Несводимость психических явлений к биологическим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несводимость психических явлений к биологическим.



Психическая жизнь объективно существует, но невидима для окружаю­щих (распределена по всему телу и сконцентрирована в головном мозге). Психические процессы не могут наблюдаться напрямую, но выражаются в каких-либо действиях (см. П. Экман, И.М. Сеченов). Все тело психично, т. к. является инструментом и формой психического. В описании психических процессов нельзя ограничиваться только физиологическими характеристиками, по физиологическим изменениям невозможно представить, на что реагирует организм. Однако попытки связать психику и работу мозга были. Л.С. Выгодский (см.) и А.Р. Лурия (см.) в 70-е годы XX в. создали новую науку – Нейропсихологию.

Чувственная недоступность психики для наблюдения

Психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Самому чело­веку психический процесс открывает свойства объекта, но человек не знает механизм этого процесса, а изменения в органах, доступные наблюдению, не открывают смысл пси­хического процесса (см. выше). Непознаваемость психики для человека отчасти определяется нежеланием знать о своих проблемах.

Спонтанная активность психики

Психическая активность может возникать без явной внешней и внутренней причины. Появляется какой-то внутренний сти­мул, который управляет психическим миром изнутри и толкает человека на поступок. Поэтому поведение человека не может быть непосредственно выведено из физиологических сдвигов внутри организма или из физических свойств воздействующих стимулов. У психики нет жесткой про­граммы, и субъект может действовать «на много ладов» (Сеченов), психическая актив­ность проявляется как активность свободная.


Вопрос № 1.2 Психофизическая и психофизиологическая проблема. Закон Вебера – Фехнера.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЯ ПРОБЛЕМА - проблема связи между миром физических явлений, изучаемых естественными нау­ками, и психологическими феноме­нами, исследуемыми психологией. В этом смысле её можно рассматривать и как психофи­зиологическую.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - проблема связи психических явлений (возникающим психическим или сенсорным образом) с физиологиче­скими процессами, происходящими в организме и мозге человека.

Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, кото­рую изучает физика и не как ряд элек­трических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциа­лов в различных частях коры, предмет изучения физиологии.

То есть психофи­зическая и психофизиологическая проблема заключается в изучении феномена проективности и несводимости к физиологии наших психических процессов. (См. Отличительные признаки психических процессов)

Простейшим процессом, в котором проявляются все основные парадоксально-специфические характеристики психического, является ощущение. Оно состав­ляет ту исходную область сферы психических процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и непсихические или допсихические явления. Именно с трудностями перехода через эту границу связана основная суть психофизической и психофизиологической проблем.

При всех очевидных различиях в работе сенсорных анализаторов разных модальностей имеются некоторые общие зако­номерности, которые позволяют вы­делить сенсорные процессы в один класс психических явлений. Эти общие закономерно­сти в первую очередь рассматриваются психофизикой. Схема построения сенсорного образа выглядит следующим образом.

 

Дистантный стимул физический источник сигнала

Проксимальный стимул сигнал, непосредственно вызывающий раздражение анализатора

После попадания сигнала на анализатор в последнем на некоторое время сохраняется остаточный возбуждение – последова­тельный образ. Для зрительного анализатора - иконическая память.

Раздражение анализатора вызывает физиологический процесс перекодировки информации в коды нервных сигналов, в ре­зультате чего возбуждается соответст­вующие части коры головного мозга.

Формируется чувственная ткань образа. Соотношение между работой нейронной системы анализатора и возникающим в результате психическим (сенсор­ным) образом - психофизиологическая проблема. Далее в работу включается вся целостная структура нашей психики. Единичный процесс восприятия заканчива­ется вычленением предметного содержания образа. Между начальной фазой процесса – дистантным стимуломи завершающей – предметным содержанием образа устанавлива­ется тождество непосредственной данности. В этом и заключается психофизическая проблема.

Решение психофизической проблемы – отношение психики и физического мира – начинается с определения границы между психическим и физическим явле­ниями. Фехнер, основатель психофизики считал, что граница материального и идеального проходит там, где начинается ощущение. Эта величина была названа ниж­ним абсолютным порогом чувствительности (см.).
Вопрос № 2.1 РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ (См. Таблицу)

Стадия элементарной сенсорной психики

Возникновение чувствительных живых организ­мов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение за­ключается в том, что выделяются про­цессы внешней деятельности, опосредствующие отноше­ния организмов к тем свойст­вам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Так возникает способность отражения орга­низмами воздействий окружающей действительности в их объек­тивных связях и отношениях — психическое отражение.

Соответственно отражение дей­ствительности, связанное с таким строением дея­тельно­сти, имеет форму чувствительности к отдельным воздей­ствующим свойствам (или совокупности свойств), форму эле­ментарного ощущения. Эту стадию в развитии пси­хики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных.

Усложнение дея­тельности происходит в двух главных направлениях. Одно из них наиболее ярко выражено по линии эволюции, ведущей от червей к насекомым и паукообразным. Оно проявляется в том, что деятельность животных приобретает характер иногда весьма длинных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на от­дельные последовательные воздействия. Механизмом такой деятельности является механизм элементарных рефлексов - врожденных, безусловных, условных.

Стадия перцептивной психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной пси­хики, вторая стадия развития, может быть названа ста­дией перцеп­тивной психики. Она характеризуется спо­собностью отражения внешней объективной действитель­ности уже не в форме от­дельных элементарных ощуще­ний, вызываемых отдельными свойствами или их сово­купностью, но в форме отражения ве­щей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое под­готовля­ется еще на предшествующей стадии.

Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействую­щих свойств в единый целостный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действи­тельность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей. Ha разных уровнях ста­дии перцептивной психики стоит большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-види­мому, связан с переходом позвоноч­ных к наземному образу жизни.

У животных впервые возникают чувственные представления. Вместе с изменением строения дея­тельности животных и соответствующим изменением формы отражения ими действительности происходит пе­рестройка также и функции па­мяти. Теперь, на этой более высокой стадии развития память выступает в моторной сфере в форме двигательных навыков, а в сенсорной сфере в форме примитивной об­разной памяти.

Поэтому-то, будут животные легко дифференцировать между собой раз­личные воздействия или нет, и произойдет или не прои­зойдет их обобщение, зависит не столько от степени их объективного сходства, сколько от их конкретной биоло­гиче­ской роли. Главное изменение в процессах дифференциации и обобщения при переходе к перцептивной психике выража­ется в том, что у животных возникают дифференциация и обобщение образов вещей.

Стадия интеллекта

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отраже­ния действи­тельности.

При переходе к третьей, высшей ста­дии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый про­цесс дея­тельность дифференцируется теперь на две фа­зы: фазу подготовления и фазу осуществ­ления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту ин­теллектуального поведения. Интеллект возникает, сле­довательно, впервые там, где возникает процесс подго­товления возможности осуществить ту или иную опера­цию или навык.

Существенным признаком двухфазной деятельности является то, что новые условия вызывают у животного уже не про­сто пробующие движения, но пробы раз­лич­ных прежде выработавшихся способов, операций.

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Переход к сознанию представляет собой нача­ло нового, высшего этапа развития психики. Созна­тельное отражение в отличие от психического отраже­ния, свойственного животным, — это отражение пред­метной действительности в ее отделенности от налич­ных отно­шений к ней субъекта, т. е. отражение, выде­ляющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъ­екта: в сознании отражаемое вы­ступает как «предстоящее» субъекту. Выделение в сознании человека отражаемой реаль­ности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Вопрос № 2.2 Тактильные ощущения и их роль в сенсорной организации человека

Чувствительность кожи к механическим раздражениям является отражением механических свойств внешних предметов, и возникает при механическом взаимодействии живого тела и тел внешнего мира.

Материальные тела характеризуются основными физико-механическими свойствами предметов: твердостью, прочностью, гладкостью, шероховатостью, весом и т. д.

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения и давления. Тактильные анализаторы непрерывно сообщают нам о том, к чему мы прикасаемся (активное осязание) и о том, что к нам прикасается (пассивное осязание). Благодаря им мы можем примерно определить форму, вес, размер и, следовательно, определить что это за предмет.

Рецепторы тактильных ощущений расположены в коже. В собственно коже находятся разнообразные кожные рецепторы (осязательные тельца, холодовые и тепловые точки). Непосредственная связь кожи и мышеч­ной системы является основой для двигательных безусловных рефлексов, а затем для движения ощупывания как средства активного осязания у человека. Челове­ческое тело покрыто волосами в очень больших пространствах, большая часть из которых осталась в зачаточном состоянии. Осиповым и Наишевским была описана волосковая чувствительность, сочетающая в себе элементы вибрационных и тактильных ощущений.

Кончики пальцев наиболее чувствительны к прикосновениям, относительно наименее чувствительны к боли, вызываемой максимальным давлением того же механического раздражителя. Скорость проведения в кору импульсов тактильных раздражений превосходит проведение болевых импульсов в 8 раз.

Тактильные анализаторы расположены во всех зонах кожи. На некоторых более густо, на других более редко. Больше – на кончике языка, потом – губы, кончики пальцев. Меньше – на ягодицах. Рот – первый и главный орган тактильного познания, а подошвы ног обладают мини­мальной тактильной чувствительностью. Чувствительность кожи зависит собственно не от статического давления, а от перемены давления на кожный центр, которое возникает при трении разнородными предметами внешнего мира о кожу.

Чрезвычайно существенен для понимания тактильной чувствительности характер тактильного разностного или различительного порога. Тактильная различительная чувствительность выступает в двух основных формах: временной и пространственной.

Временная различительная тактильная чувствительность – тактильное различение во временной последовательности тех или иных перемен давления.

Пространственная различительная тактильная чувствительность есть главное средство для геометрического ознакомления с миром. Разность одновре­менно приходящих сигналов с кожи имеет исключительное значение для определения пространственных признаков воздействующих механических раздражите­лей (протяженность и величина, угол пространственной формы и т. д.). Необходимо подчеркнуть, что эта тактильная чувствительность кожно-механического ана­лизатора резко отличается на разных участках кожи.

Абсолютная тактильная чувствительность определяется по порогу ощущения, т.е. едва заметному ощу­щению прикосновения, возникающему при воздействии на некоторую точку кожи минимального давления предметом.

Рука играет ведущую роль в процессе активного осязания. Большой палец является точкой опоры или начальной точкой отсчета. Ведущим звеном в координатной системе является указательный палец, от которого идут передатчики импульсов движения – средний и безымянный палец. Координатная система замыкается мизинцем. Координатная система руки продолжает действо­вать при выключении мизинца и безымянного пальцев, причем тогда роль замыкателя играет средний. Координатная система нарушается, когда исключается большой или указательный пальцы.

Пространственно-тактильные различение осуществляется не только одной, но и двумя руками. Осязание обеими руками носит назва­ние бимануального осязания, где одна рука является ведущей в большинстве трудовых действий человека. При одновременном ощупывании одна рука выполняет опорную роль, а другая – различительную.

Тактильные ощущения составляют один из важнейших источников восприятия человеком пространства. На основе тактильных ощущений мы не только относим отражаемые механические свойства к определенному предмету т его пространству, но и относим действие механических раздражений к опреде­ленной части своего тела. Поэтому тактильные ощущения составляют один из источников «самоощущения» человеком собственного тела и его отдельных орга­нов. Тактильная чувствительность воспринимает нетранзиторные св-ва объекта, недоступные дистантным анализаторам.
Вопрос № 3.1 Абсолютные и различительные пороги ощущений

Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и различительные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различия. Не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций, окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических измене­ний. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражителя называется нижним абсолютным порогом (НАП). Сигналы, находящиеся ниже НАП, называют подпороговыми стимулами. Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог (ВАП). ВАП – это та максимальная сила стимула, при которой ещё ощущается его модальность.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувст­венные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он принимает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения данного индивида или становится значимым показателем его деятельности (т.н. «эффект вечеринки»)

Различительный порог (РП) – т.н. дифференциальный порог – характеризуется той минимальной разницей между двумя стимулами, при которой человек чувствует их как разные.

Пороги чувствительности связаны с чувствительностью и выносливостью психики. Люди со слабой, но чувствительной психикой (например, меланхолики и холерики) обладают низкими НАП и ВАП, и меньшим РП, а люди с устойчивой, выносливой, но грубой психикой (например, сангвиники и флегматики) – наоборот.
Вопрос № 3.2 Фазовая динамика формирования перцептивного образа

Одним из первых экспериментальных исследований развёртывания пространственных параметров перцептивного образа была работа Н.Н. Ланге (см.) «Закон пер­цепции». Ланге выделил 4 фазы перцептогенеза. Однако экспериментальные исследования динамики в школе В.М.Бехтерева, продолженные Ананьевым и Алек­сандровой и подвергнутые уточнению и дополнению в лаборатории инженерной психологии ЛГУ (опубликованы в книге Ло­мова «Человек и техника») выделили уже 6 фаз.

0) Фаза незамкнутого контура – восприняты только разрозненые части объекта.

1) Минимум визибиле (Minimum visibile), или фаз Амотфного пятна – объёкт воспринят целиком, но без деталей.

2) Мерцание формы – грубая оценка объекта, восприятие самых простых модальностей (цвета, общей формы: круглое или вытянутое).

3) Схема, или фаза Грубой формы – восприятие смысловых модальностей (острых углов и прямых линий)

4) Адекватное восприятие – полный образ объекта с незначительными ошибками.

5) Полный метрический инвариант объекта – безошибочный образ.

 

Была исследована фазовая динамика становления перцептивного образа при постепенном улучшении внутренних усло­вий восприятия.

Способы поэтапного улучшения условий восприятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.147 (0.02 с.)