуального поведения. Интеллект возникает, сле­довательно, впервые там, где возникает процесс подго­товления возможности осуществить ту или иную опера­цию или навык.

Существенным признаком двухфазной деятельности является то, что новые условия вызывают у животного уже не про­сто пробующие движения, но пробы раз­лич­ных прежде выработавшихся способов, операций.

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Переход к сознанию представляет собой нача­ло нового, высшего этапа развития психики. Созна­тельное отражение в отличие от психического отраже­ния, свойственного животным, — это отражение пред­метной действительности в ее отделенности от налич­ных отно­шений к ней субъекта, т. е. отражение, выде­ляющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъ­екта: в сознании отражаемое вы­ступает как «предстоящее» субъекту. Выделение в сознании человека отражаемой реаль­ности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Вопрос № 2.2 Тактильные ощущения и их роль в сенсорной организации человека

Чувствительность кожи к механическим раздражениям является отражением механических свойств внешних предметов, и возникает при механическом взаимодействии живого тела и тел внешнего мира.

Материальные тела характеризуются основными физико-механическими свойствами предметов: твердостью, прочностью, гладкостью, шероховатостью, весом и т. д.

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения и давления. Тактильные анализаторы непрерывно сообщают нам о том, к чему мы прикасаемся (активное осязание) и о том, что к нам прикасается (пассивное осязание). Благодаря им мы можем примерно определить форму, вес, размер и, следовательно, определить что это за предмет.

Рецепторы тактильных ощущений расположены в коже. В собственно коже находятся разнообразные кожные рецепторы (осязательные тельца, холодовые и тепловые точки). Непосредственная связь кожи и мышеч­ной системы является основой для двигательных безусловных рефлексов, а затем для движения ощупывания как средства активного осязания у человека. Челове­ческое тело покрыто волосами в очень больших пространствах, большая часть из которых осталась в зачаточном состоянии. Осиповым и Наишевским была описана волосковая чувствительность, сочетающая в себе элементы вибрационных и тактильных ощущений.

Кончики пальцев наиболее чувствительны к прикосновениям, относительно наименее чувствительны к боли, вызываемой максимальным давлением того же механического раздражителя. Скорость проведения в кору импульсов тактильных раздражений превосходит проведение болевых импульсов в 8 раз.

Тактильные анализаторы расположены во всех зонах кожи. На некоторых более густо, на других более редко. Больше – на кончике языка, потом – губы, кончики пальцев. Меньше – на ягодицах. Рот – первый и главный орган тактильного познания, а подошвы ног обладают мини­мальной тактильной чувствительностью. Чувствительность кожи зависит собственно не от статического давления, а от перемены давления на кожный центр, которое возникает при трении разнородными предметами внешнего мира о кожу.

Чрезвычайно существенен для понимания тактильной чувствительности характер тактильного разностного или различительного порога. Тактильная различительная чувствительность выступает в двух основных формах: временной и пространственной.

Временная различительная тактильная чувствительность – тактильное различение во временной последовательности тех или иных перемен давления.

Пространственная различительная тактильная чувствительность есть главное средство для геометрического ознакомления с миром. Разность одновре­менно приходящих сигналов с кожи имеет исключительное значение для определения пространственных признаков воздействующих механических раздражите­лей (протяженность и величина, угол пространственной формы и т. д.). Необходимо подчеркнуть, что эта тактильная чувствительность кожно-механического ана­лизатора резко отличается на разных участках кожи.

Абсолютная тактильная чувствительность определяется по порогу ощущения, т.е. едва заметному ощу­щению прикосновения, возникающему при воздействии на некоторую точку кожи минимального давления предметом.

Рука играет ведущую роль в процессе активного осязания. Большой палец является точкой опоры или начальной точкой отсчета. Ведущим звеном в координатной системе является указательный палец, от которого идут передатчики импульсов движения – средний и безымянный палец. Координатная система замыкается мизинцем. Координатная система руки продолжает действо­вать при выключении мизинца и безымянного пальцев, причем тогда роль замыкателя играет средний. Координатная система нарушается, когда исключается большой или указательный пальцы.

Пространственно-тактильные различение осуществляется не только одной, но и двумя руками. Осязание обеими руками носит назва­ние бимануального осязания, где одна рука является ведущей в большинстве трудовых действий человека. При одновременном ощупывании одна рука выполняет опорную роль, а другая – различительную.

Тактильные ощущения составляют один из важнейших источников восприятия человеком пространства. На основе тактильных ощущений мы не только относим отражаемые механические свойства к определенному предмету т его пространству, но и относим действие механических раздражений к опреде­ленной части своего тела. Поэтому тактильные ощущения составляют один из источников «самоощущения» человеком собственного тела и его отдельных орга­нов. Тактильная чувствительность воспринимает нетранзиторные св-ва объекта, недоступные дистантным анализаторам.
Вопрос № 3.1 Абсолютные и различительные пороги ощущений

Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и различительные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различия. Не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций, окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических измене­ний. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражителя называется нижним абсолютным порогом (НАП). Сигналы, находящиеся ниже НАП, называют подпороговыми стимулами. Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог (ВАП). ВАП – это та максимальная сила стимула, при которой ещё ощущается его модальность.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувст­венные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он принимает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения данного индивида или становится значимым показателем его деятельности (т.н. «эффект вечеринки»)

Различительный порог (РП) – т.н. дифференциальный порог – характеризуется той минимальной разницей между двумя стимулами, при которой человек чувствует их как разные.

Пороги чувствительности связаны с чувствительностью и выносливостью психики. Люди со слабой, но чувствительной психикой (например, меланхолики и холерики) обладают низкими НАП и ВАП, и меньшим РП, а люди с устойчивой, выносливой, но грубой психикой (например, сангвиники и флегматики) – наоборот.
Вопрос № 3.2 Фазовая динамика формирования перцептивного образа

Одним из первых экспериментальных исследований развёртывания пространственных параметров перцептивного образа была работа Н.Н. Ланге (см.) «Закон пер­цепции». Ланге выделил 4 фазы перцептогенеза. Однако экспериментальные исследования динамики в школе В.М.Бехтерева, продолженные Ананьевым и Алек­сандровой и подвергнутые уточнению и дополнению в лаборатории инженерной психологии ЛГУ (опубликованы в книге Ло­мова «Человек и техника») выделили уже 6 фаз.

0) Фаза незамкнутого контура – восприняты только разрозненые части объекта.

1) Минимум визибиле (Minimum visibile), или фаз Амотфного пятна – объёкт воспринят целиком, но без деталей.

2) Мерцание формы – грубая оценка объекта, восприятие самых простых модальностей (цвета, общей формы: круглое или вытянутое).

3) Схема, или фаза Грубой формы – восприятие смысловых модальностей (острых углов и прямых линий)

4) Адекватное восприятие – полный образ объекта с незначительными ошибками.

5) Полный метрический инвариант объекта – безошибочный образ.

 

Была исследована фазовая динамика становления перцептивного образа при постепенном улучшении внутренних усло­вий восприятия.

Способы поэтапного улучшения условий восприятия:

Временны’е

Интенсивность образа.

Пространственные.

В ощущениях отражается лишь местоположение стимула. Это называется локализацией образа. При восприятии проявляется такое свойство, как предметность (см.). Поэтому в процессе восприятия объекта появляется восприятие ве­личины, формы, объемности и удаленности предметов. При восприятии пред­метов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Особенность строения человече­ского глаза такова, что изобра­жение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет мень­шим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас. Сопоставить реальный размер объекта и размер его отражения на сетчатке человеку помогает перцептивный опыт, приобретаемый в раннем детстве, и такое свойство восприятия, как константность (см.).

Временные.

Временная характеристика образа ощущения только одна: длительность воздействия стимула. Если же говорить о временных характеристиках образа восприятия, то к дли­тельности добавляются ещё две – последовательность и одновременность.

· Длительность – время воздействия стимула.

· Последовательность, или сукцессия – какой стимул шел за каким.

· Одновременность, или симультантность – сосуществование различных событий в одном временном поле.

Качественные.

Образ ощущения считается парциальным. Существует 11 видов ощущений, каждый из которых отражает лишь одну сторону (часть) мира.

Образ восприятия – комплексный продукт совместной работы ощущений разных видов, которые, сотрудничая, порождают новый продукт.

Качественная характеристика сти­мула – это модальность, модальность связана с анализаторами, ощущениями. Внутри анализатора тоже есть модальная характеристика. Образ ощущений – мономодален, образ восприятия – полимо­дален.

Интенсивность образа.

У любого вида ощущений есть интенсивность. Интенсивность образа – это его яркость, насыщенность, она зависит от «энергии» стимула (яркости света, громкости звука и т.п.). Интенсивность образа – общая характеристика для ощущения и восприятия.
Билет № 6.1. Контактные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира и телесности самого субъекта.

Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся тактильные, температурные, вибра­ционные, вкусовые и болевые рецепторы.

Эти анализаторы наиболее древние. Их самое большое количество. Контактные рецепторы абсолютно необходимы, они способствуют выживанию человека.

Тактильные ощущения

Это ощущения прикосновения и давления. Тактильные анализаторы непрерывно сообщают нам о том, к чему мы прикасаемся (активное) и о том, что к нам прикасается (пассивное). Благодаря им мы можем примерно определить форму, вес, размер и, следовательно, определить что это за предмет.

Уникальное свойство тактильной чувствительности – прикасаясь к чему-то, мы ощущаем как объект, так и самого себя, т.е. получаем знания об объекте и о са­мом себе. Тактильная чувствительность воспринимает нетранзиторные свойства объекта, недоступные дистантным анализаторам.

Температурные ощущения

Сообщают о том, какова температура окружающего мира по сравнению с нашим телом. Обеспечиваются двумя видами рецепторов:

1. Реагирующими на то, что теплее человека

2. Реагирующими на то, что холоднее человека (Их больше, так как переохлаждение опасно для нас)

Температурная чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Кожа обладает способностью довольно быстро адап­тироваться к разным температурам, причём разные части кожи имеют не одинаковую скорость адаптации. Субъективным термическим нулём, который не даёт никаких температурных ощущений, являются средние температуры, примерно равные температуре кожи.

Вибрационные ощущения

Находятся в тесной связи со слухом и тактильными ощущениями. Это самые древние анализаторы. Это реакция человека на низкочистотные колебания окру­жающей среды. Вибрационная чувствительность может частично заменять слух. Кости хорошо передают вибрацию. Мозг утомляется от постоянно вибрирующей среды (у водителей, лётчиков…) Когда человек говорит, то он слышит и вибрацию изнутри. Поэтому он не узнаёт свой голос в записи.

Вкусовые ощущения

Существует 4 вида вкуса: сладкое, солёное, кислое и горькое.

Вкусовая чувствительность связана с хемочувствительностью. Поэтому зависит от внутренней среды организма. Например: если у человека понижена pH желу­дочного сока, то понижен и порог к кислому.

Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ. Главной вкусовой областью является слизи­стая оболочка языка, особенно его кончик, кроя и основания; середина языка и его нижняя поверхность лишены вкусовой чувствительности.

Болевые ощущения

Это результат определённой, превышающей известный предел интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного раздражителя.

Болевые рецепторы расположены на всей поверхности тела, но обслуживают и внутреннюю среду. Болевые ощущения связаны с инстинктом самосохранения, они сигнализируют об опасности для организма. Долевые рецепторы лишены миелиновой оболочки. Мозг не имеет болевых рецепторов.

Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость.

Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно. Боль относительно плохо, не точно локализуется.

Значение контактных ощущений в жизнедеятельности человека очень велико: они способствуют выживанию человека. Поэтому контактные рецепторы не подчиняются сознанию, их нельзя «отключить». Хотя такие виды рецепторов, как температурные и болевые, могут изменять чувствительность под действием гипноза и самогипноза.


Вопрос № 6.2 Константность восприятия и ее приспособительное значение

Константность, являющаяся одним из основных свойств восприятия, обеспечивает человеку познание окру­жающего мира в относительно устойчивых призна­ках, характеристике и отношения становятся для него инвариантными, несмотря на значительные вариации в изменениях непосредственного раздражителя.

Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Константность восприятия выража­ется в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимаю­щего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет пред­мета и освещение, в котором он является.

Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше вос­приятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяю­щего нас от предмета при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически непре­рывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигаю­щихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющи­вающихся и растягивающихся пятен и бликов неопи­суемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие преврати­лось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности.

Константность величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сет­чатке) увеличивается, когда расстояние до него сокра­щается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дис­танции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая вели­чина остается почти неизменной.

Константность формы. Точно так же формы отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каж­дом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Видимая форма предметов оста­ется относительно постоянной в соответствии с объективной формой самих предметов.

Роль коры головного мозга.

Кора головного мозга регулирует вестибулярные функции условно-рефлекторно.

Длительное и постоянное, стационарное возбуждение вестибулярного аппарата является фоном, на котором возникают временные и срочные корковые реакции на определенные раздражители:

1) тяжесть с ее направлением (рецепторы, сигналы которой идут от отолитовых органов)

2) ускорение положительные и отрицательные (рецепторные сигналы, которые идут от полукружных каналов)

Возникающие корковые реакции на перемены тяжести тела и ее направления и ускорения движущегося тела вызывают торможение фоновой автоматической регуляции равновесия тела (включая мозжечковую)

Его громкость

Высота

Тембр

При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адап­тация очень не велика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука.

Далеко не все звуки, в зависимости от высоты, воспринимаются нашим ухом. Звуки находящиеся выше ВАП, называют ультразвуком, а звуки, расположенные ниже НАП – инфразвуком. Человек ощущает слухом, т.е. адекватно отражает частоту колебаний волн от 16-20 (НАП) до 20000-22000 (ВАП) колебаний (почти на протяжении 11 октав).

Существует два порога различения высоты:

Порог простого различия

Порог направления.

Способность определять направление, из которого исходит звук, обусловлена бинауральным характером нашего слуха, т.е. тем, что мы воспринимаем звук двумя ушами.

Диапазон слу­хового различения звуковых волн значительно больший, чем световых волн. В этом обстоятельстве заложена одна из причин исключительного сигнального значе­ния звуков для эволюции приспособления животных организмов к среде. Звук принадлежит к числу сильнейших, хотя и кратковременно действующих безусловных раздражителей, а именно – раздражителей безусловного ориентиро­вочного рефлекса.

Центральное место в диапазонах слышимых звуков занимает зона звуков человеческой речи. По мере удаления от этой зоны слуховые ощущения человека ста­новятся менее точными, требуют большей специальной дифференцировки и упражнений.

Лишь речевой слух и мышечные ощущения речедвигательного аппарата являются одновременно составной частью как первой, так и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности человека.

Слуховой аппарат, способный анализировать колебания материальных частиц, возник у позвоночных животных с переходом к наземному существованию. Так сложились три основные части слухового рецептора: наруж­ное (внешнее) ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Неразрывная связь и взаимодействие этих трех частей слухового органа чувств составляет процесс трансформации звуковых колебаний в нервный процесс. Можно считать, что наружное и среднее ухо являются звукопроводящими механизмами, а первичный анализ звуков на периферии осуществляет внутреннее ухо, точнее улитка с ее основной мембраной. Наружное ухо у человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Среднее ухо состоит из барабанной перепонки и кинематической цепи трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Внутреннее ухо отделено от среднего уха, а два отверстия между ними (овальное и круглое окошки) затянуты перепонкой, а в овальное окошко довольно плотно входит основание стремечка. В самом внутреннем ухе имеется три промежуточные среды между слухоразличительным органом – перепончатой улиткой – и цепью слуховых косточек, проводящих звуковые колебания. Этими тремя промежуточными средами являются: а) перилимфа, б) соединительнотканная оболочка перепончатого лабиринта и в) эндолимфа, в которую по­гружены слухочувствительные клетки.

Работа слухового рецептора заключается в превращении физической энергии звуковых колебаний в физиологический нервный процесс.

Вибрационные ощущения.

Внешний мир воздействует на организм человека многообразно, в том числе и давлением среды на поверхность тела человека. Анализ давления и прикоснове­ния отдельных предметов внешнего мира к кожной поверхности человеческого тела осуществляется тактильными ощущениями. Но периодическое изменение дав­ления в виде колебаний воздушной среды и движущихся тел отражается своеобразно в качестве вибрационных ощущений.

Вибрационная чувствительность тормозится слуховой и тактильной чувствительностью, но в то же время возбуждение вибрационных механизмов тела имеет значение для усиления как слуховых, так и тактильных ощущений.

Установлено, что едва заметное ощущение вибрации возникает при сообщении телу 6-8 колебаний в секунду. Эта величина является абсолютным порогом вибрационных ощущений. Однако эта величина не является постоянной.

Существует несколько гипотез относительно рецепторов вибрационной чувствительности:

1) Гипотеза тактильного происхождения вибрационной чувствительности.

2) Костная проводимость вибраций

3) Гипотеза, выдвинутая и разработанная Бехтеревым. Согласно его «общетканевой» гипотезе вибрационная чувствительность является одной из самых об­щих форм чувствительности животного организма и человека.

Вибрационная чувствительность свойственна и внешним и внутренним органам человеческого тела, она является как бы отражением передачи вибраций из внешней среды во внутреннюю. В этом отличие ее от тактильной чувствительности, являющейся типичной формой внешних ощущений, возникающих при непо­средственном взаимодействии кожной поверхности с предметами внешнего мира.
Билет № 9.2 Сравнительный анализ обобщенности образа восприятия и обобщенности образа представлений.

Как для образа восприятия, так и для образа представления важна такая вторичная характеристика, как обобщённость. Обобщённость является сквозным параметром всех психических процессов, рассмотрение этого свойства привело к вопросу о необходимости взаимосвязи восприятия и памяти.

Обобщённость восприятия – стремление психики выделить совокупность значимых характеристик объекта или ситуации, сохранение которой ведёт к субъективному ощущению знакомства с объектом или ситуацией.

Ощущение знакомства с ситуацией сигнализирует о необходимости обращения к опыту. Если же этого ощущения не возникает, это становится сигналом для организма подготовиться к стрессу, вызванному необходимостью адаптации к новой ситуации. Механизм обобщённости позволяет человеку не тратить время и не «изобретать велосипед» в уже знакомой ситуации.

Иногда в механизме обобщённости восприятия возникают сбои, что приводит к ощущениям дежавю (уже виденное) и жамевю (никогда не виденное).

Обобщённость представления – стремление психики отнести образ к какому-либо классу объектов, обобщить его.

Обобщённость представления сильно влияет на сам образ представления, на отношение к предмету. Например, городские жители могут легко отравиться в лесу «волчьим лыком», т.к. считают, что все черные ягоды спелые и, следовательно, съедобные.


Билет № 10.1 Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека.

Зрительный рецептор.

Зрительным рецептором является глаз, находящийся в глазнице (отверстии черепа). Внешний вид человеческого глаза сви­детельствует о сочетании в нем собственно оптических свойств (поглощение и отражение света), двигательных свойств (движение век, сужение и расширение зрачка) и секреторных свойств.

Качественные характеристики зрения:

А) Светлота - интенсивные ощущения светлоты воспринимаемого предмета. Светлотные ощущения способствуют выделению яркости цвета

Б) цветовой тон – волновые свойства цвета

В) Насыщенность цвета – степень выраженности данного цветового тона.

Г) Предметность – отнесенность светлоты, цветового тона и насыщенности к определённому предмету внешнего мира.

Функционирование уровней.

В организации сложных движений участвуют, как правило, несколько уровней – тот на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.101 с.)