Пространственные – физические характеристики образа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственные – физические характеристики образа.



Временны’е

Качественные – модальность образа.

Интенсивность образа.

Пространственные.

В ощущениях отражается лишь местоположение стимула. Это называется локализацией образа. При восприятии проявляется такое свойство, как предметность (см.). Поэтому в процессе восприятия объекта появляется восприятие ве­личины, формы, объемности и удаленности предметов. При восприятии пред­метов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Особенность строения человече­ского глаза такова, что изобра­жение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет мень­шим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас. Сопоставить реальный размер объекта и размер его отражения на сетчатке человеку помогает перцептивный опыт, приобретаемый в раннем детстве, и такое свойство восприятия, как константность (см.).

Временные.

Временная характеристика образа ощущения только одна: длительность воздействия стимула. Если же говорить о временных характеристиках образа восприятия, то к дли­тельности добавляются ещё две – последовательность и одновременность.

· Длительность – время воздействия стимула.

· Последовательность, или сукцессия – какой стимул шел за каким.

· Одновременность, или симультантность – сосуществование различных событий в одном временном поле.

Качественные.

Образ ощущения считается парциальным. Существует 11 видов ощущений, каждый из которых отражает лишь одну сторону (часть) мира.

Образ восприятия – комплексный продукт совместной работы ощущений разных видов, которые, сотрудничая, порождают новый продукт.

Качественная характеристика сти­мула – это модальность, модальность связана с анализаторами, ощущениями. Внутри анализатора тоже есть модальная характеристика. Образ ощущений – мономодален, образ восприятия – полимо­дален.

Интенсивность образа.

У любого вида ощущений есть интенсивность. Интенсивность образа – это его яркость, насыщенность, она зависит от «энергии» стимула (яркости света, громкости звука и т.п.). Интенсивность образа – общая характеристика для ощущения и восприятия.
Билет № 6.1. Контактные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира и телесности самого субъекта.

Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся тактильные, температурные, вибра­ционные, вкусовые и болевые рецепторы.

Эти анализаторы наиболее древние. Их самое большое количество. Контактные рецепторы абсолютно необходимы, они способствуют выживанию человека.

Тактильные ощущения

Это ощущения прикосновения и давления. Тактильные анализаторы непрерывно сообщают нам о том, к чему мы прикасаемся (активное) и о том, что к нам прикасается (пассивное). Благодаря им мы можем примерно определить форму, вес, размер и, следовательно, определить что это за предмет.

Уникальное свойство тактильной чувствительности – прикасаясь к чему-то, мы ощущаем как объект, так и самого себя, т.е. получаем знания об объекте и о са­мом себе. Тактильная чувствительность воспринимает нетранзиторные свойства объекта, недоступные дистантным анализаторам.

Температурные ощущения

Сообщают о том, какова температура окружающего мира по сравнению с нашим телом. Обеспечиваются двумя видами рецепторов:

1. Реагирующими на то, что теплее человека

2. Реагирующими на то, что холоднее человека (Их больше, так как переохлаждение опасно для нас)

Температурная чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Кожа обладает способностью довольно быстро адап­тироваться к разным температурам, причём разные части кожи имеют не одинаковую скорость адаптации. Субъективным термическим нулём, который не даёт никаких температурных ощущений, являются средние температуры, примерно равные температуре кожи.

Вибрационные ощущения

Находятся в тесной связи со слухом и тактильными ощущениями. Это самые древние анализаторы. Это реакция человека на низкочистотные колебания окру­жающей среды. Вибрационная чувствительность может частично заменять слух. Кости хорошо передают вибрацию. Мозг утомляется от постоянно вибрирующей среды (у водителей, лётчиков…) Когда человек говорит, то он слышит и вибрацию изнутри. Поэтому он не узнаёт свой голос в записи.

Вкусовые ощущения

Существует 4 вида вкуса: сладкое, солёное, кислое и горькое.

Вкусовая чувствительность связана с хемочувствительностью. Поэтому зависит от внутренней среды организма. Например: если у человека понижена pH желу­дочного сока, то понижен и порог к кислому.

Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ. Главной вкусовой областью является слизи­стая оболочка языка, особенно его кончик, кроя и основания; середина языка и его нижняя поверхность лишены вкусовой чувствительности.

Болевые ощущения

Это результат определённой, превышающей известный предел интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного раздражителя.

Болевые рецепторы расположены на всей поверхности тела, но обслуживают и внутреннюю среду. Болевые ощущения связаны с инстинктом самосохранения, они сигнализируют об опасности для организма. Долевые рецепторы лишены миелиновой оболочки. Мозг не имеет болевых рецепторов.

Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость.

Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно. Боль относительно плохо, не точно локализуется.

Значение контактных ощущений в жизнедеятельности человека очень велико: они способствуют выживанию человека. Поэтому контактные рецепторы не подчиняются сознанию, их нельзя «отключить». Хотя такие виды рецепторов, как температурные и болевые, могут изменять чувствительность под действием гипноза и самогипноза.


Вопрос № 6.2 Константность восприятия и ее приспособительное значение

Константность, являющаяся одним из основных свойств восприятия, обеспечивает человеку познание окру­жающего мира в относительно устойчивых призна­ках, характеристике и отношения становятся для него инвариантными, несмотря на значительные вариации в изменениях непосредственного раздражителя.

Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Константность восприятия выража­ется в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимаю­щего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет пред­мета и освещение, в котором он является.

Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше вос­приятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяю­щего нас от предмета при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически непре­рывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигаю­щихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющи­вающихся и растягивающихся пятен и бликов неопи­суемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие преврати­лось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности.

Константность величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сет­чатке) увеличивается, когда расстояние до него сокра­щается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дис­танции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая вели­чина остается почти неизменной.

Константность формы. Точно так же формы отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каж­дом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Видимая форма предметов оста­ется относительно постоянной в соответствии с объективной формой самих предметов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.012 с.)