Пороги и формы статико-динамических ощущений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пороги и формы статико-динамических ощущений



Пороги статистических ощущений при определении выхода тела из нормального вертикального положения (движения качающегося, а не вращающегося кресла) различаются в зависимости от направления.
Вопрос № 7.2 Предметность восприятия

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, обобщенность и целостность.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в виде набора связанных друг с другом ощущений. Предметность восприятия проявля­ется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в про­странстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна - предмет - воспри­нимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая - фон - как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограни­ченное поле. Таким образом, воспринимаемая реаль­ность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру - образ предмета, фон окружающего предмет простран­ства.

Впервые попытку систематического исследования фигуры и фона предпринял Рубин. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами и обладающая меньшей площадью стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее, воспринимается как фон; здесь возможность раз­деления на фигуру и фон определяется ограни­ченностью в пространстве. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается не воспринятой. Границу между фоном и фигурой обычно относят к фигуре, а не к фону, который в общем случае может не быть обозримым. Существует различная чувствительность к фигуре и фону. Порог чувствительности ниже у фона, т.к. нам важнее контролировать окружающее пространство, потому что существует инстинкт самосохранения.

Следует обратить внимание, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совер­шенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предме­том. Без участия движения образы вос­приятия не обладали бы свойством предметности, т.е. отнесенности к объектам внеш­него мира. Заговорив о роли движений в обеспечении предметности восприятия, мы не можем не остановиться на более де­тальном рассмотрении моторного компонента восприятия. К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупы­ваю­щей предмет; движение глаза, прослеживающего внешний контур; движение гортани, воспроизводящей звук и т.д.


Вопрос № 8.1 Обоняние и вкус.

Рецепторами вкусовых ощущений являются вкусовые луковицы, состоящие из чувствительных вкусовых клеток, соединённых с нервными волокнами. У взрослого человека вкусовые луковицы расположены главным образом на кончике, по краям и на задней поверхности языка. Середина верхней поверхности и вся нижняя поверхность языка не чувствительна к вкусу. Вкусовые луковицы также имеются на нёбе, миндалинах и задней стенке глотки. У детей область распростра­нения вкусовых луковиц гораздо шире, чем у взрослых.

Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки, погружённые в слизистую оболочку так называемой обонятельной области. Раздражите­лями для рецепторов обоняния служит различные пахучие вещества, проникающие в нос вместе с воздухом. У взрослого человека площадь обонятельной площади при­близительно равна 480 мм². У новорожденного она значительно больше. Это объясняется тем, что у новорожденных ведущими ощущениями являются вкусовые и обонятельные. Именно благодаря им ребёнок получает максимальное количество информации об окружающем мире, они же обеспечивают новорожденному удов­летворение его основных потребностей. В процессе развития обонятельные и вкусовые ощущения уступают место более информативным ощущениям, в первую очередь зрению.

Вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкусов в значительной мере зависит от примеси обонятельных ощу­щений. Это связано с тем, что у вкусовых и обонятельных рецепторов общий предок – хеморецепторы слизистых оболочек. Кроме этого к вкусовым ощущениям примешиваются тактильные и температурные ощущения, ощущения от рецепторов, находящихся в области слизистой оболочке во рту. Так своеобразие «острой» или «вяжущей» пищи во многом зависит от тактильных рецепторов, а характерный вкус мяты главным образом связан с холодовыми рецепторами.

Если исключить все эти примеси обонятельных, тактильных и температурных ощущений, то собственно вкусовые ощущения сведутся к четырём: сладкое, ки­слое, солёное, горькое. Сочетание этих четырёх компонентов позволяет получить многообразные вкусовые варианты. В отличие от вкусовых обонятельные ощуще­ния не могут быть сведены к сочетанию основных запахов. Поэтому строгой классификации запахов не существует. Все запахи привязывают к конкретному пред­мету, который обладает ими. Как и для вкусовых ощущений, большую роль в получении запаха играют примеси других ощущений: вкусовых, тактильных и темпе­ратурных.

Чувствительности обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода. После нескольких часов голодания усиливается абсолютная чувст­вительность к сладкому, увеличивается, но в меньшей степени, чувствительность к кислому. Это даёт основание предполагать, что обонятельные и вкусовые ощу­щения в значительной мере связаны с необходимостью удовлетворения потребности в пище.

Индивидуальные различия вкусовых ощущений у людей не велики, но бывают исключения. Так существуют люди, которые способны в значительно большей степени, по сравнению с большинством людей, различать компоненты запаха и вкуса. Вкусовые и обонятельные ощущения можно развивать с помощью постоян­ных тренировок. Это учитывается при освоении профессии дегустатора.
Билет № 8.2. Развитие и окультуривание сенсорики человека в онтогенезе

В ходе онтогенеза (естественного развития) человека происходит накопление перцептивного опыта. Перцептивный опыт способствует сенсорному развитию человека.

Сенсорное развитие – развитие чувствительности рецепторов, достигается обогащением сенсорной среды, т.е. увеличением количества разных источников стимулов.

Сенсорное развитие – естественный процесс, и ограничено только богатством сенсорной среды, т.е. оно, так или иначе, идёт до тех пор, пока человек не испытает все доступные ощущения. От уровня сенсорного развития зависит развитие интеллекта. Например, дети-маугли, воспитанные животными или те, о которых совсем не заботились родители, обладали сенсорным развитием того возраста, когда о них перестали заботиться, и, как следствие, таким же низким интеллектом.

Для стимулирования сенсорного развития ребенка родители должны применять сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие ребёнка с помощью обогащения (наполнения) и окультуривания (т.е. вербализации) сенсорной среды.

Сенсорное воспитание осуществляется с помощью детских игр:

v Для развития зрения:

Ø Какого цвета?

Ø Найди цвет, форму

Ø Что изменилось (в комнате, в одежде)?

Ø Назови оттенок

v Для развития слуха:

Ø Повтори ритм

Ø Какой звук выше?

Ø Закрой глаза и прислушайся (на улице, в квартире и т.п.)

Ø Слепец и поводырь

v Для развития вкуса и обоняния:

Ø Открой рот, закрой глаза

Ø Чем пахнет?

Ø Назови вкус

v Для развития осязания:

Ø Волшебный мешочек

Ø Осязательные подушечки

Ø Тряпочный альбом

В более старшем возрасте обычно начинается сенсорное развитие одной-двух модальностей, связанное с профессиональным сенсорным тренингом.

Профессиональный сенсорный тренинг (П.С.Т.) – целенаправленное развитие чувствительности сенсоров, необходимых для профессиональной деятельности (музыкальный слух у музыканта, вкус у дегустатора и т.п.).

В ходе П.С.Т. люди добиваются невероятных результатов, неоднократно описанных в литературе и кинематографе.


Билет № 9.1 Слуховые и вибрационные ощущения: специфика и различия.

Все явления слуховых ощущений связаны с особенностями звуковых волн, возникающих вследствие коле­баний источника звука в упругой среде.

Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процес­сами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах. Основными свойствами всякого звука являются:

Его громкость

Высота

Тембр

При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адап­тация очень не велика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука.

Далеко не все звуки, в зависимости от высоты, воспринимаются нашим ухом. Звуки находящиеся выше ВАП, называют ультразвуком, а звуки, расположенные ниже НАП – инфразвуком. Человек ощущает слухом, т.е. адекватно отражает частоту колебаний волн от 16-20 (НАП) до 20000-22000 (ВАП) колебаний (почти на протяжении 11 октав).

Существует два порога различения высоты:

Порог простого различия

Порог направления.

Способность определять направление, из которого исходит звук, обусловлена бинауральным характером нашего слуха, т.е. тем, что мы воспринимаем звук двумя ушами.

Диапазон слу­хового различения звуковых волн значительно больший, чем световых волн. В этом обстоятельстве заложена одна из причин исключительного сигнального значе­ния звуков для эволюции приспособления животных организмов к среде. Звук принадлежит к числу сильнейших, хотя и кратковременно действующих безусловных раздражителей, а именно – раздражителей безусловного ориентиро­вочного рефлекса.

Центральное место в диапазонах слышимых звуков занимает зона звуков человеческой речи. По мере удаления от этой зоны слуховые ощущения человека ста­новятся менее точными, требуют большей специальной дифференцировки и упражнений.

Лишь речевой слух и мышечные ощущения речедвигательного аппарата являются одновременно составной частью как первой, так и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности человека.

Слуховой аппарат, способный анализировать колебания материальных частиц, возник у позвоночных животных с переходом к наземному существованию. Так сложились три основные части слухового рецептора: наруж­ное (внешнее) ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Неразрывная связь и взаимодействие этих трех частей слухового органа чувств составляет процесс трансформации звуковых колебаний в нервный процесс. Можно считать, что наружное и среднее ухо являются звукопроводящими механизмами, а первичный анализ звуков на периферии осуществляет внутреннее ухо, точнее улитка с ее основной мембраной. Наружное ухо у человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Среднее ухо состоит из барабанной перепонки и кинематической цепи трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Внутреннее ухо отделено от среднего уха, а два отверстия между ними (овальное и круглое окошки) затянуты перепонкой, а в овальное окошко довольно плотно входит основание стремечка. В самом внутреннем ухе имеется три промежуточные среды между слухоразличительным органом – перепончатой улиткой – и цепью слуховых косточек, проводящих звуковые колебания. Этими тремя промежуточными средами являются: а) перилимфа, б) соединительнотканная оболочка перепончатого лабиринта и в) эндолимфа, в которую по­гружены слухочувствительные клетки.

Работа слухового рецептора заключается в превращении физической энергии звуковых колебаний в физиологический нервный процесс.

Вибрационные ощущения.

Внешний мир воздействует на организм человека многообразно, в том числе и давлением среды на поверхность тела человека. Анализ давления и прикоснове­ния отдельных предметов внешнего мира к кожной поверхности человеческого тела осуществляется тактильными ощущениями. Но периодическое изменение дав­ления в виде колебаний воздушной среды и движущихся тел отражается своеобразно в качестве вибрационных ощущений.

Вибрационная чувствительность тормозится слуховой и тактильной чувствительностью, но в то же время возбуждение вибрационных механизмов тела имеет значение для усиления как слуховых, так и тактильных ощущений.

Установлено, что едва заметное ощущение вибрации возникает при сообщении телу 6-8 колебаний в секунду. Эта величина является абсолютным порогом вибрационных ощущений. Однако эта величина не является постоянной.

Существует несколько гипотез относительно рецепторов вибрационной чувствительности:

1) Гипотеза тактильного происхождения вибрационной чувствительности.

2) Костная проводимость вибраций

3) Гипотеза, выдвинутая и разработанная Бехтеревым. Согласно его «общетканевой» гипотезе вибрационная чувствительность является одной из самых об­щих форм чувствительности животного организма и человека.

Вибрационная чувствительность свойственна и внешним и внутренним органам человеческого тела, она является как бы отражением передачи вибраций из внешней среды во внутреннюю. В этом отличие ее от тактильной чувствительности, являющейся типичной формой внешних ощущений, возникающих при непо­средственном взаимодействии кожной поверхности с предметами внешнего мира.
Билет № 9.2 Сравнительный анализ обобщенности образа восприятия и обобщенности образа представлений.

Как для образа восприятия, так и для образа представления важна такая вторичная характеристика, как обобщённость. Обобщённость является сквозным параметром всех психических процессов, рассмотрение этого свойства привело к вопросу о необходимости взаимосвязи восприятия и памяти.

Обобщённость восприятия – стремление психики выделить совокупность значимых характеристик объекта или ситуации, сохранение которой ведёт к субъективному ощущению знакомства с объектом или ситуацией.

Ощущение знакомства с ситуацией сигнализирует о необходимости обращения к опыту. Если же этого ощущения не возникает, это становится сигналом для организма подготовиться к стрессу, вызванному необходимостью адаптации к новой ситуации. Механизм обобщённости позволяет человеку не тратить время и не «изобретать велосипед» в уже знакомой ситуации.

Иногда в механизме обобщённости восприятия возникают сбои, что приводит к ощущениям дежавю (уже виденное) и жамевю (никогда не виденное).

Обобщённость представления – стремление психики отнести образ к какому-либо классу объектов, обобщить его.

Обобщённость представления сильно влияет на сам образ представления, на отношение к предмету. Например, городские жители могут легко отравиться в лесу «волчьим лыком», т.к. считают, что все черные ягоды спелые и, следовательно, съедобные.


Билет № 10.1 Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека.

Зрительный рецептор.

Зрительным рецептором является глаз, находящийся в глазнице (отверстии черепа). Внешний вид человеческого глаза сви­детельствует о сочетании в нем собственно оптических свойств (поглощение и отражение света), двигательных свойств (движение век, сужение и расширение зрачка) и секреторных свойств.

Качественные характеристики зрения:

А) Светлота - интенсивные ощущения светлоты воспринимаемого предмета. Светлотные ощущения способствуют выделению яркости цвета

Б) цветовой тон – волновые свойства цвета

В) Насыщенность цвета – степень выраженности данного цветового тона.

Г) Предметность – отнесенность светлоты, цветового тона и насыщенности к определённому предмету внешнего мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.036 с.)