Постепенное увеличение продолжительности экспонирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постепенное увеличение продолжительности экспонирования.



Однако поэтапность динамики восприятия была установлена в ситуации улучшения внешних условий восприятия и, кроме того, она охватывает только зри­тельную модальность.

В более поздних экспериментах в качестве фактора, снижающего внутренние помехи, было избрано улучшение условий процесса симультанирования образа, методика поэлементного кинопредъявления частей контура при постепенном нарастании скорости проекции.

Обнаруженная в условиях симультанирования стадия разорванности внутренней структуры или разомкнутости кон­тура в описанной Б.Ф. Ломовым после­довательности фаз не зафиксирована.

Однако со следующей стадии начинается отчётливо выраженная структурная общность выделенных фаз.

Были проведены эксперименты по исследованию становления образа формы обязательной модальности. Так, в исследо­ваниях процесса построения образа в об­ласти пассивного осязания при последовательном обведении частей контура была обнаружена стадия незамкнутого контура.
Билет № 4.1 Кинестетические ощущения

Кинестетические ощущения – это ощущения движения отдельных частей тела.

Кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами сможет ощу­тить положение и движение своих членов.

Им­пульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепто­ров вследствие изменений, происходящих в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и иг­рают существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Вы­падение проприоцептивных раздражений влечёт за собой более или менее значительное рас­стройство координации движений.

Отчасти это нарушение координа­ции может корректиро­ваться зрением. Кинестезия находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений, с другой стороны вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные коор­динации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют очень важную роль в формировании у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Суще­ственной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстро- к проприорецепторам. Такой переход имеет место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот, клавиа­туры, доверяясь искусству своей руки.
Вопрос № 4.2 Целостность образа восприятия и законы гештальта

Уже в рамках описания свойства предметности (см.) по существу был затронут ряд феноменов, непосред­ственно примыкающих к свойствам целостности перцептивного об­раза. И такое взаимопроникновение не случайно, поскольку предметность и целостность органически взаимосвязаны. По­этому воплощающие их эмпирические факты получены в контексте исследований одного и того же экспериментально-психологического направления – гештальт-психологии. Если пред­метность характеризует различие в типе связи между эл. внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих элементов с фоном – с дру­гой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами образа и им самим.

Целостность относится, таким образом, не к различиям во взаимосвязях разных частей друг с дру­гом, а именно к отношениям этих разных частей к целому. Гештальтпсихологией эмпирически выяв­лены два основных аспекта – влияние целого на восприятие частей и факторы объеди­нения частей в целое. Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом фе­номена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и за­ключается в доминирова­нии целостной структуры образа над восприятием его отдельных элементов.

Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчет­ливо демонстрируется характером восприятия двойст­венных изображений. Такого рода детерминирующее влияние целого проявляет себя в области модальных харак­теристик образа. Так, по данным Фукса, один и тот же средний желто-зеленый кружок видится как зеленый, если он воспринимается в окружении сине-зеленых кружков, и как желтый, если он воспри­нимается в струк­туре из желтых кружков.

Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами вы­ражается в том, что если заменить отдельные элементы, но со­хранить соотношения между ними, то об­щая структура образа остается неизменной. Так, еще Х. Эренфельс подчеркнул, что при проигрывании одной и той же мелодии на разных инструментах или в разных регистрах она воспринимается как та же самая. Автономность целостного гештальта здесь проявляется столь же отчетливо, как и в первой форме его доминирования.

Наконец, третья форма преобладания це­лого над частями получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения интегральной структуры при выпадении ее частей. Так, в штри­ховых изображе­ниях воспроизведения нескольких точек контура человеческого лица все же достаточно для его целостного восприятия. Известны также факты помехоустойчивости восприятия строки печатного текста при наложении помех на 85% ее площади.

В обоих случаях эффект определяется не самими по себе характеристиками данного элемента, а именно его местом в общей структуре, что и выражает эмпири­ческое существо первого из аспектов со­отношения целого и частей. Хотя гештальт-психология в своих теоретических позициях исходила из изначальности и пер­вичности целого по отношению к элементам, в ее экспериментальном материале – в полном соответствии с несомненным общенаучным положением о том, что целое состоит из элементов и поэтому в каких-то своих характеристиках неизбежно от них зависит – содержатся факты, вопло­щающие второй аспект этого соотно­шения – зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элементов. Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических зако­нов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:

1. Фактор близости. При прочих равных люди воспринимают как совокупность или целое объекты, близкие друг к другу (пучок волос, группа)

  1. Фактор замкнутости. При прочих равных люди воспринимают как совокупность или целое объекты, в совокупно­сти составляющие замкнутый контур или замкнутую трех­мерную поверхность.
  2. Фактор хорошей формы. При прочих равных люди воспринимают как совокупность или целое объекты, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т.д.
  3. Фактор коллективного движения. При прочих равных люди воспринимают как совокупность или целое объекты, совершающие совместное перемещение в одном направлении (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).
  4. Фактор однородности. При прочих равных люди воспринимают как совокупность или целое объекты, похожие друг на друга (формой, цветом и т.п.).

Таким образом, все выделенные факторы, на основе которых элементы связываются в целостную структуру, суть не что иное, как разные частные формы об­щего объединяющего их начала – однородно­сти по какому-либо из пространственно-временных или модальных признаков. Но однородность есть выражение огра­ниченности разнообразия. Связывание элементов в группы по их однородным призна­кам реализует, тем самым, тенденцию ограничения разнообразия формирую­щихся структур или тен­денцию уменьшения числа степеней свободы отдельных элементов. Организация группировок частей в целое осуществляется в таком на­правлении, чтобы количество степеней свободы частей оказалось ми­нимизированным.

Последний момент, который целесообразно в этом описании подчеркнуть, заключается в том, что в обоих рассмотренных аспектах феномена целостности реа­лизующая ее тенденция минимизации коли­чества степеней свободы элементов проявляется и в пространственно-временных, и в модально-интен­сивностных их характеристиках. В перечне факторов объединения элементов модальные и интенсивностные характери­стики представлены меньше по той простой причине, что в силу трехмерности пространства коли­чество конкретных признаков, в которых выражена однородность элементов, значительно больше, чем соот­ветствующее количество конкретных модальных и ин­тенсивностных характеристик. В итоге есть осно­вания заключить, что целостность, как и константность и предметность, является свойством "второго порядка", т. е. свойством основных первичных характеристик образа – пространственно-временных и модально-интенсивностных.
Вопрос № 5.1 Дистантные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира.

Дистантные ощущения (ДО) – ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира. ДО возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. Среди ДО выделяют зрение, слух и обоняние.

Зрение позволяет нам воспринимать нам цветовой тон, светлоту, насыщенность цветов, и т.д. Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн (см.)), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой - рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки. Эти ощущения имеют большое значение в жизни человека. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он также воспитывается и формируется. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечнососудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам, отрицательно влияют на умственную деятельность, поэтому осуществляются специальные меры по борьбе с ними.

Никакие другие ощущения не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельное. Оно обладает более или менее ярко вы­раженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи не­стерпимые и другие – упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении так велика, что породила целую отрасль промышленности – парфюмерную.


Вопрос № 5.2 Первичные характеристики образа восприятия (пространственно-временные, модальные и интенсивностные) и их сравнение с характеристиками образа ощущения.

Первичные характеристики как образа ощущения, так и образа восприятия, разделяют на 4 группы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.45.48 (0.011 с.)