Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние взаимодействия ощущений на динамику чувствительности.

Поиск

При взаимодействии ощущений наблюдается изменение уровня чувствительности одного анализатора под влиянием раздражения других ана­лизаторов, т.е. изменять чувствитель­ность одного анализатора можно не только прямым путем, упражняя его, но и воздей­ствуя на него через раздражители других анализаторов. Например, зрение при сильном звуковом раздражении ухудшается, при слабом – наоборот; при слабых кислых ощущениях – улучшается сумеречное зрение, а при запрокидывании головы – ухудшается световое зрение.


Билет № 13.2 Апперцепция и ее значение в процессах восприятия

Апперцепция – комплекс актуальных образов восприятия и образов, сформированных в прошлом опыте и воплощённых в тех извлекаемых из памяти эталонов, с которыми сличается каждый актуальный образ восприятия.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фи­гур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых могли бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В про­цессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Знание и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы, тем не менее, безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разной конструкции и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролёр ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет делать это, а потому, что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребёнка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук ребёнка.

Существует тест тематической апперцепции. Испытуемому показывают серию картинок, где изображены люди в разных ситуациях. В зависимости от личного опыта, каждый испытуемый видит что-то своё.
Билет № 14.1 Роль микро- и макродвижений в формировании образа восприятия

Если приглядеться, модно заметить, что зрачки глаз постоянно движутся. Всю совокупность движений глаз можно разделить на микродвижения и макродвижения.

Микродвижения

Фиксация внимания, направленная на какой-либо элемент неподвижного объекта, сопровождается фиксацией взора. Со стороны фиксация взора воспринимается как неподвижность глаз.

В действительности, она сопровождается тремя видами движения глаз:

Ø Саккадами – маленькими непроизвольными скачками, одинаковыми для обоих глаз.

Ø Дрейфом – медленным неупорядоченным движением зрительных осей, при котором однако сохраняется определённая неизменность их положения.

Ø Тремором – высоким по частоте, но малым по амплитуде колебательным движением осей глаз.

Дело том, что для оптимальной работы зрительного анализатора необходимо постоянное движение сетчаточного изображения (иначе через 1-3 секунды исчезают все видимые различия – появляется пустое поле).

Движение головы, моргание, скачки глаз, дрейфы и тремор во время фиксации взора направлены на какой-то элемент неподвижного предмета, создают некоторую подвижность сетчаточного изображения и препятствуют образованию пустого поля.

Для смены точек фиксации «используется» скачок. Это позволяет направить наиболее совершенную область сетчатки на определённый элемент объекта восприятия. Для любого скачка характерна почти идеальная тождественность движений обоих глаз и большая скорость. В норме продолжительность скачков у различных наблюдателей примерно одна и та же (она не может произвольно изменяться наблюдателем).

Макродвижения

Выделяют две разновидности макродвижений:

Ø Прослеживание – возникает, если объект движется, оно может быть «включено» или «выключено» усилием воли.

Ø Большие скачки – необходимы для оптимальных условий решения некоторых задач (визуальная оценка пропорций, длин отрезков, сравнение площадей, углов).


Билет № 14.2 Иерархия уровней регуляции движений (по Н.А.Бернштейну): уровни C, D и E.

Николай Александрович Бернштейн (см.) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии деятельности.

Проводя свои исследования, Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. Сигналы обратной связи сообщают в головной мозг большое количество разнообразной информации. Они сообщают о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о её пространственном положении, о предметном результате движения. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.

Причём под уровнями следует понимать буквально морфологиче-ские «слои» в ЦНС. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Не вдаваясь в анатомические подробности локализации уровней, опишем просто, какой класс движений соответствует какому уровню.

Уровень С (корковый уровень) – на него поступает информация о внешнем пространстве. На нём строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – их форме, положению, длине, весу и пр. Он руководит движениями, направленными на внешний мир. Это та более высокая ступенька иерархической лестницы, на которой появляется внешний мир как пространство, наполненное предметами.

Как только появляется пространственное поле, значительную роль начинают играть дистантные ощущения.

На уровне С меняется характер действий. Если действия направлены на предмет, они не цикличны, не склонны повторяться, имеют четко выраженные начало и конец. Например, хочется прикоснуться к чему-то – прикасаюсь; стало скучно – убираю руку.

На уровне С играют дети при манипулятивной игре.

Уровень С можно разделить на два уровня:

Уровень С1 более низкий, на нем остается осадок уровня В. На уровне С1 для человека или животного еще важно отслеживание траектории движений.

На уровне С2 становится важным только предмет, а не действия в пространстве по отношению к нему. На уровне С2 человек или животное достаточно свободно используют любую часть своего тела, независимо от траектории.

Уровень D (корковый уровень) – назван уровнем предметных, или смысловых действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Примеры: шнуровка ботинок, чистка картошки, фехтование, жонглирование, работа хирурга и т.д.

Уровень D управляет смысловыми действиями в пространстве. Смысловые действия – действия с предметом, смысловую роль которого определяют сами люди. Уровень D у ребенка очень активно формируется после первого года жизни. Ребенок лавинообразно осваивает огромное количество культурных действий: есть ложкой, пить из чашки, надевать одежду.

Уровень Е (корковый уровень) – это уровень интеллектуальных двигательных актов. Движения этого уровня определяются отвлечённым, вербальным смыслом.

Уровень E управляет всеми видами символических действий: говорение, речь, чтение, письмо, изобразительное рисование, актерская деятельность и так далее. Способность к осуществлению символических действий появляется у ребенка в возрасте примерно 1,5 лет (по Жану Пиаже). Ребенок впервые обнаруживает, что можно подумать о чем-то, чего нет в ситуации «здесь и сейчас», а также об этом сказать, нарисовать, в действиях показать другим или себе. Появляется способность использовать предмет, который есть в наличии, как средство, как знак для обозначения того, о чем думаешь.

Функционирование уровней.

В организации сложных движений участвуют, как правило, несколько уровней – тот на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне.

Формально одно и то же движение может строиться, на разных ведущих уровнях или, по-другому говоря, использоваться для своих целей разными уровнями. Ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.77 (0.008 с.)