Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пороги и формы статико-динамических ощущенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пороги статистических ощущений при определении выхода тела из нормального вертикального положения (движения качающегося, а не вращающегося кресла) различаются в зависимости от направления. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, обобщенность и целостность. Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в виде набора связанных друг с другом ощущений. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна - предмет - воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая - фон - как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру - образ предмета, фон окружающего предмет пространства. Впервые попытку систематического исследования фигуры и фона предпринял Рубин. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами и обладающая меньшей площадью стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее, воспринимается как фон; здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется ограниченностью в пространстве. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается не воспринятой. Границу между фоном и фигурой обычно относят к фигуре, а не к фону, который в общем случае может не быть обозримым. Существует различная чувствительность к фигуре и фону. Порог чувствительности ниже у фона, т.к. нам важнее контролировать окружающее пространство, потому что существует инстинкт самосохранения. Следует обратить внимание, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы свойством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира. Заговорив о роли движений в обеспечении предметности восприятия, мы не можем не остановиться на более детальном рассмотрении моторного компонента восприятия. К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движение глаза, прослеживающего внешний контур; движение гортани, воспроизводящей звук и т.д. Вопрос № 8.1 Обоняние и вкус. Рецепторами вкусовых ощущений являются вкусовые луковицы, состоящие из чувствительных вкусовых клеток, соединённых с нервными волокнами. У взрослого человека вкусовые луковицы расположены главным образом на кончике, по краям и на задней поверхности языка. Середина верхней поверхности и вся нижняя поверхность языка не чувствительна к вкусу. Вкусовые луковицы также имеются на нёбе, миндалинах и задней стенке глотки. У детей область распространения вкусовых луковиц гораздо шире, чем у взрослых. Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки, погружённые в слизистую оболочку так называемой обонятельной области. Раздражителями для рецепторов обоняния служит различные пахучие вещества, проникающие в нос вместе с воздухом. У взрослого человека площадь обонятельной площади приблизительно равна 480 мм². У новорожденного она значительно больше. Это объясняется тем, что у новорожденных ведущими ощущениями являются вкусовые и обонятельные. Именно благодаря им ребёнок получает максимальное количество информации об окружающем мире, они же обеспечивают новорожденному удовлетворение его основных потребностей. В процессе развития обонятельные и вкусовые ощущения уступают место более информативным ощущениям, в первую очередь зрению. Вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкусов в значительной мере зависит от примеси обонятельных ощущений. Это связано с тем, что у вкусовых и обонятельных рецепторов общий предок – хеморецепторы слизистых оболочек. Кроме этого к вкусовым ощущениям примешиваются тактильные и температурные ощущения, ощущения от рецепторов, находящихся в области слизистой оболочке во рту. Так своеобразие «острой» или «вяжущей» пищи во многом зависит от тактильных рецепторов, а характерный вкус мяты главным образом связан с холодовыми рецепторами. Если исключить все эти примеси обонятельных, тактильных и температурных ощущений, то собственно вкусовые ощущения сведутся к четырём: сладкое, кислое, солёное, горькое. Сочетание этих четырёх компонентов позволяет получить многообразные вкусовые варианты. В отличие от вкусовых обонятельные ощущения не могут быть сведены к сочетанию основных запахов. Поэтому строгой классификации запахов не существует. Все запахи привязывают к конкретному предмету, который обладает ими. Как и для вкусовых ощущений, большую роль в получении запаха играют примеси других ощущений: вкусовых, тактильных и температурных. Чувствительности обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода. После нескольких часов голодания усиливается абсолютная чувствительность к сладкому, увеличивается, но в меньшей степени, чувствительность к кислому. Это даёт основание предполагать, что обонятельные и вкусовые ощущения в значительной мере связаны с необходимостью удовлетворения потребности в пище. Индивидуальные различия вкусовых ощущений у людей не велики, но бывают исключения. Так существуют люди, которые способны в значительно большей степени, по сравнению с большинством людей, различать компоненты запаха и вкуса. Вкусовые и обонятельные ощущения можно развивать с помощью постоянных тренировок. Это учитывается при освоении профессии дегустатора. В ходе онтогенеза (естественного развития) человека происходит накопление перцептивного опыта. Перцептивный опыт способствует сенсорному развитию человека. Сенсорное развитие – развитие чувствительности рецепторов, достигается обогащением сенсорной среды, т.е. увеличением количества разных источников стимулов. Сенсорное развитие – естественный процесс, и ограничено только богатством сенсорной среды, т.е. оно, так или иначе, идёт до тех пор, пока человек не испытает все доступные ощущения. От уровня сенсорного развития зависит развитие интеллекта. Например, дети-маугли, воспитанные животными или те, о которых совсем не заботились родители, обладали сенсорным развитием того возраста, когда о них перестали заботиться, и, как следствие, таким же низким интеллектом. Для стимулирования сенсорного развития ребенка родители должны применять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие ребёнка с помощью обогащения (наполнения) и окультуривания (т.е. вербализации) сенсорной среды. Сенсорное воспитание осуществляется с помощью детских игр: v Для развития зрения: Ø Какого цвета? Ø Найди цвет, форму Ø Что изменилось (в комнате, в одежде)? Ø Назови оттенок v Для развития слуха: Ø Повтори ритм Ø Какой звук выше? Ø Закрой глаза и прислушайся (на улице, в квартире и т.п.) Ø Слепец и поводырь v Для развития вкуса и обоняния: Ø Открой рот, закрой глаза Ø Чем пахнет? Ø Назови вкус v Для развития осязания: Ø Волшебный мешочек Ø Осязательные подушечки Ø Тряпочный альбом В более старшем возрасте обычно начинается сенсорное развитие одной-двух модальностей, связанное с профессиональным сенсорным тренингом. Профессиональный сенсорный тренинг (П.С.Т.) – целенаправленное развитие чувствительности сенсоров, необходимых для профессиональной деятельности (музыкальный слух у музыканта, вкус у дегустатора и т.п.). В ходе П.С.Т. люди добиваются невероятных результатов, неоднократно описанных в литературе и кинематографе. Билет № 9.1 Слуховые и вибрационные ощущения: специфика и различия. Все явления слуховых ощущений связаны с особенностями звуковых волн, возникающих вследствие колебаний источника звука в упругой среде. Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах. Основными свойствами всякого звука являются: Его громкость Высота Тембр При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень не велика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Далеко не все звуки, в зависимости от высоты, воспринимаются нашим ухом. Звуки находящиеся выше ВАП, называют ультразвуком, а звуки, расположенные ниже НАП – инфразвуком. Человек ощущает слухом, т.е. адекватно отражает частоту колебаний волн от 16-20 (НАП) до 20000-22000 (ВАП) колебаний (почти на протяжении 11 октав). Существует два порога различения высоты: Порог простого различия Порог направления. Способность определять направление, из которого исходит звук, обусловлена бинауральным характером нашего слуха, т.е. тем, что мы воспринимаем звук двумя ушами. Диапазон слухового различения звуковых волн значительно больший, чем световых волн. В этом обстоятельстве заложена одна из причин исключительного сигнального значения звуков для эволюции приспособления животных организмов к среде. Звук принадлежит к числу сильнейших, хотя и кратковременно действующих безусловных раздражителей, а именно – раздражителей безусловного ориентировочного рефлекса. Центральное место в диапазонах слышимых звуков занимает зона звуков человеческой речи. По мере удаления от этой зоны слуховые ощущения человека становятся менее точными, требуют большей специальной дифференцировки и упражнений. Лишь речевой слух и мышечные ощущения речедвигательного аппарата являются одновременно составной частью как первой, так и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности человека. Слуховой аппарат, способный анализировать колебания материальных частиц, возник у позвоночных животных с переходом к наземному существованию. Так сложились три основные части слухового рецептора: наружное (внешнее) ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Неразрывная связь и взаимодействие этих трех частей слухового органа чувств составляет процесс трансформации звуковых колебаний в нервный процесс. Можно считать, что наружное и среднее ухо являются звукопроводящими механизмами, а первичный анализ звуков на периферии осуществляет внутреннее ухо, точнее улитка с ее основной мембраной. Наружное ухо у человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Среднее ухо состоит из барабанной перепонки и кинематической цепи трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Внутреннее ухо отделено от среднего уха, а два отверстия между ними (овальное и круглое окошки) затянуты перепонкой, а в овальное окошко довольно плотно входит основание стремечка. В самом внутреннем ухе имеется три промежуточные среды между слухоразличительным органом – перепончатой улиткой – и цепью слуховых косточек, проводящих звуковые колебания. Этими тремя промежуточными средами являются: а) перилимфа, б) соединительнотканная оболочка перепончатого лабиринта и в) эндолимфа, в которую погружены слухочувствительные клетки. Работа слухового рецептора заключается в превращении физической энергии звуковых колебаний в физиологический нервный процесс. Вибрационные ощущения. Внешний мир воздействует на организм человека многообразно, в том числе и давлением среды на поверхность тела человека. Анализ давления и прикосновения отдельных предметов внешнего мира к кожной поверхности человеческого тела осуществляется тактильными ощущениями. Но периодическое изменение давления в виде колебаний воздушной среды и движущихся тел отражается своеобразно в качестве вибрационных ощущений. Вибрационная чувствительность тормозится слуховой и тактильной чувствительностью, но в то же время возбуждение вибрационных механизмов тела имеет значение для усиления как слуховых, так и тактильных ощущений. Установлено, что едва заметное ощущение вибрации возникает при сообщении телу 6-8 колебаний в секунду. Эта величина является абсолютным порогом вибрационных ощущений. Однако эта величина не является постоянной. Существует несколько гипотез относительно рецепторов вибрационной чувствительности: 1) Гипотеза тактильного происхождения вибрационной чувствительности. 2) Костная проводимость вибраций 3) Гипотеза, выдвинутая и разработанная Бехтеревым. Согласно его «общетканевой» гипотезе вибрационная чувствительность является одной из самых общих форм чувствительности животного организма и человека. Вибрационная чувствительность свойственна и внешним и внутренним органам человеческого тела, она является как бы отражением передачи вибраций из внешней среды во внутреннюю. В этом отличие ее от тактильной чувствительности, являющейся типичной формой внешних ощущений, возникающих при непосредственном взаимодействии кожной поверхности с предметами внешнего мира. Как для образа восприятия, так и для образа представления важна такая вторичная характеристика, как обобщённость. Обобщённость является сквозным параметром всех психических процессов, рассмотрение этого свойства привело к вопросу о необходимости взаимосвязи восприятия и памяти. Обобщённость восприятия – стремление психики выделить совокупность значимых характеристик объекта или ситуации, сохранение которой ведёт к субъективному ощущению знакомства с объектом или ситуацией. Ощущение знакомства с ситуацией сигнализирует о необходимости обращения к опыту. Если же этого ощущения не возникает, это становится сигналом для организма подготовиться к стрессу, вызванному необходимостью адаптации к новой ситуации. Механизм обобщённости позволяет человеку не тратить время и не «изобретать велосипед» в уже знакомой ситуации. Иногда в механизме обобщённости восприятия возникают сбои, что приводит к ощущениям дежавю (уже виденное) и жамевю (никогда не виденное). Обобщённость представления – стремление психики отнести образ к какому-либо классу объектов, обобщить его. Обобщённость представления сильно влияет на сам образ представления, на отношение к предмету. Например, городские жители могут легко отравиться в лесу «волчьим лыком», т.к. считают, что все черные ягоды спелые и, следовательно, съедобные. Билет № 10.1 Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека. Зрительный рецептор. Зрительным рецептором является глаз, находящийся в глазнице (отверстии черепа). Внешний вид человеческого глаза свидетельствует о сочетании в нем собственно оптических свойств (поглощение и отражение света), двигательных свойств (движение век, сужение и расширение зрачка) и секреторных свойств. Качественные характеристики зрения: А) Светлота - интенсивные ощущения светлоты воспринимаемого предмета. Светлотные ощущения способствуют выделению яркости цвета Б) цветовой тон – волновые свойства цвета В) Насыщенность цвета – степень выраженности данного цветового тона. Г) Предметность – отнесенность светлоты, цветового тона и насыщенности к определённому предмету внешнего мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.009 с.) |