Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постепенное увеличение продолжительности экспонирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Однако поэтапность динамики восприятия была установлена в ситуации улучшения внешних условий восприятия и, кроме того, она охватывает только зрительную модальность. В более поздних экспериментах в качестве фактора, снижающего внутренние помехи, было избрано улучшение условий процесса симультанирования образа, методика поэлементного кинопредъявления частей контура при постепенном нарастании скорости проекции. Обнаруженная в условиях симультанирования стадия разорванности внутренней структуры или разомкнутости контура в описанной Б.Ф. Ломовым последовательности фаз не зафиксирована. Однако со следующей стадии начинается отчётливо выраженная структурная общность выделенных фаз. Были проведены эксперименты по исследованию становления образа формы обязательной модальности. Так, в исследованиях процесса построения образа в области пассивного осязания при последовательном обведении частей контура была обнаружена стадия незамкнутого контура. Кинестетические ощущения – это ощущения движения отдельных частей тела. Кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами сможет ощутить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепторов вследствие изменений, происходящих в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может корректироваться зрением. Кинестезия находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений, с другой стороны вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют очень важную роль в формировании у нас пространственных восприятий и представлений. Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстро- к проприорецепторам. Такой переход имеет место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот, клавиатуры, доверяясь искусству своей руки. Уже в рамках описания свойства предметности (см.) по существу был затронут ряд феноменов, непосредственно примыкающих к свойствам целостности перцептивного образа. И такое взаимопроникновение не случайно, поскольку предметность и целостность органически взаимосвязаны. Поэтому воплощающие их эмпирические факты получены в контексте исследований одного и того же экспериментально-психологического направления – гештальт-психологии. Если предметность характеризует различие в типе связи между эл. внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих элементов с фоном – с другой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами образа и им самим. Целостность относится, таким образом, не к различиям во взаимосвязях разных частей друг с другом, а именно к отношениям этих разных частей к целому. Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных аспекта – влияние целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры образа над восприятием его отдельных элементов. Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений. Такого рода детерминирующее влияние целого проявляет себя в области модальных характеристик образа. Так, по данным Фукса, один и тот же средний желто-зеленый кружок видится как зеленый, если он воспринимается в окружении сине-зеленых кружков, и как желтый, если он воспринимается в структуре из желтых кружков. Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной. Так, еще Х. Эренфельс подчеркнул, что при проигрывании одной и той же мелодии на разных инструментах или в разных регистрах она воспринимается как та же самая. Автономность целостного гештальта здесь проявляется столь же отчетливо, как и в первой форме его доминирования. Наконец, третья форма преобладания целого над частями получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения интегральной структуры при выпадении ее частей. Так, в штриховых изображениях воспроизведения нескольких точек контура человеческого лица все же достаточно для его целостного восприятия. Известны также факты помехоустойчивости восприятия строки печатного текста при наложении помех на 85% ее площади. В обоих случаях эффект определяется не самими по себе характеристиками данного элемента, а именно его местом в общей структуре, что и выражает эмпирическое существо первого из аспектов соотношения целого и частей. Хотя гештальт-психология в своих теоретических позициях исходила из изначальности и первичности целого по отношению к элементам, в ее экспериментальном материале – в полном соответствии с несомненным общенаучным положением о том, что целое состоит из элементов и поэтому в каких-то своих характеристиках неизбежно от них зависит – содержатся факты, воплощающие второй аспект этого соотношения – зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элементов. Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие: 1. Фактор близости. При прочих равных люди воспринимают как совокупность или целое объекты, близкие друг к другу (пучок волос, группа)
Таким образом, все выделенные факторы, на основе которых элементы связываются в целостную структуру, суть не что иное, как разные частные формы общего объединяющего их начала – однородности по какому-либо из пространственно-временных или модальных признаков. Но однородность есть выражение ограниченности разнообразия. Связывание элементов в группы по их однородным признакам реализует, тем самым, тенденцию ограничения разнообразия формирующихся структур или тенденцию уменьшения числа степеней свободы отдельных элементов. Организация группировок частей в целое осуществляется в таком направлении, чтобы количество степеней свободы частей оказалось минимизированным. Последний момент, который целесообразно в этом описании подчеркнуть, заключается в том, что в обоих рассмотренных аспектах феномена целостности реализующая ее тенденция минимизации количества степеней свободы элементов проявляется и в пространственно-временных, и в модально-интенсивностных их характеристиках. В перечне факторов объединения элементов модальные и интенсивностные характеристики представлены меньше по той простой причине, что в силу трехмерности пространства количество конкретных признаков, в которых выражена однородность элементов, значительно больше, чем соответствующее количество конкретных модальных и интенсивностных характеристик. В итоге есть основания заключить, что целостность, как и константность и предметность, является свойством "второго порядка", т. е. свойством основных первичных характеристик образа – пространственно-временных и модально-интенсивностных. Дистантные ощущения (ДО) – ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира. ДО возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. Среди ДО выделяют зрение, слух и обоняние. Зрение позволяет нам воспринимать нам цветовой тон, светлоту, насыщенность цветов, и т.д. Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн (см.)), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой - рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира. Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки. Эти ощущения имеют большое значение в жизни человека. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он также воспитывается и формируется. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечнососудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам, отрицательно влияют на умственную деятельность, поэтому осуществляются специальные меры по борьбе с ними. Никакие другие ощущения не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельное. Оно обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении так велика, что породила целую отрасль промышленности – парфюмерную. Вопрос № 5.2 Первичные характеристики образа восприятия (пространственно-временные, модальные и интенсивностные) и их сравнение с характеристиками образа ощущения. Первичные характеристики как образа ощущения, так и образа восприятия, разделяют на 4 группы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.177 (0.009 с.) |